СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы выбираем жизнь. Сценарий

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия формирование ЗОЖ, профилактика наркомании, алкогилизма, табакокурения, осознанное принятие решений, умений сказать "нет" и противостоять негативному внешнему влиянию

Просмотр содержимого документа
«Мы выбираем жизнь. Сценарий»

МОУ ДОД «Дом детского творчества»
















«МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ»



























Черлак-2006

1 ВЕД:

Здравствуйте! Мы рады видеть у нас столь молодое поколение! Вы вступили в эпоху нового тысячелетия, и каким ему быть, зависит только от вас.

Шестнадцать – возраст откровений, пора влюбленности и грез;

Пора волнений и сомнений, и нежных встреч, и тайных слез.


2 ВЕД:

Каждый человек наделен собственным телом, собственными мыслями, имеет право на собственное мнение. А ведь мы живем в обществе. И нам хочется знать, что думают о нас другие. И тема сегодняшней программы – «Мы выбираем жизнь». Мы хотим проговорить о жизни, о здоровье.


1 ВЕД:

Я думаю, эпиграфом к мероприятию может прозвучать изречение С.Л. Соловейчика: «Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпало расстаться». Мы еще вернемся к этим словам, а пока обратимся к известной притче.

«Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются грязные монеты».

Попробуем и мы с вами ответить на вопрос: «Что такое жизнь?». У вас на столах есть бумажные кораблики, на которых мы предлагаем вам записать свой ответ. Пожалуйста, время на обдумывание 3 минуты. Время вышло. Итак, каждая группа представляет свою версию ответа на вопрос: «Что такое жизнь?». (Ребята отвечают)


2 ВЕД:

Попробую вашу мысль обобщить. Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо. Оно зависит от того,

Какого рода содержимым вы наполните его.

А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос нашей совести. Пускай каждого в жизни ждут свои алые паруса.


1 ВЕД:

Получается, что человек, как большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль, грузом каких дел? Это зависит только от вас. Но бывает, что по морю жизни проходят тайфуны, - это наши пороки и зловредные привычки. Они как ураганы вызывают кораблекрушение в судьбе человека.

Ответьте на следующий вопрос: какие пороки и зловредные привычки, по вашему мнению, мешают человеку жить долго, счастливо и красиво? Свои ответы озаглавьте «Тайфуны». На раздумье дается 3 минуты. (Ответы участников)


2 ВЕД:

Вновь обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что в настоящее время наше общество поражено тремя основными пороками: алкоголем, табаком и наркотиками, которым вполне подходит название «Добровольное сумасшествие»


1 ВЕД:

Именно об этом сегодня поговорим. Глоток алкоголя, затяжка табаком или марихуаной, вдох кокаина, укол героина... Почему:

Всегда покурить - на двоих, всегда распивать - на троих,.

Что же - на одного? На одного - колыбель и могила.

В. Высоцкий

А начнем мы, пожалуй, с истории.

Представьте себе море... неизвестная земля... ХУ век... мореплаватель Христофор Колумб и его спутники, высадившись на берег, видят, что туземцы - взрослые и дети ­держат в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что дикари традиционно используют его листья для частого вдыхания дыма. Растение сегодня известно как «табак». Именно отсюда табак попал в Европу. Краснолицие дикари, украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили вeсь испанский двор... . Вскоре табак появился во Франции: Жак Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве, Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин»- Так называют основной компонент табака.

Постепенно курение дошло до России. В царствование Михаила Федоровича, уличенных в этом пристрастии, на первый раз наказывали палочными ударами, во второй ­отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 г. причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче курящих было велено бить кнутом.

Но вскоре у табака появился могучий союзник. Это был Петр 1. Позднее при Екатерине II табак стал выращиваться на юге нашей страны. Курение же среди женщин началось только в середине прошлого столетия. Таковы факты истории. А теперь .слово хотелось бы предоставить нашему эксперту.


Эксперт:

Справочная информация. В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащееся в растении под названием табак. Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей, с током крови быстро достигает головного мозга. При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений. В результате сердце вынуждено работать сильнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии, начинается воспаление голосовых связок, которое у курильщика вызывает хриплый, неприятный звук. Это трахеолангит, часто он приводит к раку горла. Особенно вреден недостаток кислорода для коры головного мозга: курильщик буквально глупеет, с трудом вспоминает информацию, его память слабеет. В табачном дыму обнаружено до 6000 различных компонентов и соединений, 30 из них относятся к разряду натуральных ядов.

Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой. организм от дыма и ядовитых веществ. Статистика говорит, что от последствий курения каждые 13 минут умирает человек, каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 5,5 минуты. А представьте, сколько человек теряет, если курит по пачке в день. И сколько это выходит в год...


