19
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 1



Воспитательная программа
профилактической работы МБОУ СШ №1
по предупреждению приобщения учащихся
к употреблению наркотических средств
«Мы – против наркотиков!»
Программу составила
Рехлицкая Г.А
учитель биологии
и экологии
г.Вилючинск
Камчатский край
2017г.
Содержание:
1.Структура программы…………………………………………….3
2. Обоснование выбора проблематики программы……………..4
3. Концептуальные основы программы………………..………....5
4. Цель и задачи программы……………………………………….6
5. Ожидаемые результаты реализации программы……………..8
6. Основные положения содержания и направления
профилактической деятельности………………………………….9
7. Критерии оценки эффективности программы………………15
8. Использованная литература……………………………………17
9. Приложения………………………………………………………18
Структура программы.
Обоснование выбора проблематики.
Концептуальные основы программы. Цели и задачи.
Ожидаемые результаты реализации.
Основные положения содержания и направления профилактической деятельности.
Критерии оценки эффективности программы.
Обоснование выбора проблематики программы.
В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.
Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.
Концептуальные основы программы, цели и задачи.
В современных условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха, с выделением негативной роли наркотических веществ, препятствующих успешности и являющихся критерием, снижающим уровень жизни и адаптацию в основных значимых сферах - социальной, микросоциальной, психологической. Подобный подход к профилактической работе с подростками старшего возраста по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию. Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.
Цель программы:
- Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной
личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным
факторам жизни.
Задачи программы:
- Предупредить возникновение у подростков установки на желание
попробовать наркотик;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Формирование мышления, направленного на достижения своих жизненных
целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам
здоровья;
- Формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью –
основе успешного становления личности, потребности быть принятым и
понятым в обществе.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
Системность - построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.
Дифференциация - деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.
Увлекательность - информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.
Порциальность - профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или
токсикоманические вещества;
- Укрепление общего соматического, психического здоровья детей и
подростков;
- Повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;
- Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в
образовательном учреждении;
- Проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности
учащихся.
Основные положения содержания и направления
профилактической деятельности.
Наша программа направлена на воспитание у школьников полного непрятия наркотиков в своей жизни. Для того чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.
Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание программы в основном нацелено на обучение и помощь молодым людям в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, преодоление стресса). То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения.
При реализации программы используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность.
Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Работа с детьми.
В работе выделяется информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент.
Информационный компонент включает в себя все сведения об аспектах наркотизма, которые позволят предотвратить знакомство с наркогенными веществами (влияние на организм, физическое и психическое здоровье, социальный статус).
Оценочный компонент базируется на определенном негативном восприятии ребенком явления, факторов, связанных с ним.
Поведенческий компонент представляет собой комплекс вариантов поведения, обеспечивающих реализацию потребности в удовольствии за счет социально - ценных источников.
Реализация этого направления.
К работе над выполнением программы мною были сразу же привлечены учащиеся 8 – 11 классов. На первых этапах своей работы мы провели анонимное анкетирование среди уч-ся 8 -11 классов. Целью анкетирования было выяснение уровня осведомленности учащихся о вреде наркотических веществ для здоровья, механизме формирования наркозависимости, их отношении к проблеме наркомании и причинах возникновения тяги к наркотикам, а также личном опыте «знакомства» с наркотическими средствами.
Всего было опрошено 148 респондентов – учеников 8 -11 классов.
90% молодежи считают, что наркомания - это современная молодежная проблема.
93% считают, что наркотики это зло и психотропное вещество, что наркотики – это смерть.
71% уверены, что существуют слабые наркотики,… и они очень глубоко ошибаются.
76% опрошенных не курят.
90% считают, что курение приводит к разрушению здоровья, 33% - к проблемам с родителями.
84% считают, что употребление алкоголя приводит к разрушению здоровья. 40% к веселому провождению времени и те же 40% знают, что употребление алкоголя приводит к конфликту с родителями.
90% считают, что употребление наркотиков приводит к разрушению здоровья, проблемам в семье, преступлениям.
Почти 81% узнали о наркотиках из телевидения.
Ребят в данное время волнуют проблемы в школе: неуспеваемость. На этот вопрос ответило 48%.
45% опрошенных не хватает свободы. Можно уже сейчас заметить, что у этих ребят уже есть некая зависимость, которую, возможно, они хотят исправить, но им не хватает силы воли.
70% опрошенных уверены, что профилактика может предотвратить рост наркомании.
На вопрос «Что у Вас ассоциируется со словом наркотики?», 57% ответили – опасность, 44% болезнь, 36% риск, 23% удовольствие.
Тест показал, что молодежь достаточно проинформирована о наркотиках, но некоторые все-таки уже были свидетелями их употребления. Так же можно заметить, что многие из ребят не курят, т.е. не имеют пагубных привычек. Большинство учащихся знают, что из-за употребления наркотиков, алкоголя и курения, в первую очередь, разрушается здоровье.
Анкетирование выявило, что проблема наркотиков небезразлична для подростков и большинство ребят хотели бы более подробно узнать о действии наркотиков на организм. ( в личном опыте употребления наркотиков не признался ни один ученик)
Учитывая особенности подросткового возраста, когда информация, исходящая от взрослых — педагогов, родителей — не столь значима, важна негативная установка в отношении наркотиков, высказанная самими детьми.
Во-первых, подросток, собирая информацию о последствиях употребления наркотиков (либо из периодической печати, либо из личного опыта) и подбирая соответствующие аргументы и факты, убеждает, в первую очередь, себя самого. Одним из способов переработки полученных знаний является написание своебразных «сочинений» о наркотиках и наркомании, о своем отношении к проблеме. Тем самым вырабатывается негативная установка по отношению к наркотикам, формируется собственная оценка данной проблемы. Кроме того, пропуская через свое сознание, через свое сердце судьбу близких и друзей, авторы сочинений проникаются сочувствием к наркоману как страдающему человеку, но осуждают (владея фактами) наркоманию как социальное явление.
