Урок здоровья «Мы – за здоровый образ жизни!»
Цели:
обучающие: познакомить учащихся с главными составляющими здоровья, помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья, побудить заниматься физкультурой, охраной своего здоровья.
развивающие: развивать умение работать с кроссвордом, наблюдать, рассуждать, обобщать, аргументировать, делать выводы, дать возможность учащимся для самореализации личности.
воспитательные: воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки со словами, памятки о режиме дня, картинки предметов личной гигиены, кроссворд, рекомендации по питанию, карточки с заданиями, пирамида питания.
План урока.
І. Организационно - мотивационный этап.
ІІ. Изучение нового материала.
ІІІ. Этап проверки усвоения знаний.
ІV. Подведение итогов.
V. Рефлексия.
Ход урока:
Эпиграф:
"Здоровый нищий счастливее больного короля”?
Философ Артур Шопенгауэр
І. Организационно - мотивационный этап.
Организация учащихся, настрой на работу.
Здравствуйте, дорогие ребята, гости! (слайд - )
Ребята поприветствуйте друг друга улыбкой, улыбнитесь гостям. Хорошее настроение – лучший помощник в работе. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и прислушаться. (слайд - )
Представьте, что мы с вами на острове, где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья, Счастье. Выбор за вами! (ребята по очереди говорят, что они выбирают). Подводится итог, что и сколько выбрали ребята.
- Так что же на свете дороже всего? Обратимся к эпиграфу нашего урока, может он вам поможет разгадать эту загадку.
Как вы понимаете слова философа Артура Шопенгауэра "Здоровый нищий счастливее больного короля”?
- Дороже всего на свете – ЗДОРОВЬЕ! (слайд - )
Без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья. Чтобы все наши мечты сбылись, нам всем необходимо здоровье. (слайд - )
- А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым)
«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (слайд - )
2. Введение в тему.
Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем.
- Я вам предлагаю внимательно послушать одну сказку, и ответить на некоторые вопросы?
СКАЗКА Проблемная ситуация
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались…
Что сказали мудрецы, мы узнаем попозже, а пока вы мне скажите:
- Как вы думаете, почему люди болеют? (не занимаются спортом, не закаливаются, неправильно питаются, не ведут активный образ жизни, не ведут активный образ жизни, вредные привычки)
- Что нужно сделать для того, чтобы быть здоровым?
Вывод: Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
Сообщение темы и целей урока.
Наш сегодняшний урок я предлагаю назвать «Мы за здоровый образ жизни»
А теперь послушаем, что ответили правителю мудрецы.
Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал построить школу здоровья для всех детей своей страны.
- Как вы думаете, что было в этой школе здоровья, какие факторы здоровья в ней соблюдались?
- На столах перед вами лежат схемы. Напишите на них, пожалуйста, что, по- вашему мнению, включает в себя понятие "здоровье”, "Здоровый образ жизни”. Это может быть то, от чего зависит ваше здоровье.
- Затрудняетесь? Правильно. Поэтому цели нашего урока:
1. Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.
2. Учиться применять полученные знания для сохранения и укрепления здоровья.
- К этим схемам мы вернёмся в конце урока. Может быть, на тот момент вам захочется что-то изменить или добавить к своим записям. ( На доске схема ЗОЖ, но все составляющие ЗОЖ закрыты. По ходу урока учитель постепенно открывает правила ЗОЖ.) А сейчас давайте-ка хором прочитаем девиз урока: (слайд - )
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
ІІ. Изучение нового материала.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
( слайд - )
Одной из составляющей здорового образа жизни является здоровое питание.
- Ребята, не открою секрет, что о еде можно и нужно знать как можно больше - ведь от питания зависит наше здоровье, а оно нам ох как пригодится!
Питание – это основа здоровья и трудоспособности человека. Питание приносит больше пользы, дает необходимую энергию для работы и учебы в том случае, если пища разнообразна, содержит все необходимые питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины) и при этом соблюдается режим питания. Правильное питание снижает усталость, улучшат самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность. Для хорошего здоровья пищевой рацион каждого человека должен быть ограничен по объему и полноценным по набору продуктов.
- Ребята, скажите мне, что полезно есть?