1 ВЕД:

В отношении любителей табака в разных странах применяют различные ограничения. Наиболее строго преследуют любителей никотина в США. Штраф до 1000 долларов ждет каждого, кто вздумает закурить в ресторане или кафе.

2 ВЕД:

В Италии не курят во всех общественных местах, с нарушителей взимают штраф до 125 долларов.

1 ВЕД:

В Англии на деньги, которые в качестве штрафа платит нарушитель правил курения, можно купить подержанный автомобиль.


2 ВЕД:

Курить на улицах Сингапура вообще-то разрешается, но стряхивать пепел запрещено. Тому же, кто выбросит пустую коробку из под сигарет, грозит штраф до 625 долларов.

1 ВЕД:

А во многих фирмах США, например, некурящие сотрудники получают надбавку к зарплате.

2 ВЕД:

Теперь хотелось бы провести небольшую викторину:

1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый' газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ)

2. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? (Около 1 литра)

3. Верно или нет, что курение табака вызывает сильное привыкание?

(Верно. Курение вызывает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить)

4. Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?

(Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и смерти младенца)

5. Что означает выражение «Пассивное курение?»

(Это вынужденное курение, когда некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно это опасно для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания)

6. Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением. (Целоваться, принимать душ, играть в баскетбол и др.)

7. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить. (Во-первых, дурной запах, во-вторых, некурящие друзья, в третьих, некурящие родители)

8. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?

(Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких)

1 ВЕД: (Читает на фоне музыки, или звучит песня в исполнении В. Цыгановой)

Русская водка, что ты натворила?

Русская водка, ты народ сгубила...

Наверное, нет человека, который так или иначе не сталкивался с пьяными. И не всех эта беда обходит стороной...


2 ВЕД:

Несколько исторических фактов. Например, в Древней Спарте был издан закон, запрещающий молодоженам в день свадьбы пить вино. По законам Древней Греции, если преступление было совершено человеком в состоянии опьянения, это увеличивало его вину. В Древнем Риме вообще запрещалось пить до 30 лет. Римляне говорили: «Пьяницы рождают пьяниц». А некоторые китайские императоры казнили пьяниц.

1 ВЕД:

Каковы же традиции русского народа? Даже из фольклора видно, что пьянство на Руси не поощрялось, а нещадно высмеивалось в пословицах и поговорках: - «С пьяным водиться, что - в крапиву садиться», «Кто чарку выпивает, тот век не доживает», «Был Иван, а стал болван, а все вино виновато», «Пропойное рыло вконец разорило», «Вино входит, ­ум выходит» - эти старые пословицы нужно помнить – каждому человеку.

2 ВЕД:

На Руси, между прочим, был утвержден орден «За пьянство», которым при царствовании Петра I (XVII-XVIII вв) награждали пропойц. Это была чугунная восьмиугольная пластина с ошейником весом 6кг 600 г. Ношение ее было обязательным. Неплохо бы нынешних пьяниц поощрять такой гирей. Тут, правда, есть опасение, что для выплавки необходимого количества означенных наград руды в недрах окажется недостаточно. А теперь слово предоставим эксперту. Эксперт: Сердечная привязанность нашего народа к алкоголю выражается в следующих фактах и цифрах: на 1 мужчину в год приходится 160 - 180 бутылок водки, значительная часть населения умирает от регулярного пьянства в 30 - 35 летнем возрасте. После приема спиртного в коре головного мозга, остается кладбище нервных клеток, а они, как известно, не восстанавливаются... Вот почему у пьющего человека так явны признаки деградации: снижается память, портится характер... В среднем по России в год на душу населения (включая стариков и грудных младенцев) приходится 15 -16 литров «чистого алкоголя», Т.е. 96% спирта, теоретически каждый россиянин выпивает каждую неделю по бутылке водки. Между прочим, серьезную конкуренцию, но также и компанию нашим пьяницам могут составить ... крысы. Проведенные исследования вывели, что эти твари вполне расположены к спиртному и что 25 % крысиного населения вообще являются потенциальными алкоголиками.


1 ВЕД:

Самое страшное, что при употреблении алкоголя у человека повреждается генетический код. Сегодня в стране насчитывается около 26 млн. геноослабленных людей. Большинство из них еще дети. Это не дебилы и даже не слабоумные, не дураки, но люди с ограниченным интеллектом, котopыe не догадываются, не подозревают, что их интеллект ослаблен на несколько процентов.