Во-вторых, информация, заключенная в сочинениях, воздействует не только на самого автора, но и на читателей-сверстников. Лучшие сочинения должны быть обязательно использованы в дальнейшем. Желательно, чтобы на классном часе, тематической встрече автор сам мог бы прочитать свое сочинение в своем классе, параллельных или младших классах. Если в школе имеется театральный кружок (студия), то сочинения можно представить в виде литературного монтажа. Можно найти и другие формы подачи материала.
Главное, что при подготовке мероприятий антинаркотической направленности для молодежи, — это то, что информация, обращенная к подростку, лучше воспринимается и принимается к сведению, если она исходит от другого подростка. Поэтому после проведения этапа «сочинение» ребятам было предложено создать презентации о наркотиках. И снова в этой работе участвовали сами ученики. Не готовый материал, принесенный учителем, а подобранный самими школьниками. Здесь есть и некий соревновательный момент, так как в классе просматривают сразу несколько презентаций с последующим их обсуждением. То, что такие беседы проводили не учителя, а одноклассники, вносило нотку новизны. Как правило, ребята чувствуют себя более раскрепощенными, задают много вопросов, многие предлагают свою помощь в дальнейшей работе. Лучшие работы остаются в школьной копилке. Но они не лежат мертвым грузом, так как в ходе этого этапа работы сама собой создается лекторская группа, которая со своими презентациями проходит по классам начальной школы.
Иногда на такие беседы мы приглашали инспектора по делам несовершеннолетних.
Следующий этап – проведение игры «Мы – за здоровый образ жизни» в 8-х классах. где наглядно показывалось, как просто можно попасть в зависимость, и как трудно от нее освободиться. Для организации игры нам потребовалась помощь психолога в той части занятия, где отрабатывался навык «Умей сказать «Нет!». Ззавершением игры стало заполнение настенной газеты о ЗОЖ, где каждый мог высказать свое мнение о том, что такое «здоровый образ жизни» и почему он необходим каждому из нас (см. фото).
Далее – проведение акции «А я – не курю!». Для этого в холле школы вывешивается большой лист ватмана с надписью «А я – не курю!», где каждый некурящий может оставить свою подпись (см. фото). Надо было видеть, с какой гордостью школьники расписывались на этом плакате. Учителя так же не остались равнодушными.
Выставка - конкурс рисунков (младшие школьники) и плакатов (старшие школьники) с антинаркотической направленностью продолжили нашу работу (см. фото).
Завершающим этапом этой программы является шоу - спектакль «Молодежь против наркотиков», который устраивают ученики 11-го класса. Спектакль имеет красочное оформление, сопровождается специально подобранной музыкой и завершается показом слайдов о знаменитых людях, погибших от наркотиков. Последние слайды посвящены теме преимущества здорового образа жизни, здесь используются рисунки ребят, участвовавшие в выставке. ( см приложение «Сценарий», презентацию к спектаклю).
Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется не только педагогическим коллективом во время уроков, тренингов, индивидуальных занятий, проводимых психологами, но и самими школьниками во внеурочной деятельности. Во время этой работы образуется некое интеллектуальное «ядро» из наиболее активных участников, которые пользуются уважением среди сверстников и, увлекая своим примером, способствуют воспитанию полного неприятия ребятами наркотиков в своей жизни. А это и есть главная задача нашей программы - добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.
Критерии оценки эффективности программы.
Для оценки эффективности программы главным критерием является развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.
Это определяется:
- объмом знаний о вреде наркотических веществ;
- высоким развитием личных качеств учащихся;
- умением принимать решения в разных условиях;
- быть физически и психически здоровым.
Качественный анализ эффективности антинаркотической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников.
После проведения всех этапов программы мы вновь анкетировали учеников с целью проверки качества проделанной работы. Подавляющее большинство ребят в своих анкетах говорили о том, что они узнали много нового о наркотиках и сами хотят теперь участвовать в антинаркотической пропаганде. Многие ученики предлагали и новые темы больших проектов, в которых могли бы участвовать. Таким образом, было показана возможность увлечения школьников полезными делами и следующими нашими проектами стали работы по изучению адаптации пятиклассников к изменениям их школьной жизни, большой проект о Кроноцком заповеднике, изучение утомляемости школьников в течение дня и по дням недели, изучение возможности организации рационального питания в условиях школы и множество других.
Считаю, что подобная работа может быть организована в любой школе, она обязательно найдет отклик в ребячьих сердцах, потому что при таком подходе к организации работы успешным может стать любой ученик, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня самооценки ученика, его рейтинга в коллективе, обретению им новых друзей в совместной работе.
Использованная литература:
1.Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории – Казань, 2010 г.
2.Овчаренко Л.М. Биоэкономика здорового образа жизни. - АСТ. Астрель, Москва, 2013.
3.Смирнов А.Т Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.- Просвещение, 2004.
4. Соколова Н.Д. Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах
и технологиях. – Шадринск, 2009 г
5. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. - Педагогическое общество России, Москва, 2004.
6.Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. – 1 Моделирование воспитательных систем: теория и практика. – М., М.,2007 г.
7. Щуркова М.В. Программа воспитания. – М.,2008 г.
8. http://jdepi.projectharmony.ru/?lang=
9 http://newliferus.ru/detskaya_i_podrostkovaya_narkomaniya
10.http://netnarkoticov.ru/narkomaniya-sredi-molodezhi.html