Классный час
«Мы в ответе за тех, кого приручили.»

2017г.
Тема: Мы в ответе за тех, кого приручили.
| Забытый котенок. Все мяукал котенок Во дворе под кустом Как хотелось котенку, Чтоб позвал кто-то в дом. Вдруг с куста одинокий Прошуршал желтый лист. Показалось котенку, Что позвали: «Кис-кис!» Замирая от счастья, Он помчался на зов... Только дверь оказалась Заперта на засов... М. Г. Мельникова |
Актуальность выбранной темы.
Человек рождается, и он окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка. Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. Какая причина? Одна из причин — отсутствие соответствующего воспитания. Люди стали равнодушными и безжалостными, поэтому в Российской Федерации на государственном уровне был принят закон — защита животных от жестокого обращения («Об ответственном обращении с животными»).
Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу — воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с младшего школьного возраста.
Цель: Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.
Задачи:
1. Воспитание гуманного отношения к животным, как одной из составляющей духовной культуры человека.
2. Осмысление учащимися важнейших положительных человеческих качеств, являющимися общечеловеческими ценностями.
3. Формирование активной жизненной позиции учащихся по данной проблеме, через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным.
4. Мобилизация учащихся на конкретные поступки по оказанию посильной помощи бездомным животным.
Оформление: видеоролики, цитаты, фотографии бездомных животных, листы ватмана, фломастеры, магниты, конверты с заданиями для групп.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня тема нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Но прежде чем продолжить давайте повторим правила поведения на моих уроках.
Правило «Стоп» (если Вам не приятно о чем – то говорить вы можете сказать «Стоп»)
Правило « Я » (говорим только о себе)
3. Правило «Уважай себя, и уважай других» или «Один говорит, все слушают»
Разминка. Упражнение «Если бы я был животным
Цель: Снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия
Учащимся предлагается поздороваться и рассказать о своем настроении, с которым они пришли на занятие, сравнив себя с каким-либо животным и объяснить свой выбор.
(Мяу, мяу или здравствуйте! У меня сегодня хорошее настроение. Кошки мои любимые животные они игривые и ласковые, всегда могут поднять хозяину настроение.)
2. Основная часть.
Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Дружок».
Учитель: - Сейчас я прочитаю рассказ В. Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончится этот рассказ.
Дружок
Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.
Как же так? - расстроился хозяин. - Как же ты, Дружок, меня — твоего хозяина!
Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».
На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка, глупого и несмышленого.
Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».
Учитель : Как вы думаете, что ответил Дружку хозяин? Запишите свои ответы. Кто хочет поделиться с нами своими мыслями? Как этот ответ характеризует хозяина? (« Ты стал старый, поэтому я завел нового щенка». «Чтобы у тебя был друг, когда меня нет дома» и т.п.).
В ваших ответах у кого-то добрый хозяин, у кого-то злой и неблагодарный. Разные бывают люди. Но вот автор этого рассказа, В.А. Сухомлинский, тоже верил, что хозяин у Дружка все-таки добрый, заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ
Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»
А чтобы тебе, Дружок, не было скучно.
Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве...
Учитель: Охарактеризуйте хозяина старого пса.
Почему вы считаете его добрым, хорошим? А еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как и его друг-пес, умеющий сочувствовать, сострадать. Как вы понимаете эти слова?
(На доске вывешиваются карточки с данными словами.) Хозяин не предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака — живое существо, и относиться к ней надо по- человечески, мы — люди.
-Что значит по-человечески? Как вы это понимаете?
Ответы учащихся.
Социальный педагог: Миллионы домашних животных никогда не знали гуманного обращения со стороны собственных хозяев. Так, к сожалению, нередки случаи, когда, например, жестокое обращение с животными проявляется в том, что птиц запирают в маленьких неуютных клетках, и последние служат лишь красивым украшением интерьера. Животные вынуждены существовать в невыносимых условиях ограничения движений, грязи, а то и вовсе — голода.
Работа в группах.
Учитель : Прочитайте высказывания известных людей. Подумайте, над смыслом прочитанного. Согласны ли вы с этими словами?
1 группа
«Человек выше животных, не потому что может мучить их, а потому, что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что чувствует, что в них живет то же, что живет в нем.». (Л. Андреев).
2 группа:
Собака — очень необычное создание; она никогда не пристает с расспросами, какое у тебя настроение, ее не интересует, богат ты или беден, глуп или умен, грешник или святой. Ты ее друг. Ей этого достаточно. (Дж. К. Джером)
3 группа:
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А.Шопенгауэр)
Просмотр видеоролика о гуманном отношении к животным.
Мультипликационный фильм «Омлет»
Заключение
Рефлексия
Какие мысли остались у вас после сегодняшнего урока? Поделитесь ими дома с родителями, узнайте их мнение о животных. Хочу верить, что если кто-то из вас иногда и обижал своих домашних животных или чужих на улице, то больше не будет так поступать.
Помните всегда, что они тоже живые, им, как и вам, бывает больно, они умеют радоваться и печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться, обижаться на что-то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит от нас к братьям нашим меньшим, по-человечески, по-доброму, ответственно