Сценарий внеклассного мероприятия
Путешествие из прошлого в будущее через настоящее путём погружения в мир славянской культуры.
Форма проведения – час общения, посвященный истории, традициям и быту древних славян, рассчитан на обучающихся 5-8 классов.
Разработали учителя МБОУСОШ№29 г. Хабаровска
Супрунова Н.В. и Шадрина Н.В.
Цель. Формирование славянской идентиности подростков в условиях полиэтнической среды школы.
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию прошлого, формировать чувства гордости за свой народ.
2. Развивать познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян
3.Формирование целостного, социальноорентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4.Расширить кругозор учащихся, развивать умение работать в группах.
В период подготовки к празднику с детьми проводились беседы о традициях, происхождении славян и было дано задание поделиться на 2 группы.
Задание 1 группе. Найти информацию об одежде, танцах, музыке, куклах и именах древних славян.
Задание 2 группе. Найти следы культуры древних славян в современной жизни в одежде, танцах, музыке, куклах и именах.
Материалы и оборудование: Во время мероприятия используется компьютерная презентация.
Организованна выставка из книг, поделок, рисунков.
Мероприятие ведут 2 ведущих –ученики средней ступени.
Ход мероприятия.
I. Вводная часть.
Заставка. (Время)
1ведущий. Сегодня все знают, как течёт время, и объяснять не приходится, что оно постоянно бежит из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.
2ведущий. Мы живём в настоящем, в данный момент, позади нас ушедшее прошлое, и впереди — ещё не наступившее будущее.
1ведущий. Каждый из нас, ныне живущих на Земле, обязан своим существованием своим Предкам. Кто же такие предки?
Дети: Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас.
2ведущий. - А для вас кто предки? Кого мы можем назвать предками?
Дети: - Это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.
1ведущий. Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.
2ведущий. Это и были наши предки – славяне. Это слово напоминает слова: слава, славный.
1ведущий. Да, славяне – это славный, хороший, добрый, красивый народ. А земля, на которой жили славяне, называться Русью. Древняя, загадочная для современных людей Земля. Мало, крайне мало осталось сведений о ней.
2ведущий.Деревянные дома истлели и, превратившись в землю, стали новыми деревьями. Железо рассыпалось в пыль, чтобы вновь собраться в руду. Ветра и дожди смыли с камней начертанные рисунки.
1ведущий. Время… Оно почти всесильно. Почти…
2ведущий.Сегодня мы попытаемся продолжить эту фразу. Ведь тема нашего классного часа.
1ведущий.Путешествие из прошлого в будущее через настоящее.
2ведущий.Согласно домашнему заданию вы разделились на 2 группы.
1ведущий.1группа- представители прошлого.
2ведущий.2группа- представители настоящего.
II. Основная часть.
1ведущий.Без танца на Руси не обходился ни один праздник.
2ведущий.Танец — это выход жизненной энергии не что иное, как проявление чувств, передача ощущения красоты жизни, отображение трудовых процессов.
1ведущий.
Первым русским танцем считается хоровод - танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.(видео)
2ведущий. (обращается к 1 группе) Гости из прошлого, а вам есть, что добавить?
1представитель 1 группы.
Барыня. Разудалый перепляс как «социальный конфликт» в духе, кто кого перетанцует. Главные действующие лица — «сударыня-барыня» и «крестьянский мужик». Под аккомпанемент гармошки или балалайки величавость выступает против удали, плавность движений против ловкости.(видео)
2представитель 1 группы.
Присядка. Танец как элемент боя. Изначально славянские воины вприсядку ходили в атаку, а во времена Суворова соревновались в «боевой присядке» наряду со строевой подготовкой и стрельбой. То ли упражнение на акробатику, то ли танец, поднимающий боевой дух.(видео)
3представитель 1 группы. Русский танец - Тройка. Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров. Изначально это были мужчина и две женщины. Ритм и шаги — словно в русской тройке скачущих лошадей.(видео)
1ведущий.А какой славянский след в танце нашла 2группа в настоящем времени?
1представитель 2 группы. Истинная красота не боится испытания временем. В наше время при создании самых современных новых форм танца, хореографы возвращаются к древним истокам танцевальной истории нашего народа. В пример мы можем привести танец учениц 6 класса Гусевой Полины и Жадан Полины.
2представитель 2 группы. В этом танце вы легко узнали элементы тех танцев, которые 1000 лет тому назад танцевали наши предки возле огнищ и кострищ, под звуки барабана, бубна, гуслей. Эти прекрасные традиции танца, народной хореографии продолжают радовать нас и сейчас, как замечательный образец народной вековой мудрости.
2ведущий.А как обстояли дела у наших предков в музыке?
1представитель 1 группы.
Одновременно с развитием древнерусского танца открываются и национальные истоки в музыке, начинается создание первых музыкальных мелодий.
2представитель 1 группы. Вначале простые и одноголосные, превратившиеся позже прекрасные произведения древнерусской музыки, народных песен, древние церковные песнопения.
3представитель 1 группы. Вероника Бычкова исполнит
1ведущий.2 группа, а вам удалось найти славянский след в современной музыке?
1представитель 2 группы. Древнее музыкальное творчество наших предков становятся источником вдохновения для нас, потомков давних славян, живым ключом, питающим новую музыку.
2представитель 2 группы. Сегодня музыканты и композиторы всё чаще в своём творчестве обращаются к старинным мотивам. В результате переработки, с использованием самых современных технологий и техник рождается новая музыка. И примером может считаться творчество группы «Баба яга». (слайд12)
1ведущий.Да, как говорится, служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво.
