СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы за здоровый образ жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы за здоровый образ жизни»

Урок здоровья «Мы – за здоровый образ жизни!»

Цели:

  1. обучающие: познакомить учащихся с главными составляющими здоровья, помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья, побудить заниматься физкультурой, охраной своего здоровья.

  2. развивающие: развивать умение работать с кроссвордом, наблюдать, рассуждать, обобщать, аргументировать, делать выводы, дать возможность учащимся для самореализации личности.

  3. воспитательные: воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки со словами, памятки о режиме дня, картинки предметов личной гигиены, кроссворд, рекомендации по питанию, карточки с заданиями, пирамида питания.


План урока.

І. Организационно - мотивационный этап.

ІІ. Изучение нового материала.

ІІІ. Этап проверки усвоения знаний.

ІV. Подведение итогов.

V. Рефлексия.










Ход урока:

Эпиграф:


"Здоровый нищий счастливее больного короля”?

Философ Артур Шопенгауэр



І. Организационно - мотивационный этап.


  1. Организация учащихся, настрой на работу.



Здравствуйте, дорогие ребята, гости! (слайд - )

Ребята поприветствуйте друг друга улыбкой, улыбнитесь гостям. Хорошее настроение – лучший помощник в работе. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и прислушаться. (слайд - )

Представьте, что мы с вами на острове, где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья, Счастье. Выбор за вами! (ребята по очереди говорят, что они выбирают). Подводится итог, что и сколько выбрали ребята.

- Так что же на свете дороже всего? Обратимся к эпиграфу нашего урока, может он вам поможет разгадать эту загадку.

Как вы понимаете слова философа Артура Шопенгауэра "Здоровый нищий счастливее больного короля”?

- Дороже всего на свете – ЗДОРОВЬЕ! (слайд - )

Без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья. Чтобы все наши мечты сбылись, нам всем необходимо здоровье. (слайд - )

- А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым)

«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (слайд - )

2. Введение в тему.

Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем.
- Я вам предлагаю внимательно послушать одну сказку, и ответить на некоторые вопросы?
СКАЗКА Проблемная ситуация
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались…
Что сказали мудрецы, мы узнаем попозже, а пока вы мне скажите:
- Как вы думаете, почему люди болеют? (не занимаются спортом, не закаливаются, неправильно питаются, не ведут активный образ жизни, не ведут активный образ жизни, вредные привычки)
- Что нужно сделать для того, чтобы быть здоровым?

Вывод: Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.


  1. Сообщение темы и целей урока.

Наш сегодняшний урок я предлагаю назвать «Мы за здоровый образ жизни»

А теперь послушаем, что ответили правителю мудрецы.


Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал построить школу здоровья для всех детей своей страны.


- Как вы думаете, что было в этой школе здоровья, какие факторы здоровья в ней соблюдались?

- На столах перед вами лежат схемы. Напишите на них, пожалуйста, что, по- вашему мнению, включает в себя понятие "здоровье”, "Здоровый образ жизни”. Это может быть то, от чего зависит ваше здоровье.

- Затрудняетесь? Правильно. Поэтому цели нашего урока:

1. Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.

2. Учиться применять полученные знания для сохранения и укрепления здоровья.

- К этим схемам мы вернёмся в конце урока. Может быть, на тот момент вам захочется что-то изменить или добавить к своим записям. ( На доске схема ЗОЖ, но все составляющие ЗОЖ закрыты. По ходу урока учитель постепенно открывает правила ЗОЖ.) А сейчас давайте-ка хором прочитаем девиз урока: (слайд - )



Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать!

ІІ. Изучение нового материала.


РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

( слайд - )

Одной из составляющей здорового образа жизни является здоровое питание.

- Ребята, не открою секрет, что о еде можно и нужно знать как можно больше - ведь от питания зависит наше здоровье, а оно нам ох как пригодится!

