КГБУ «Каменский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по теме «Работа с сиблингами»
Дата проведения: 16.05.2019г.
Группа: №3
Педагог: Васильева Татьяна Владимировна
Отведённое время 30-40 минут
Тема занятия: «Мы такие разные»
Цель занятия: способствовать сплочению детей семейной группы
Задачи:
- продолжать формировать дружеские взаимоотношения между членами семейной группы;
- воспитывать добрые отношения в семейной группе по отношению к братьям и сестрам, друзьям;
- развивать умение находить положительные черты в каждом человеке .
Тип занятия: развивающее
Форма организации занятия: игровое занятие
Оснащение занятия: - листы бумаги, ручки;
- клубок ниток,
- ноутбук, телевизор
Игровое занятие «Мы такие разные»
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Сообщение темы занятия
- Скажите, сколько в нашей семейной группе девочек?
- А мальчиков?
- А чем похожи все наши дети?
- А чем различаются?
- У нас есть родные братья и сестры. Но все вы живёте в одной семейной группе и все, как будто бы братья и сестры.
- Можем ли мы при этом сказать, что вы в таком случае, все одинаковые?
- Конечно, мы все такие разные, но при этом есть вещи, которые нас объединяют. И сегодня на занятии мы попробуем с вами стать ещё дружнее и ближе.
3. Упражнение «Идеал»
- Чем больше вы сможете найти общего между собой, тем сплоченней будет ваш детский коллектив.
Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все вы нуждаетесь в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается поставленных целей!
- Скажите, а братья и сестры могут дружить, как друзья?
- Почему?
- Сейчас я предлагаю вам такое упражнение. Давайте составим портрет идеального брата, сестры или друга. Для этого ответьте на вопросы, которые написаны на экране:
Какой у них должен быть характер?
Что они должны уметь делать?
Чем они должны интересоваться?
Как они должны проводить свободное время?
С кем они должны дружить?
Как они должны выглядеть?
Как они должны относиться к вам?
- А теперь, зачитайте, какой портрет у вас получился.
- Скажите, а интересно ли вам было бы общаться с таким человеком? С человеком, который всегда во всём соглашается, который не спорит и не обижается и т.д.? Ведь, какими бы близкими не были братья, друзья, у них всегда есть разные черты, которых нет у других. Мы все с вами разные. Но и совершенно разные люди могут устанавливать дружеские отношения.
4. Рассуждение о дружбе
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
- Действительно, произносишь слово «Дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно с детьми своей семейной группы или с ребятами из другой группы, с братом, с сестрой.
- Так что же такое «Дружба»? Это отношения между людьми. Но не простые отношения. Сергей Иванович Ожегов автор самого популярного у нас толкового словаря, объясняет это слово так:
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Обладаете ли вы, дети нашей семейной группы такими отношениями? Есть ли у вас привязанность друг к другу? Взаимовыручка? Взаимопомощь?
- В чем это проявляется? (в подготовке к выступлениям, КВН, в ухаживании за огородом, в подготовке новогодних костюмов, в конкурсах между семьями, в выполнении д.з.)
5. Просмотр мультфильма «Мудрые сказки тётушки Совы. Настоящий друг»
Беседа по просмотренному.
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм.
- С кем дружила белочка?
- А сорока на самом деле считала зайца и белочку своими друзьями?
- Что это доказывает?
- Как поступила белочка по отношению к зайцу?
- Когда она поняла, что была не права?
- Как белочка исправила эту ошибку?
- Кто же оказался самым настоящим другом?
6. Упражнение «По порядку становись!»
- По моей команде, нужно выстроиться в линейку по росту.
- А теперь поменяться местами и выстроиться по возрасту от старшего к младшему.
- А теперь выстроиться по размеру обуви от самого большого к самому маленькому.
- А теперь выстроиться по алфавиту первых букв имени.
- Смотрите, даже в этом задании мы с вами увидели, что чем-то вы схожи, а в чём-то различаетесь.
7. Чтение притчи про колодец (презентация)
- Скажите, а как часто вы ссоритесь?
- А почему вы ссоритесь, как вы считаете?
- Послушайте одну притчу
Стоял колодец посреди деревни. Водою родниковой всех поил.
Ведро с верёвкой в нём служили верно, Ему «спасибо» каждый говорил.
В какой-то день ведро забунтовало. Кричит верёвке: - Отцепись, репей!
Всю жизнь свободы ты мне не давала! Пусти! Быть без тебя хочу теперь!
Верёвка тут же мигом разорвалась. Ведро в колодец сорвалось на дно.
Достали. А верёвки, что остались, Связать концами было решено.
Мешает узел тот теперь в колодце. Зацепится – и из ведра ручей.
Вот так и с дружбою: коли порвётся, Как ни свяжи – мешает узел ей.
- Скажите, как вам кажется, что символизируют колодец, ведро и веревка?
- Как вы думаете, легко ли восстановить отношения если, они разорвались?
- Почему? Что мешает?
8. Упражнение «Паутина»
- Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к членам нашей семейной группы. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ребёнка, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому человеку фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Маша! Ты мне нравишься, потому что..." Выслушав обращенные к нему слова, ребёнок обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого он должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у кого-то из вас, то к вам обращается пославший клубок с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Анализ упражнения:
- Легко ли было говорить приятные вещи другим детям?
- Кто из вас уже слышал что-то подобное в свой адрес?
- Что-нибудь удивило вас в этой игре?
- Смотрите, мы с вами разные, но эта паутина объединила нас всех вместе.
9. Итог занятия
- Давайте вспомним, о чём шла речь сегодня на занятии?
- Мы с вами одинаковые или разные?
- А что помогает нам поддерживать хорошие взаимоотношения?