- Какие неполезные продукты вы знаете? ( слайд - )
(ответы детей)
- Молодцы, ребята! Посмотрите на доску, у меня на доске карточки с названием продуктов. Вы должны их разделить на две группы: полезные и неполезные для здоровья.
Продукты: молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты, фанта, чипсы, кириешки, роллтон, жевательная резинка.
Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии четко установленных промежутков между приемами пищи. Специалисты считают, что основной прием пищи должен быть принят днем, а меньшая часть после 18 часов. Вечером не стоит есть мясо, не полезны вечером острые блюда, также крепкий чай и кофе.
Если насыщаться пищей до предела происходит стойкое растяжение желудка и бороться с этим трудно. Нужно вставать из-за стола вовремя, чтобы еще осталось желание поесть.
Задание №1 (1 группа)
- У вас на плакате изображена "Пирамида здорового питания”.
Пирамида здорового питания.
В конверте на карточках указаны названия продуктов питания. Вам нужно распределить их по этажам пирамиды: на 1 этаже – самые полезные для здоровья продукты, на 2 этаже - продукты, которые тоже очень полезные, но употребляются в пищу реже, на 3-ем – те, которые нужно употреблять в меньшем количестве, а на 4-ом – продукты, употребление которых нужно ограничить, либо совсем не употреблять.
Продукты питания: макароны, фрукты, овощи, хлеб, рыба, мясо, молоко, рис, конфеты, сахар, сыр, яйца, колбаса, соки, кофе, мороженое, крупы, жиры, масла.
(Учащиеся приклеивают (самоклеющая цветная бумага) карточки на нужный этаж пирамиды.) (Правильность задания проверяют по слайду - ).
Задание №2 (2 группа)
Ваша задача - Узнать, от какого вещества, содержащегося в различных продуктах, начинается подъем энергии, улучшается память? А разгадать эту загадку вам поможет кроссворд. Прочитайте внимательно загадки, постарайтесь их отгадать. Отгадки поочередно записывайте по горизонтали.
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
2. Синий мундир,
Теплая подкладка,
А в середине сладко. (Слива)
3. Золотая голова –
Велика, тяжела –
Золотая голова –
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
4. Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста)
5. Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Смородина)
6. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из далекой Африки. (Апельсин)
7. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
8. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них красные детки. (Помидоры)
Задание №3 (3 группа)
Вы будете составлять рекомендации по питанию. Я вам даю предложения с различными рекомендациями по питанию. Но проблема в том, что слова в предложениях написаны вразброс. Ваша задача правильно сформулировать данные предложения и прочитать нам, поясняя каждую рекомендацию.
Рекомендации:
. В питании всё должно быть в меру;
· Пища должна быть разнообразной;
· Еда должна быть тёплой;
· Тщательно пережёвывать пищу;
· Есть овощи и фрукты;
· Есть 3-4 раза в день;
· Не есть перед сном;
· Не есть копчёного, жаренного и острого;
· Не есть всухомятку;
· Меньше есть сладостей;
· Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.;
Проверка (слайд - )
Вывод: Запомните, пожалуйста, правильное питание—основа здорового образа.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
( слайд - )
Следующей составляющей здорового образа жизни является личная гигиена.
«Соблюдай чистоту» – сценка.
К нам в гости пришла Гигиена – чистота.
Гигиена:
Добрый день! Я Гигиена.
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный -
С грязью будьте осторожны!
Забегает Грязь:
Вы про грязь? И я у вас!
Гигиена:
Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!
Грязь:
Ах, ах, ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня – другое дело!
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженое ела,
Это – в луже посидела.
Это – клей, а здесь – чернила.
Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю,
На другой не променяю.
Грязь здоровается с детьми за руку. Гигиена следом вытирает полотенцем детям руки. Учитель и Гигиена оттаскивают Грязь от детей.
Грязь:
Вы не вымыли посуду?
Значит, скоро я прибуду.
Перестаньте убираться,
Окна мыть, пол подметать.
Ненавижу тряпки, щётки,
Я, друзья, боюсь щекотки.
Забираюсь в уголки,
Там, где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю,
Тараканов, мух люблю.
Гигиена:
А наши дети любят чистоту, порядок, любят умываться, чистить зубы.