Питание – это основа здоровья и трудоспособности человека. Питание приносит больше пользы, дает необходимую энергию для работы и учебы в том случае, если пища разнообразна, содержит все необходимые питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины) и при этом соблюдается режим питания. Правильное питание снижает усталость, улучшат самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность. Для хорошего здоровья пищевой рацион каждого человека должен быть ограничен по объему и полноценным по набору продуктов.

- Ребята, скажите мне, что полезно есть?

- Какие неполезные продукты вы знаете? ( слайд - )


(ответы детей)

- Молодцы, ребята! Посмотрите на доску, у меня на доске карточки с названием продуктов. Вы должны их разделить на две группы: полезные и неполезные для здоровья.


Продукты: молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты, фанта, чипсы, кириешки, роллтон, жевательная резинка.


Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии четко установленных промежутков между приемами пищи. Специалисты считают, что основной прием пищи должен быть принят днем, а меньшая часть после 18 часов. Вечером не стоит есть мясо, не полезны вечером острые блюда, также крепкий чай и кофе.

Если насыщаться пищей до предела происходит стойкое растяжение желудка и бороться с этим трудно. Нужно вставать из-за стола вовремя, чтобы еще осталось желание поесть.





Задание №1 (1 группа)

- У вас на плакате изображена "Пирамида здорового питания”.

Пирамида здорового питания.

В конверте на карточках указаны названия продуктов питания. Вам нужно распределить их по этажам пирамиды: на 1 этаже – самые полезные для здоровья продукты, на 2 этаже - продукты, которые тоже очень полезные, но употребляются в пищу реже, на 3-ем – те, которые нужно употреблять в меньшем количестве, а на 4-ом – продукты, употребление которых нужно ограничить, либо совсем не употреблять.

Продукты питания: макароны, фрукты, овощи, хлеб, рыба, мясо, молоко, рис, конфеты, сахар, сыр, яйца, колбаса, соки, кофе, мороженое, крупы, жиры, масла.

(Учащиеся приклеивают (самоклеющая цветная бумага) карточки на нужный этаж пирамиды.) (Правильность задания проверяют по слайду - ).

Задание №2 (2 группа)

Ваша задача - Узнать, от какого вещества, содержащегося в различных продуктах, начинается подъем энергии, улучшается память? А разгадать эту загадку вам поможет кроссворд. Прочитайте внимательно загадки, постарайтесь их отгадать. Отгадки поочередно записывайте по горизонтали.

1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

2. Синий мундир, 
Теплая подкладка,
А в середине сладко. (Слива)

3. Золотая голова –
Велика, тяжела –
Золотая голова –
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)

4. Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста)

5. Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Смородина)

6. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из далекой Африки. (Апельсин)

7. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)

8. Растут на грядке 
Зеленые ветки,
А на них красные детки. (Помидоры)





Задание №3 (3 группа)

Вы будете составлять рекомендации по питанию. Я вам даю предложения с различными рекомендациями по питанию. Но проблема в том, что слова в предложениях написаны вразброс. Ваша задача правильно сформулировать данные предложения и прочитать нам, поясняя каждую рекомендацию.

Рекомендации:

  • . В питании всё должно быть в меру;

  • ·  Пища должна быть разнообразной;

  • ·  Еда должна быть тёплой;

  • ·  Тщательно пережёвывать пищу;

  • ·  Есть овощи и фрукты;

  • ·  Есть 3-4 раза в день;

  • ·  Не есть перед сном;

  • ·  Не есть копчёного, жаренного и острого;

  • ·  Не есть всухомятку;

  • · Меньше есть сладостей;

  • · Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.;


Проверка (слайд - )

Вывод: Запомните, пожалуйста, правильное питание—основа здорового образа.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

( слайд - )

Следующей составляющей здорового образа жизни является личная гигиена.



«Соблюдай чистоту» – сценка.

К нам в гости пришла Гигиена – чистота.

Гигиена:

Добрый день! Я Гигиена.

Я пришла вас научить,

Как здоровье сохранить.

Много грязи вокруг нас,

И она в недобрый час

Принесёт нам вред, болезни.

Но я дам совет полезный.

Мой совет совсем несложный -

С грязью будьте осторожны!

