Тема: «Мы против нацизма!»
Цели:
— показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
—показать, что массовое уничтожение евреев и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;
— добиться понимания школьниками преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием.
Я хочу начать наше занятие со слов «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить,- и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» Так ли это? на этот вопрос СЕГОДНЯ МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ОТВЕТИТЬ.
Сегодня мы попробуем разобраться в важной проблеме, посмотреть на нее с разных точек зрения и сделать осознанный вывод. В конце занятия мы сделаем это вместе.
Как мы будем это делать?
Через диалог, когда мы:
Проанализируем все документы. Исследуем ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ и их значение.
Познакомимся со взглядами других на эту проблему.
Что мы получим в результате?
Движение от общепринятого мнения к ОБЩЕСТВЕННОМУ СУЖДЕНИЮ.
История знает массовые преследования и убийства многих людей: индейцев во время испанского завоевания Америки, избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь, геноцид армян в Первую мировую. Но чтобы выстроить систему уничтожения целого народа, идеологически её обосновать и использовать для этого процесса новейшие достижения технического прогресса- аналогов этому в истории человечества не существует. Именно в связи с Холокостом на Нюрнбергском процессе появился юридический термин - «преступление против человечества».
Прошло уже много лет, но человечество до сих пор не осознало ужаса произошедшего и не ответило на вопрос: как могло это произойти? И для того, чтобы никогда больше не допустить подобного, мы должны не только помнить об этом, но и делать все от нас зависящее, чтобы наши дети, наши внуки «никогда не были равнодушными наблюдателями». Нацизм убивал не просто русских, поляков, цыган, евреев, нацизм убивал людей – будущее любой нации. Чем же мешали фашистам представители других национальностей, почему они решили, что они «сверхлюди», с чего это начиналось? Давайте разберемся.
В конце сентября 1938 года произошло событие, определившее дальнейший ход не только немецкой, но и мировой истории. Главы правительств Англии и Франции, Чемберлен и Даладье, прилетели в Мюнхен. Они капитулировали перед угрозами Гитлера и принесли в жертву Чехословакию. Уинстон Черчилль был одним из немногих, кто правильно охарактеризовал Мюнхенское соглашение, как "полный и окончательный провал". Гитлер получил возможность беспрепятственно проводить в жизнь свои планы.
Видео.
Что вы почувствовали, когда смотрели этот видеоролик?
Это лишь мизерная часть того что совершали нацисты
Стали строиться концентрационные лагеря.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 мил. человек из 30 стран мира, 12 мил. не дожили до освобождения, среди них – около 2 мил. детей.
Вот некоторые из них…
Дахау
22 марта 1933 года в Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Это был первый «опытный полигон», в котором отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками
В нем проводились медицинские эксперименты над заключенными. Только лишь за год (1941-1942) там было проведено около 500 экспериментов над живыми людьми.
Узниками лагеря были 250 тысяч человек, из которых 70 тысяч замучены и убиты. 29 апреля 1945 года узники лагеря были освобождены.
Маутхаузен
Лагерь Маутхаузен был построен в одном из самых красивых и живописных мест долины Дуная на окраине старинного верхнеавстрийского городка Маутхаузена в 1938 году
После прихода нацистов к власти в Австрии начался путь страданий еврейского населения страны. Уже летом 1938 года 2 тысячи евреев были по ложным доносам арестованы, отправлены в Дахау и там уничтожены. Многие из евреев всерьез надеялись, что нацисты, отобрав все их имущество и достояние, позволят им спокойно эмигрировать, однако почти все они закончили жизнь в газовых камерах Маутхаузена и других лагерей смерти, разбросанных по Европе.
Первые 2 тысячи советских военнопленных поступили в Маутхаузен в ноябре 1941 года.
Освенцим (Аушвиц – по немецки)
Освенцим был настоящей “фабрикой смерти”. По разным подсчетам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, примерно 90% из них были евреями. Среди узников лагеря были представители 29 национальностей. Среди погибших – 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных.
Вспоминает Шломо Венезия - один из немногих выживших узников Освенцима: “Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впереди идущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда”.
Штутгоф – гитлеровский концлагерь на территории оккупированной Польши, близ Гданьска. Создан в 1939 году. 22 июня 1941 года в Штутгоф были привезены 40 советских моряков с торговых кораблей, захваченных фашистами в порту Гдыня.
