Семейный проект группы раннего возраста
«Познаём вместе»
«Мы растём, мы играем, знания к школе собираем»
Воспитатель МБДОУ № 2 « Рябинушка» ЗМР РТ:
Антонова Татьяна Валентиновна, I кв. категория
Чаще всего для поступления в первый класс ребенку уже требуется приличный багаж знаний. И родители - сами или, что чаще, прибегая к услугам школы или специальных курсов, начинают готовить ребенка к обучению за год-два, а то и за три до поступления в школу. Главной целью такой подготовки является успешное прохождение собеседования или тестирования при зачислении в первый класс. В такой ситуации может ли процесс обучения оставаться привлекательными и желанными?
Уверена, что обучение должно быть интересным. Оно должно быть ярко эмоционально окрашено. Оно должно соответствовать потребностям и возрасту ребенка, ищущего ответы на волнующие его вопросы.
Говорят, что интересно заниматься тем делом, которое хорошо получается. А что получается у наших малышей лучше всего? Конечно же, игра. Игра помогает детям общаться, проявлять свои сильные качества, чувствовать себя частью детского общества, познавать мир. И какой ошибкой было бы не воспользоваться этими возможностями! Если задаться целью - любое, даже самое трудное задание можно представить в виде игры.
На родительском собрании мы с родителями решили, что такая проблема существует. Я предложила родителям создать свои семейные проекты на тему «Познаём вместе» «Мы растём, мы играем, знания к школе собираем». Родители с большим увлечением принялись за работу, обнаруживая в себе скрытые таланты.
Работая с малышами, я обратила внимание на то, что мама Сони Кузнецовой очень увлечена ранним развитием своей дочки. Поэтому в своём проекте посоветовала ей рассказать, как и в какие игры больше всего любит играть Сонечка?
Вот некоторые высказывания из семейного проекта Кузнецовой Анастасии и её дочери Сони «Познаём вместе» «Мы растём, мы играем, знания к школе собираем»
Из проекта…Я не сказала бы, что увлечена «ранним развитием» ребёнка. Вы, конечно, как хотите, а я считаю такое развитие, как у нас с Соней, своевременным и необходимым. Ведь я не учу её водить машину или пилить дрова бензопилой. Я просто помогаю ей, как это говорится у Монтессори, «сделать всё самой». Всё происходит по обоюдному желанию. Хотим играть во что-то конкретное – играем, не хотим – не играем. Спросила что-то – я ей ответила. Увидела яркую увлеченность – поддержала. Даже праздное лежание на кровати можно считать развитием. Ведь развитие – это процесс непрерывный, не зависящий от меня. С мамой или без, развитие будет происходить. В моих силах лишь дать ей информацию, рассказать, как к этому относятся в мире, где она будет жить, и в семье, где она растёт.
Начинали мы с самого простого. В минуты бодрствования ложились на животик и перекладывали разные небольшие игрушки из мисочки в мисочку.
А вот первое тематическое занятие я помню. Это было, когда ей было 1,2 года. Был конец октября, и лил очень сильный дождь. День был тёплый, и я вынесла её на балкон – посмотреть на дождь. Посмотрели, рассказала про дождь. Отпустила в комнату побегать. А она опять на балкон тянется. Говорю, давай попрыгаем как капельки. Попрыгали вместе на ручках. Тут мне под руку попалась наклейка в виде капельки. Хотела её на шапку ей прикрепить. «Смотри, Алиса, к тебе в гости пришёл мистер кап-кап». Кап-кап прочитал ей стихи. А потом мы пошли в гости к его младшему братику в ванную и устроили домашний дождь. Вот такое вот стихийное у нас было первое тематическое занятие.
В сегодняшней нашей системе занятий-игр, или, я бы сказала, в организации нашего дня (развивающего режима) мы шли методом проб и ошибок. От жёсткого планирования и регламентации мы пришли к очень гибкой и удобной нам системе.
Мы вписываем игру в нашу повседневную жизнь так, как она течёт – интуитивно. Не выделяя для этого ни специального времени, ни специальных предметов и помещений.
Вот, например, мне бы очень хотелось, чтобы речь у Сони была богатая, яркая. Чтобы она помогала ей общаться. Я не пророчу ей быть писательницей, но к человеку, который умеет хорошо говорить, люди относятся по-другому. Поэтому я в любом случае, несмотря на какие-либо другие обстоятельства, занималась бы развитием речи. Читала бы, разговаривала и т.п. Но существует необходимость дополнительно обратить внимание на этот пункт.
После небольшого анализа я понимаю, что развитием мелкой моторики, здесь ничего не поправить, И тогда мы просто начали петь. Ведь мы уже и говорим, и читаем, и моторику развиваем. Значит, будем петь. И что вы думаете? Произошёл просто прорыв. Ведь пропеть звук легче, чем сказать.