2 ВЕД:

В новой эре мы уже живем, два тысячелетия лет, времена меняются, меняется и человечество. Но наши вредные привычки - курение и алкоголизм, или, скорее всего, наши болезни, мы тащим за собой из века в век, а теперь они пришли с нами и в новое тысячелетие. Однако в последние годы все больше страшит и тревожит чума ХXI в. - наркомания.

1 ВЕД:

Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко» - сон, оцепенение, онемение и «мания» ­страсть, безумие. И вновь слово эксперту.

Эксперт: Наркомания считалась нехарактерной для России. «У нас страна, пьющая водку, зачем еще какую-то наркоту употреблять?» - так многие думали раньше. Однако сегодня ситуация резко изменилась. Согласно статистике, человек пристрастившийся к наркотику, дольше 5 лет, как правило, не протягивает. Одно из главных последствий подобного пристрастия - нервное и физическое истощение организма (после очередной дозы наркотиков человек не в состоянии принимать пищу). А сегодня, по некоторым данным, каждый десятый школьник хотя бы раз пробовал наркотики. Как показывает медицинская практика, очень часто у подростков, начавших принимать наркотики еще до того, как у них сформировалось сексуальное влечение, половое чувство так и остается неразвитым. На фоне всего этого развивается импотенция, разрушаются генетические основы существования как самого человека, так и его потомства, которое обречено быть неполноценным. Дети рождаются уродами, слабоумными, страдающими серьезными психическими недугами, все это передается из поколения в поколение. Человек становится нелюдимым, мрачным, злобным, раздраженным, подозрительным, черствым, не способным сопереживать и сочувствовать другим. Его преследует беспричинный страх. Нередко под воздействием наркотика совершаются самоубийства или от приема чрезмерной дозы наступает смерть. Таковы печальные факты.


2 ВЕД:

Дорогие мои, я хочу обратиться к вам. Если вам в компании, на дискотеке, да и где угодно предложат получить кайф, употребив, к примеру, марихуану, гашиш, анашу, ХЭШ, крэк, маковую соломку, ханку, кокаин, таблетки экстази, препараты эфедрин, феномин и др., бегите бегом от этой дряни. Или просто и с достоинством скажите: «Мне это не интересно». Иначе вы окажетесь на краю пропасти.

1 ВЕД:

Ну а если вам уже случилось попробовать их, примите срочные меры. Обратитесь к родителям (знайте, они вас любят и тревожатся за вас), к врачам или в центр анонимного обследования.

2 ВЕД:

Печальная статистика свидетельствует - там, где процветает токсикомания, наркомания, пьянство, правит бал спид. Рука об руку с наркозависимостью идет и преступность. Пугает количество правонарушений, совершенных подростками. Отметим, что до 70 % преступлений молодежь совершает в группах. 15-летний юноша пошел на поводу у своей компании и, совершив преступление, попал в колонию. Вот строки из его писем к брату.

Письмо 1.

«Здравствуй, дорогой Володя! Вот уже месяц, как я в колонии, или, как здесь говорят: «На зоне». Буду писать два разных письма. Одно - для мамы, в котором напишу, что у меня здесь все хорошо. Другое - для тебя, где буду рассказывать всю правду о моей жизни здесь. Это для того, чтобы ты знал, что колония - это не пионерский лагерь, место это фиговое, сюда лучше не попадать, а уж коли загремел, то надо изо всех сил стараться выжить и освободиться.

Володя! Праздник 8 марта для меня теперь самый черный день. В 'этот день мы и совершили преступление. Отмечала праздник наша кодла кайфово, подогретые были все. Выпивки показалось мало, решили достать еще, но не было денег... Способ известный: мы идем за мужиком, а в удобном месте вырываем у него бутылку и сматываемся. Но мужика выбрали не того, крепким оказался. Тогда Сергей крикнул: «Бей его!» сначала я к мужику не прикасался и снова услышал: «Слабак! Ты же с нами, помогай, иначе мы из твоей головы копилку сделаем». В .это время: мужика свалили на землю и ,продолжали бить ногами. Я подскочил и ударил; несколько раз. Мужик был весь в крови, валялся на- земле' с -закрытыми глазами. Володя, мне стало страшно, я подумал- мы его убили, но как потом выяснилось, здорово покалечили. Через день меня арестовали. В конце апреля был суд. Все мы загремели на разные сроки. Мне дали 2 года лишения свободы. Пацаны в зоне говорят, что первое преступление остается в памяти на всю жизнь. Наверное, это правда. Хочу забыть, но не получается, передо мной лежит мужик в луже крови с закрытыми глазами...»

Письмо 3.