В 1962 на месте бывшего лагеря создан государственный музей, в 1968 возведен памятник погибшим узникам
Майданек
В июле 1944 солдаты Красной Армии, освобождая Польшу, наткнулись на концлагерь Майданек под Люблином, который был организован летом в 1941, а уже в октябре его первыми жертвами стали советские солдаты, попавшие в плен. Сначала лагерь был предназначен для 25 000 узников, но очень скоро его пришлось расширить. Начиная с 1942 г. здесь было организовано массовое истребление людей газом. В 1943 году, в сентябре здесь построили огромный крематорий, рассчитанный на полторы тысячи человек в сутки.
. При освобождении лагеря красноармейцы нашли там десятки помещений, заполненных обувью, очками, женскими волосами и золотыми зубными протезами, снятыми с людей перед тем,как загнать их в газовую камеру.
ЧУДОВИЩНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Изуверские опыты проводили люди в белых халатах во время Второй мировой войны над узниками фашистских концлагерей. Печальную известность снискал себе Йозеф Менгеле, бывший главный врач концлагеря в Освенциме, хобби которого было коллекционирование голубых глаз людей.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий,
Что ни день, пожирала людей.
И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!
Кто дал им право вершить судьбами людей?
Почему некоторые из них не уничтожены, не стерты с лица земли?
Перед вами документы, проанализируйте их и вы еще раз убедитесь насколько был силен тот нацизм! Насколько необъятным и безудержным он был! Какая агитационная работа велась с населением?
В конце каждого документа есть вопросы, подумайте и ответьте на них. Через 5 минут я хочу услышать ваши умные ответы.
Работа с документами.
Работа с документом 1
Нюрнбергские законы»
(«Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г.»)
Из "Закона об охране арийской крови и германской чести":
"С глубоким пониманием того, что чистота арийской крови есть обязательное условие существования германской расы, с глубоким неодолимым желанием гарантировать вечное существование немецкого народа, Рейхстаг единогласно принял следующий закон:
Брак между евреями и подданными государства арийской или близкой к ней крови - запрещен. Брак, заключенный в нарушение этого закона, даже если он заключен за границей, - недействителен.
- Внебрачные связи между евреями и подданными государства арийской или близкой к ней крови - запрещены.
- Евреям запрещено поднимать флаг Рейха и государства и представлять государственные цвета.
- Но им разрешено представлять еврейские цвета. Контроль за соблюдением данного права осуществляется государством".
З
адание.
проанализируйте текст, ответьте на следующие вопросы:
— какие ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность евреев;
— как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство;
— как ограничивались семейные права евреев, что происходило со смешанными браками?
ДОКУМЕНТ 2
Из директивы А.Гитлера министру по делам
восточных территорий А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)
Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.
— какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;
— как Вы думаете, можно ли считать Холокост своего рода «генеральной репетицией» нацистской политики массового истребления народов;
— на Нюрнбергском процессе (суде над крупнейшими нацистскими преступниками) было сформулировано понятие «преступления против человечества»; попробуйте, опираясь на документ и известные вам факты о Холокосте, объяснить, что означает это понятие.
ДОКУМЕНТ
Воспоминания Василия Яковлевича Петренко,
Героя Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке.
“Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов.
Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. …
Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. …
Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны.
Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.
Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…”
Страшно, когда убивают взрослых. Но ещё страшнее, когда мучают и убивают детей.
2.Американская армия в начале мая 1945 года подходила к австрийским границам с севера, со стороны германской земли Баварии. Правый фланг отчаянно сопротивлявшегося фашистского вермахта был опрокинут за Дунай и открылась дорога на лагерь смерти Маутхаузен. То, что американцы увидели в Маутхаузене, поразило даже таких закаленных вояк, как генерал Дуайт Эйзенхауэр, будущий президент США. В Маутхаузене в то время находилось 60 тысяч узников.
На территории лагеря Маутхаузен был заживо заморожен фашистами 70-летний военный инженер Дмитрий Михайлович Карбышев, попавший в плен с тяжёлым ранением. Он выдержал все нечеловеческие испытания фашистского застенка. Он принял мученическую смерть и был верен присяге и долгу, Родине. Сначала его поливали холодной водой, потом горячей, а на улице был мороз! Постепенно застывая, превращаясь в груду льда, он произнёс посиневшими губами: “Думайте о родине, и мужество не покинет вас”. Он чувствовал, что его видят заключённые сквозь щели барака и обращался к ним.