Вот и всё наше раннее развитие. Всё то же самое, просто иногда надо посмотреть на проблему с другой стороны и под другим углом.
А само занятие мы строим очень просто: включаем науку, литературу, искусство в повседневную жизнь.
Проводим тематические дни и недели. Например, чистим картошку. Вот какая она коричневая (сейчас изучаем цвета), а что ещё коричневое? Или смотри: если мы помоем неочищенную картошку – какого цвета станет вода? А как ещё получить этот цвет? Пошли рисовать? Нарисовали мишку или дерево. Поиграли в мишку, нашли мишек, посчитали, и мишки пошли в гости и т.п.
Развиваем навыки самообслуживания в процессе обслуживания себя и мамы. На прогулке разговариваем и физически развиваемся, наблюдаем и слушаем.
Есть у нас перечень обязательных ежедневных игр (ритуалов). Это игры с водой – во время купания, комплекс дыхательных упражнений после пробуждения и перед сном, ежедневное кормление птичек на улице, чтение книг и рассматривание измерений с небесными светилами. Остальное по желанию. Такой подход удобен тем, что каждый день мы совершаем маленькие шаги на нашем пути и при этом не напрягаемся.
Самые любимые дочкины игры – подвижные, в том числе с мячом. Даже цвета нам приходилось изучать при помощи мяча.
Я стараюсь привязать обязательные для нас ритуалы к режимным моментам. А всё остальное – Жизнь. Я не старюсь забить каждую минуту нашей жизни чем-то полезным, развивающим, обучающим. Так и на жизнь не останется места. Жить и получать удовольствие от жизни – самое главное. А вовсе не «развивашки» и «обучашки». Просто побродить в парке, или помолчать, или побеситься, или послушать дерево, или полежать в снегу – мне кажется, что это важнее чего бы то ни было. И пусть она ещё недостаточно хорошо говорит – наверстает! А может, ещё и Эйнштейном в юбке станет. А сейчас я просто хочу быть рядом. Как хотят быть рядом с любимым человеком.
Самая лучшая методика развития – это индивидуальная методика. Та, которая подходит и малышу и маме, и их семье, и их типу взаимоотношений, их Любви. Главное, на мой взгляд, при выборе метода или методики – это понимание её основных базовых принципов и их принятие или непринятие.
Я свою методику так и не нашла – и потому создала её сама. Многое мы взяли из методик М.Монтессори, но ещё больше от Б. и Л. Никитиных, К.И. Чуковского, Л. Выготского, Л. Пантелеева, Г. Домана, Е. Даниловой и многих других. А главное – от себя. От своих бьющих фонтаном идей. А ещё – из основополагающих принципов демократии, уважения, поддержки самостоятельности и свободы личности и Любви.
Я стараюсь выбирать универсальные, быстрые и подвижные игры и игрушки. Такие, которые не требуют много инвентаря. Стараюсь на любую вещь, игрушку или просто предмет, смотреть с разных сторон. Вот есть у нас кухонная салфетка – что можно с ней или с её помощью сделать? Можно дать дочке вытереть стол, а можно игрушку сшить, а можно вверх кидать, можно игрушки под неё прятать, можно сделать игру на развитие речи…
Накопилось множество авторских игр и поделок. Иногда игра, стишок и или идея приходят как бы ниоткуда, а всё потому, что рядом стоит ребёнок и делится со мной открытием: «Мама, смотри – месяц». И я уже не могу просто сказать «Да, дочка месяц, пошли скорее». Нет, я остановлюсь, и мы обязательно ещё долго будем смотреть на месяц и говорить о нём. А может даже попытаемся походить по нему или допрыгнуть до него, а дома обязательно его нарисуем, почитаем, пошнуруем или придумаем что-то ещё.
Есть ли какая-то методика или нет? Мне кажется, что самое важное – это быть значимым взрослым, быть другом, примером всегда и везде.
Книги? О, это моя слабость. Самой первой нашей книжкой были «Игры с детьми младенческого возраста» Ю.А. Разенковой и книги О.С. Жуковой. Очень вдохновила книга Я.Корчака «Как любить ребенка», но больше вдохновил сам Януш Корчак. Открытием для меня стала книга для родителей А.С. Макаренко. Настольной стала «Грамматика фантазии» Дж. Родари, «От двух до пяти» К.И. Чуковского, «Родителям: как быть ребёнком» Ю.Б. Гиппенрейтер. Множество книг с готовыми развивающими играми Герасимова А.С., «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», всевозможные «Конспекты комплексных занятий в детском саду».