Забегает Грязь:

Вы про грязь? И я у вас!

Гигиена:

Ты ко мне не приближайся!

И ко мне не прикасайся!

Грязь:

Ах, ах, ах! Какое платье!

Да ведь не на что смотреть!

Я б такое не надела.

У меня – другое дело!

От борща пятно большое,

Вот сметана, вот жаркое,

Вот мороженое ела,

Это – в луже посидела.

Это – клей, а здесь – чернила.

Согласитесь, очень мило.

Я наряд свой обожаю,

На другой не променяю.

Грязь здоровается с детьми за руку. Гигиена следом вытирает полотенцем детям руки. Учитель и Гигиена оттаскивают Грязь от детей.

Грязь:

Вы не вымыли посуду?

Значит, скоро я прибуду.

Перестаньте убираться,

Окна мыть, пол подметать.

Ненавижу тряпки, щётки,

Я, друзья, боюсь щекотки.

Забираюсь в уголки,

Там, где пыль и пауки.

Чистоту я не терплю,

Тараканов, мух люблю.

Гигиена:

А наши дети любят чистоту, порядок, любят умываться, чистить зубы.

Грязь:

Нет, нет, нет! Я вам не верю!

Гигиена:

Это мы сейчас проверим!

Загадывает детям загадки:

  1. Гладко, душисто, моет чисто.

Нужно, что б у каждого было.

Что, ребята? (мыло)

  1. Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (расчёска)

  1. Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

Она станет чище. ( щётка)

  1. Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

На полу не видно луж.

Все ребята любят . . . (душ)


Ну, теперь ты убедилась?

В школу зря ты к нам явилась!

Грязь:

Плохи совсем мои дела,

Здесь друзей я не нашла.

(уходит)

Гигиена:

Запомнить нужно навсегда

Залог здоровья – чистота!

Учитель:

Значит, чтобы быть здоровым, нужно соблюдать гигиену – чистоту!


Задание №1 (1 группа)

Определить, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи:

  • полотенце

  • зубная щетка

  • носовой платок

  • шампунь

  • мыло

  • мочалка

  • расческа

  • ножницы

  • зеркало

  • зубная паста

Проверка (слайд - )

Задание №2 (2 группа)

Составь из слов правила личной гигиены

Разрезное полотно

Умываться

по утрам

и

вечерам

Чистить

зубы

нужно

2 раза в день

Ежедневно

расчесывать

волосы


Стричь

вовремя

ногти


Проверка ( слайд - )

Задание №3(3 группа)

Составить алгоритм – памятку «Я мою руки».

- У вас на парте – вразброс лежат предложения. Нужно расставить предложения по порядку в последовательности мытья рук.

Я мою руки (памятка)

1. Сильно намочите руки.

2. Возьмите мыло.

3. Намыливайте руки с обеих сторон.

4. Намыливайте руки между пальцами.

5. Полощите руки чистой водой.

Проверка (слайд - )


Ответьте на вопросы:

1. Почему нужно мыть руки с мылом? (Нужно мыть руки с мылом, чтобы микробы не попали в организм и человек не заболел)

2. Как часто нужно мыть руки? (перед едой, после работы, после туалета, после общения с животными)

Вывод: Личная гигиена является одной из главных составляющих здорового образа.

АКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

( слайд - )

Ученица 5 класса:

С гимнастикой дружи, всегда весёлым будь
И проживёшь лет сто, а может быть и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись в саду и чистом поле.

- Поднимите руки те, кто из вас занимается каким-либо видом спорта? (Множество рук).

- Что даёт вам спорт? (Ответы детей).

- А теперь поднимите руки те, кто каждый день делает зарядку? (Таких ребят оказалось единицы).

- Ну, давай не ленись – на зарядку становись!

ФИЗМИНУТКА (проводит ученица)

Алина покажет вам несколько упражнений, которые помогут снять усталость и вернуть работоспособность. (Под ритмичную музыку все вместе выполняют комплекс из 5-6 упражнений).

Ученица 5 класса:

Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду,
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды.

