Проект «Мы – россияне!»
Оглавление
1. Паспорт проекта………………………………………………………….3
Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного проекта…………………………………………………………………………………
Цели и задачи проекта………………………………………………………..
Принципы реализации проекта……………………………………………..
Этапы реализации проекта………………………………………………….
Участники проекта и формы взаимодействия…………………………….
Направления деятельности…………………………………………………..
Оценка эффективности работы……………………………………………
Полученные результаты…………………………………………………….
Проект «Моя семья – мое богатство»……………………………………..
Проект «Мой любимый детский сад»……………………………………..
Проект «Мой город»………………………………………………………..
Проект «Мой Урал»…………………………………………………………
Проект «Моя Россия»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Вид проекта | Образовательный, творческий. |
2. | Продолжительность | краткосрочный, 5 месяцев. |
3. | Участники проекта: | Воспитанники ДОУ. Родители воспитанников. Педагоги детского сада. |
4. | Общая характеристика проекта | Проект имеет общеобразовательную и воспитательную направленность. Проект состоит из 6 краткосрочных взаимосвязанных образовательных проектов, включающих в себя темы: «Моя семья – мое богатство», «Мой любимый детский сад», «Мой город» , «Мой Урал», «Моя Россия». Планирование образовательной деятельности носит календарно-тематический характер. В проектах представлено распределение образовательного материала по всем образовательным областям. Тематическое планирование проектов год представлено в приложении |
Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного
проекта
Сегодня очевидно: развитие цивилизации изменило и изменяет картину мира, страны. Развивающаяся научно-техническая революция, приумножая возможности человека в освоении планеты и космоса, в создании материальных благ, несет в себе опасность многих негативных явлений, связанных с усилением технократизма и бездуховности, с нестабильностью жизни, разрушением привычных устоев и нравственных ориентиров. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, у детей формируются антисемейные установки. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное, духовное развитие маленького человека, патриотическое воспитание, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость, нравственная бездуховность и равнодушие.Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного образования.
С учетом того, что процесс формирования личностных качеств ребёнка, имея сензитивный период развития в раннем детстве, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, то для получения полноценных личностных результатов, должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.
Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие личности представлено в определенных направлениях развития и образования детей (образовательные области).
Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и в взрослых в Организации и др.
Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социально-культурных ценностях нашего народа. Об отечественных традициях и праздниках, и др.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Для достижения положительного результата в данном направлении необходимо использование современных образовательных технологий, в частности - метода проектов, в процессе реализации которого при осуществлении деятельностного подхода происходит решение задач всех образовательных областей.
Данный проект помогает решать проблемы нравственно-патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Гипотеза. Если планировать воспитательную деятельность й с задачами данного проекта, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум Сотрудничества семьи и ДОУ поможет воспитать личность, стремящуюся к физическому и духовному росту, доброте, способную противостоять насилию.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей нравственности и патриотизма. Предполагается, что реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня сформированности нравственно -патриотических качеств у старших дошкольников.
Цель: Создание условий для приобщения воспитанников к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.
Задачи.
Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства.
Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. к русским праздникам, сказкам, потешкам.
Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.
Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше.
Формировать представление о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину.
Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Способствовать повышению значения семейных ценностей, повышению общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственно патриотическом воспитании.
Принципы реализации проекта
Принцип интеграции: сочетание обучения, духовно-нравственного и патриотического воспитания, эстетического, интеллектуального, физического развития и трудового воспитания.
Тематический принцип планирования, содержания и реализации задач.
Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно - нравственной культурой России.
Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.
Краеведческий принцип: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы (с родителями) для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества.
Принцип средообразования: создание необходимой предметно-развивающей среды для осуществления совместной образовательной деятельности.
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап | Анкетирование родителей и педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности. Разработка модели проекта. | Август 2017г |
2 этап | Реализация проектов. «Моя семья -мое богатство» - 2 группы раннего возраста «Мой детский сад « - группа №2 ( с 2-3 лет) «Мой город» - группа №4 ( с 3-4 лет0 «Мой Урал» - группа №5 ( с 5-6 лет) «Моя Россия» - группа «6 ( с 6-7 лет). Коррекция задач и содержания с учетом возраста. | Сентябрь-Декабрь |
3 этап | Анализ деятельности по реализации проекта; диагностика эффективности образовательной работы. Презентация результатов деятельности.(педагогический совет, родительские собрания в группах) | Декабрь-январь |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участники реализации проекта
Дети.
Педагоги.
Родители.
Формы взаимодействия с детьми
непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность детей и педагогов; экскурсии и целевые прогулки;
рассказы о православных праздниках, великих людях России;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
слушание музыки;
праздники и развлечения;
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)
создание альбомов и лэпбуков.
Формы взаимодействия с родителями:
родительские собрания; совместные праздники и досуги; совместные экскурсии и целевые прогулки; консультации по проблемам воспитания детей;
стендовая информация «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах», «Пошли мне чтения доброго...», « Воспитываем патриота» и др.
Основное содержание проекта.
Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленной воспитательной деятельностью и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно - творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Оценка эффективности работы
Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников и изменениям в межличностных отношениях.
Диагностика личностной сферы
Диагностика направлена на исследование особенностей проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте под воздействием русской культурной традиции:
выявление особенностей ценностных ориентации, способностей выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игр.
определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»).
Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта:
О родословной, о малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях, о правах и обязанностях детей, о достижениях и праздниках, о героических профессиях (оценивается методом анкетирования, беседы).
Планируемые результаты.
Воспитанники имеют представления:
О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
О духовных и нравственных ценностях;
О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; Знакомы с историей и культурой своего города, страны;
Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
Стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
Сотрудничают в тесном контакте с детским садом по формированию нравственно-патриотических ценностей у воспитанников.
Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Полученные результаты.
По итогам проведенной работы по реализации проекта:
Получена положительная динамика сформированности представлений у дошкольников по всем образовательным областям.
Родители определили высокий уровень сформированности познавательного интереса к профессии военного.
Методы оценки эффективности проекта
Опрос детей и родителей. Анкетирование родителей и педагогов.
Оценка рисков
Риски проекта: Пассивность и отсутствие поддержки со стороны
родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.
Меры для их минимизации:
Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.
Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек..
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы с детьми по формированию нравственно-патриотических качеств воспитанников в рамках реализации личностно-ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.