Грязь:
Нет, нет, нет! Я вам не верю!
Гигиена:
Это мы сейчас проверим!
Загадывает детям загадки:
Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, что б у каждого было.
Что, ребята? (мыло)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Она станет чище. ( щётка)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
На полу не видно луж.
Все ребята любят . . . (душ)
Ну, теперь ты убедилась?
В школу зря ты к нам явилась!
Грязь:
Плохи совсем мои дела,
Здесь друзей я не нашла.
(уходит)
Гигиена:
Запомнить нужно навсегда
Залог здоровья – чистота!
Учитель:
Значит, чтобы быть здоровым, нужно соблюдать гигиену – чистоту!
Задание №1 (1 группа)
Определить, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи:
полотенце
зубная щетка
носовой платок
шампунь
мыло
мочалка
расческа
ножницы
зеркало
зубная паста
Проверка (слайд - )
Задание №2 (2 группа)
Составь из слов правила личной гигиены
Разрезное полотно
Умываться | по утрам | и | вечерам |
Чистить | зубы | нужно | 2 раза в день |
Ежедневно | расчесывать | волосы | |
Стричь | вовремя | ногти | |
Проверка ( слайд - )
Задание №3(3 группа)
Составить алгоритм – памятку «Я мою руки».
- У вас на парте – вразброс лежат предложения. Нужно расставить предложения по порядку в последовательности мытья рук.
Я мою руки (памятка)
1. Сильно намочите руки.
2. Возьмите мыло.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцами.
5. Полощите руки чистой водой.
Проверка (слайд - )
Ответьте на вопросы:
1. Почему нужно мыть руки с мылом? (Нужно мыть руки с мылом, чтобы микробы не попали в организм и человек не заболел)
2. Как часто нужно мыть руки? (перед едой, после работы, после туалета, после общения с животными)
Вывод: Личная гигиена является одной из главных составляющих здорового образа.
АКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ
( слайд - )
Ученица 5 класса:
С гимнастикой дружи, всегда весёлым будь
И проживёшь лет сто, а может быть и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись в саду и чистом поле.
- Поднимите руки те, кто из вас занимается каким-либо видом спорта? (Множество рук).
- Что даёт вам спорт? (Ответы детей).
- А теперь поднимите руки те, кто каждый день делает зарядку? (Таких ребят оказалось единицы).
- Ну, давай не ленись – на зарядку становись!
ФИЗМИНУТКА (проводит ученица)
Алина покажет вам несколько упражнений, которые помогут снять усталость и вернуть работоспособность. (Под ритмичную музыку все вместе выполняют комплекс из 5-6 упражнений).
Ученица 5 класса:
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду,
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды.
ЗАКАЛИВАНИЕ
( слайд - )
Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека.
Способов закаливания много.
- Какие способы закаливания вы знаете? (закаливание водой ,воздухом, хождение босиком и т.д.)
- А как вы закаляете свой организм?
Закаливание дает эффект, если оно проводится регулярно. В вашем возрасте строго под присмотром взрослого человека.
Вывод: Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Итак, физические упражнения, закаливание необходимы, но нужно еще выполнять профилактические упражнения, например такие, как вы это делаете на уроках.
Гимнастика для глаз (проводит ученица)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА
( слайд - )
Человек, соблюдающий здоровые формы жизнедеятельности, свободнее переносит психоэмоциональные трудности, легче переносит стрессовые ситуации. Говорят: «Где любовь да совет, там и горя нет».
В ком воля есть и сильный дух
Тот победит любой недуг
Болезнь отступит перед гордым
Перед бесстрашным, непокорным.
( слайд - )
Вывод:
Укрепляют здоровье:
Общительность, доброта, взаимопомощь и поддержка членов семьи и одноклассников создают положительный микроклимат, хорошее настроение, потребность в работе и удовлетворенность ее результатами.
РЕЖИМ ДНЯ
Режим - одно из главных составляющих здорового образа жизни
(слайд - )
- Что такое режим дня? (ответы детей)
- Нужен ли он человеку?
Группам предлагается «примерный» режим дня школьника. Познакомьтесь с нм, определите, что на ваш взгляд обязательно, что не нужно и подпишите время в таблице там, где оно пропущено (пропущено в 5 любых пунктах).