«Здесь, в колонии, все расписано по часам и минутам, составлен распорядок дня, за нарушение которого строго наказывают. Я раньше о колонии ничего не знал...»

Письмо 4.

«Жизнь у нас тут на зоне делится на две. Одну нам придумывают сотрудники, другая скрытая, которой живут все зеки. Она страшна и проходит по воровским законам. Кто им не подчиняется, тот страдает. Знаешь, братишка, что тут самое страшное? Не заборы, не решетки, не режим, не сотрудники, "а мы сами! Тут с тобой могут сделать такое... словом, все что угодно... Недавно мы тут писали сочинение «Самый памятный день в моей жизни». У меня, конечно, тоже много памятных дней. Но только я начинаю о них вспоминать, как перед глазами появляется тот самый «отоваренный» нами мужик, который лежит в луже крови. Но не писать же мне об этом...»

Письмо 9.

«Володя, прошло уже больше года, а я все думаю про то, что случилось, - это какой-то сон, сейчас проснусь и все встанет на свои места».

Письмо 10.

«Готовлюсь вернуться к нормальной жизни на свободе. Но и боюсь. Как встретит Светлана, а родители, мои знакомые в школе, куда идти работать? А самое трудное - это встреча с Серым и его друзьями. В зоне я выдержал и выиграл у них. Что будет на свободе, пока не знаю, но снова плясать под дудку Серого не хочу. Это ведь не жизнь, а постоянная боязнь. Вот это меня беспокоит больше всего.»


Автор публикаций встретился с 17-летним юношей уже после освобождения: И вот что сказал молодой человек: «Письма ­это только часть моей истории, истории подростка, попавшего в беду - ее начало. После освобождения из колонии я почувствовал, что выпал из жизни, как птенец из гнезда. Кроме матери и брата оказался никому не нужным человеком».


1 ВЕД:

Прослушала эти письма, и мне стало грустно, что сломана судьба такого еще юного человека. Не стоит, показывая, какой ты крутой, совершать безумные поступки. Но это горькое раскаяние юноши запоздало - теперь уже трудно исправить содеянное, общество нехорошо принимает таких людей, их жизнь чаще всего катится вниз по наклонной.

2 ВЕД:

Неужели в наш просвещенный век, телевизионный и компьютерный, кому-то непонятны очевидные вещи: преступление карается законом, риск заразиться ВИЧ­инфекцией при внутривенном употреблении наркотиков возрастет, я думаю, никто не хочет умирать молодым, поэтому берегите себя, выбирайте здоровый образ жизни.

1 ВЕД:

А сейчас мы с вами проведем мозговой штурм. Первая команда выступит в роли оптимистов, считающих, что употребление наркотиков, алкоголя, табака - положительные моменты в жизни человека. (На первый стол ставится табличка «Оптимисты». Участники могут дать, к примеру, следующие ответы: «Человек ловит кайф, жизнь начинается казаться легкой и беззаботной, хочется летать, смеяться и др.)

2 ВЕД:

Вторая команда выступает в роли пессимистов, она выступает против никотина, токсикомании, алкоголизма. (На второй стол ставится табличка «Пессимисты», доводы: от табака желтеют зубы, курение сокращает жизнь, у курящих неприятный запах изо рта, ногти часто трескаются, наркотики - это на 100 % преждевременная смерть, учиться трудно, дети будут слабоумные и т.д.)

Идет процесс, обсуждения, ответы записываются на листке бумаги, затем заслушиваются.

1 ВЕД:

Судя по вашим ответам - положительных моментов при употреблении алкоголя, табака и наркотиков весьма мало. Зато отрицательных хоть отбавляй. А значит, все это является «ДОБРОВОЛЬНЫМ сумасшествием».

2 ВЕД:

Давайте подведем итоги нашей встречи:

1. Думай головой! Сотни тинейджеров каждый год погибают от наркотиков и сходят с ума от алкоголя и токсикомании.

2. Факты - вещь упрямая. Употребление наркотиков приводит к необратимым изменениям мозга. Не переступай черту! Живи без риска!

1 ВЕД:

Будь настоящим другом, если кто-то из твоих приятелей или знакомых попал в наркотическую зависимость, помоги ему! Действуй с умом! Лучше всего уговорить их обратиться за помощью к врачам. Убеди друзей посмотреть в глаза своим проблемам, а не уходить от них. Скaжи наркотикам - «НЕТ»!

2 ВЕД:

Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые к вам, возможно, и не имеют отношения. Но предупрежден, значит вооружен. Если вам, не дай Бог, случиться попробовать наркотик, вы уже будете знать, на что идете. Поэтому делайте умный выбор! Новое поколение выбирает жизнь!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!