Вопросы.
Какие чувства, по Вашему мнению, испытали советские солдаты, видя ужасы «фабрики смерти»? используйте для обоснования своего мнения представленные материалы. Что помогало выжить, выстоять, остаться человеком? Приведите примеры стойкости и мужества узников.
ДОКУМЕНТ 3
Гитлер о воспитании
Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь.
Таблица 2. Расписание уроков в нацистской школе для девочек
Сочинение школьницы Эрны Листинг,
опубликованное в антисемитской газете"Дер Штюрмер".
К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже "творенья Божьи" и поэтому их надо уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творенья, но при этом уничтожаем их. Еврей - это гибрид. Он унаследовал признаки арийцев, азиатов, негров и монголов. Единственное, что есть у него хорошего - это белая кожа. Среди жителей южных островов бытует поговорка: "Белый - от Бога и черный - от Бога, а вот гибрид - от дьявола".
Иисус сказал однажды евреям: "Ваш отец не Бог, а дьявол". У евреев есть порочная книга их законов - Талмуд. Кроме того, евреи считают нас животными, и поэтому так плохо к нам относятся. Они отбирают у нас деньги и имущество жульническим путем. Уже при дворе Карла Великого командовали евреи и поэтому было восстановлено римское право. Но оно не годилось ни для немецкого, ни для римского крестьянина, а было выгодно только евреям-торговцам.
Евреи виноваты даже в смерти Карла Великого. В Гельзенкирхене еврей Гринберг продавал человеческое трупное мясо. Это разрешено книгой его законов. Евреи подстрекали к восстанию и к войне. Они обрекли русских на страдание и горе. В Германии они поддерживали коммунистов и платили убийцам. Мы были на краю гибели, когда пришел Адольф Гитлер. Теперь заморские евреи агитируют против нас. Но мы не дадим провести себя и позаботимся о нашем фюрере. Каждый грош, который мы даем евреям, убивает кого-либо из наших близких...
Хайль Гитлер!
Проанализировать:
а) высказывание Гитлера (документ 2);
б) расписание уроков в немецкой нацистской школе для девочек (см. таблицу 2);
в) сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете «Дер Штюрмер»
Ответить на вопросы:
— какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
— каковы были способы достижения этих целей;
— удалось ли достигнуть этих целей?
-Подумайте, зачем ворошить прошлое, может просто его забыть?
-Что может произойти, если мы забудем и не сохраним память о погибших от рук нацистов?
Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.
Смогла ли современность изжить нацизм? Нет!
К сожалению и в наши дни есть люди проповедующие эти опасные идеи, они пытаются оправдать преступления нацистов и подвергает пересмотру итоги Второй мировой войны. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий. Внимание на экран.
Видео 2. 1мин.20 сек.
Как предотвратить распространение нацизма в России. Слушаю ваши предложения.
Продолжаем смотреть видео.
Вернемся к вопросу, который я вам задала в начале урока «Мы против нацизма!?» какой знак препинания вы поставите?!
Наш урок - это вклад, пусть совсем небольшой, в достижение этой важнейшей цели.
Я предлагаю вам оформить ваши мысли, направленные против нацизма в виде плакатов.
5 мин. Защита плакатов.
Сегодня вы посмотрели на будущее глазами прошлого.
Спасибо вам за ваше внимание и понимание!
РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАКОНЧИТь ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Я УЗНАЛ…..
МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ….
МНЕ УДАЛОСЬ …
.
Предлагается написать эссе, сочинение или реферат по одной из тем, выбранных учащимися самостоятельно. (Можно предложить свою тему).
Темы к написанию эссе, сочинений, рефератов:
1.«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить,- и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает.» (Альберт Эйнштейн, ученый, лауреат Нобелевской Премии).
2.«Это - пресечение древа жизни. Это - гибель корней, а не только веток и листьев. Это- убийство души и тела народа… Это уничтожение нации» (Василий Гроссман, писатель).
3. «Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма» (Эли Визель, лауреат Нобелевской премии).