Проверьте составленный вами режим дня с правильным вариантом. (слайд - )
ЗДОРОВЫЙ СОН
- Посчитайте, сколько часов должен длиться ваш ночной сон? (Не менее 9 часов! Обратите на это внимание!). (слайд - )
Вывод:
- Режим дня помогает организовать жизнь, приобрести правильные, полезные и здоровые привычки. "Привычка – вторая натура.” "Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь жизнь.” Как понять смысл этих высказываний? Запомните, пожалуйста, эти мудрые слова.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
(слайд - )
- Как называются привычки, которые губят здоровье?
- Какие вредные привычки вы знаете? Назвать их вам помогут слайды.
Обжорство, алкоголизм, курение, наркомания, игромания и др. (слайды - )
Никотин влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм. Табачные смолы засоряют лёгкие.
Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом возрасте. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Разрушается печень, она перестаёт очищать кровь от вредных веществ. Наркотики вызывают нарушение памяти, мышления, меняется поведение и настроение, на коже появляются синяки, порезы, микротравмы. Всё это опасные для жизни и здоровья вещества, которые школьники категорически не должны употреблять.
Но более подробно об этом мы поговорим на следующем уроке.
- Как вы думаете, что легче, приобрести вредные привычки или от них избавиться? Почему? (Вредные привычки очень коварны, они быстро подчиняют себе человека и тогда без помощи специальных врачей (наркологов, психологов, невропатологов и даже психиатров) не обойтись.
- А что будет, если человек не захочет избавиться от вредных привычек? ( Вредные привычки погубят человека, приведут его к смерти).
- Какой же вывод для себя сделаете? (Легче не приобретать вредные привычки, не поддаваться соблазнам, чем потом от них долго и упорно лечиться).
Вывод:
- Значит, чтобы быть здоровым, нужно не приобретать вредных привычек, а если уж они появились, то отказаться от них.
ІІІ. Этап проверки усвоения знаний.
- Ребята, мы с вами рассмотрели основные составляющие здорового образа жизни. Сейчас я предлагаю вернуться к вашим схемам и дополнить их.
Проверьте, всё ли вы учли в своих схемах? (Проверка с доской)
ИГРА:
- А сейчас мы проверим, как вы усвоили то, о чем мы с вами говорили.
Итак, начинаем нашу игру.
Правила игры:
Игровое поле состоит из четырех секторов, в каждом секторе по шесть вопросов разной сложности.
Команды по очереди выбирают сектор и вопрос.
Если команда отвечает правильно, то она получает жетон. Вопрос убирается. Если ответ неверный – то команда передает свой вопрос другой команде.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов – признается САМОЙ ЗДОРОВОЙ КОМАНДОЙ!
Подведение итогов игры
ІV. Подведение итогов.
Учитель:
– Наше занятие подошло к концу.
- Как вы считаете, было ли оно полезным?
- Что дало вам это занятие?
Заключительное слово учащихся. (слайд - )
1-й. Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
2-й. Грустить и петь, смеяться и любить.
3-й. Но, что бы стали все мечты возможны,
4-й. Должны мы все здоровье сохранить.
5-й. Спроси себя: готов ли ты к работе –
6-й. Активно двигаться и в меру есть и пить?
7-й. И только так здоровье сохранить.
8-й. Взгляни вокруг: прекрасная Природа
9-й. Нас призывает с нею в мире жить.
10-й. Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
11-й. Планете всей здоровье сохранить.
Желаю вам:
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми;
Делать добрые дела.
В общем, вести здоровый образ жизни!
Пусть вашим девизом будут слова:
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
V. Рефлексия:
Задача этапа: мобилизовать учащихся на самооценивание и демонстрацию своего эмоционального состояния на уроке.
- Подумайте и попробуйте оценить свою работу на уроке при помощи цветных сердечек.
Если вы довольны своей работой – зеленое сердечко;
Если не очень – жёлтое сердечко;
Совсем плохо работали – красное сердечко.
- Приклейте выбранное вами цветное сердечко на белое общее сердечко, которое лежит у них на партах.
Раздать буклеты с правилами ЗОЖ