2ведущий.А вот без чего человек не может жить?
1ведущий.Это принадлежит тебе, но пользуются им другие.
Дети. Дают свои варианты, правильный ответ –имя.
1ведущий.А. что нам расскажут участники про славянские имена.
1представитель 1группы. В прошлом у человека было два имени: одно давалось при рождении, а другое – в отрочестве. Первое имя было ложным, общим для всех знакомых, а второе – истинным, для самых близких людей. Смысл этого обычая заключался в защите человека от злых духов и злых людей. Именно поэтому первое имя было неприглядным, некрасивым, даже злым, например, Крив, Некрас, Злоба.
2представитель 1 группы. Второе имя давалось в подростковом возрасте, когда сформировались основные черты характера. Детей называли именами, взятыми у растений и животных – Щука, Орел, Орех, Корова. В больших семьях имена давались по порядку рождения – Первак, Четверуня, Девятко. Имена посвящались языческим богам – Лада, Велеслав, Ярослав. Значение многих мужских и женских русских имен говорит об отличительных чертах характера и внешности – Храбр, Досада, Прекрасна, Добр. Большинство имен - двухосновные: Святослав, Тихомир, Богдан. Родители относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
1представитель 2группы
Имена не случайны и в настоящем времени. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников и героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
В современной России древние славянские имена носят от 10-ти до 15-ти процентов людей. В Словакии, к примеру, этот показатель составляет 34-36%, в Чехии – 46-48%, а в Сербии он вообще больше шестидесяти. Россия занимает одно из последних мест среди славянских стран по данному показателю.
2представитель 2группы. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы провели маленькое исследование и проанализировали имена пятиклассников нашей школы, с целью выяснить, сколько учеников обладают редкими славянскими именами. Нами было проанализировано в общей сложности имена 85 учеников, из которых носят древние славянские имена 9 человек (из них 4 девочки: Олеся, Милана, Мирослава и Дарина; 5мальчиков: Владимир, Глеб, Игорь, Владислав, Руслан).
Самыми распространенным у девочек имена имеют древнееврейские (13из 39) и древнегреческие корни (10 из 35),
а у мальчиков древнегреческие (23 из 46).
1ведущий.Хотелось бы верить, что древнеславянские имена будут выбирать всё большее количество родителей.
2 ведущий. Только пусть это будет не дань моде, а осознание своей культуры, возвращение к праславянским истокам, родственным корням.
1ведущий.Все девчонки любят играть в куклы. Я правда в этом ничего не понимаю. 2ведущий.Может участницы групп помогут нам разобраться в куклах?
1представитель 2 группы. Современные куклы условно разделяют на 3 категории:
пупсы. Это внешне похожие на младенца кукла-ребёнок. Девочка, играя, готовит себя к материнству — главному предназначению женщины. Она отрабатывает навыки ухода за младенцем. Часто такие игрушки продаются в комплекте с аксессуарами: бутылочкой с «кашей», соской-пустышкой, горшком, памперсами, сменой одежды;
2представитель 2 группы. кукла-подружка. Девочка растет, и игры приобретают совершенно другой характер. Кукла-подружка внешне напоминает младшую школьницу или подростка. Нередко у нее есть собственный домик с аксессуарами, она занимается спортом и ухаживает за питомцами. Чем не пример для будущей хозяйки?
3представитель 2 группы. Модель. Такие куколки подходят девочкам-подросткам. Они способствуют формированию чувства стиля и вкуса в одежде, отлично подходят для игр со сложными сюжетами. Куклы отличаются женственными формами, стильным костюмом и макияжем.
1представитель 1 группы. В ваш век куклы – это всего лишь детские игрушки. А вот в древности славяне к ним относились вполне серьезно.
2представитель 1 группы Мощным оберегом были у славян обрядовые куклы — мотанки. Их наши предки делали без ножниц и иголок, из соломы, ниток или тряпочек, и каждая кукла наделялась определенной силой. Например, «пеленашка» отводила беду от новорожденного (клали к нему в кроватку), «кормилица» была покровительницей достатка и благополучия в доме, «зерновушка» приносила урожай и богатство.
3представитель 1 группы. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
4представитель 1 группы. - Сейчас я предлагаю вам сделать такую куколку-оберег (берегиня дома) Эту куклу обычно размещают напротив входной двери, она встречает входящих в дом, не пуская злые силы.
Мастер класс изготовление куклы.
III. Заключительная часть.
1ведущий.Вот и подошло к концу наше мероприятие.
2ведущий.Давайте вспомним тему нашей встречи.
Дети отвечают: Путешествие из прошлого в будущее через настоящее.
1ведущий. Время… Оно почти всесильно. Почти…Так как можно продолжить фразу?
Дети отвечают: Время не может стереть прошлое.
Без знаний о Прошлом Народа невозможно понять его Настоящее и, тем более, Будущее.
1ведущий.От Деда к Внуку, от Бабушки к Внучке передают Народы Потомкам своим, – Знания, былины и повести, летописи и обереги, науки и ремёсла…
2ведущий.Прошли сотни, тысячи и миллионы лет, и мы, уже в наше время, благодаря развитию науки, находим следы наших Предков, давших нам жизнь.
1ведущий.Чистоту, простоту мы у древних берём, саги, сказки- из прошлого тащим. Потому, что добро остаётся добром. В прошлом, будущем и настоящем.
IV Рефлексия. Интервью с участниками мероприятия, где они дают оценку.