ЗАКАЛИВАНИЕ

( слайд - )

Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека.

Способов закаливания много.

- Какие способы закаливания вы знаете? (закаливание водой ,воздухом, хождение босиком и т.д.)

- А как вы закаляете свой организм?

Закаливание дает эффект, если оно проводится регулярно. В вашем возрасте строго под присмотром взрослого человека.

Вывод: Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Итак, физические упражнения, закаливание необходимы, но нужно еще выполнять профилактические упражнения, например такие, как вы это делаете на уроках.

Гимнастика для глаз (проводит ученица)


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА

( слайд - )


Человек, соблюдающий здоровые формы жизнедеятельности, свободнее переносит психоэмоциональные трудности, легче переносит стрессовые ситуации. Говорят: «Где любовь да совет, там и горя нет».

В ком воля есть и сильный дух

Тот победит любой недуг

Болезнь отступит перед гордым

Перед бесстрашным, непокорным.

( слайд - )


Вывод:

Укрепляют здоровье:

Общительность, доброта, взаимопомощь и поддержка членов семьи и одноклассников создают положительный микроклимат, хорошее настроение, потребность в работе и удовлетворенность ее результатами.





РЕЖИМ ДНЯ

Режим - одно из главных составляющих здорового образа жизни

(слайд - )

- Что такое режим дня? (ответы детей)

- Нужен ли он человеку?

Группам предлагается «примерный» режим дня школьника. Познакомьтесь с нм, определите, что на ваш взгляд обязательно, что не нужно и подпишите время в таблице там, где оно пропущено (пропущено в 5 любых пунктах).

Проверьте составленный вами режим дня с правильным вариантом. (слайд - )

ЗДОРОВЫЙ СОН

- Посчитайте, сколько часов должен длиться ваш ночной сон? (Не менее 9 часов! Обратите на это внимание!). (слайд - )

Вывод:

- Режим дня помогает организовать жизнь, приобрести правильные, полезные и здоровые привычки. "Привычка – вторая натура.” "Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь жизнь.” Как понять смысл этих высказываний? Запомните, пожалуйста, эти мудрые слова.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

(слайд - )

- Как называются привычки, которые губят здоровье?

- Какие вредные привычки вы знаете? Назвать их вам помогут слайды.

Обжорство, алкоголизм, курение, наркомания, игромания и др. (слайды - )

Никотин влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм. Табачные смолы засоряют лёгкие.


Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом возрасте. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Разрушается печень, она перестаёт очищать кровь от вредных веществ. Наркотики вызывают нарушение памяти, мышления, меняется поведение и настроение, на коже появляются синяки, порезы, микротравмы. Всё это опасные для жизни и здоровья вещества, которые школьники категорически не должны употреблять.


Но более подробно об этом мы поговорим на следующем уроке.

- Как вы думаете, что легче, приобрести вредные привычки или от них избавиться? Почему? (Вредные привычки очень коварны, они быстро подчиняют себе человека и тогда без помощи специальных врачей (наркологов, психологов, невропатологов и даже психиатров) не обойтись.

- А что будет, если человек не захочет избавиться от вредных привычек? ( Вредные привычки погубят человека, приведут его к смерти).

- Какой же вывод для себя сделаете? (Легче не приобретать вредные привычки, не поддаваться соблазнам, чем потом от них долго и упорно лечиться).

Вывод:

- Значит, чтобы быть здоровым, нужно не приобретать вредных привычек, а если уж они появились, то отказаться от них.

ІІІ. Этап проверки усвоения знаний.

- Ребята, мы с вами рассмотрели основные составляющие здорового образа жизни. Сейчас я предлагаю вернуться к вашим схемам и дополнить их.

Проверьте, всё ли вы учли в своих схемах? (Проверка с доской)

ИГРА:

- А сейчас мы проверим, как вы усвоили то, о чем мы с вами говорили.

Итак, начинаем нашу игру.

Правила игры:

  • Игровое поле состоит из четырех секторов, в каждом секторе по шесть вопросов разной сложности.

  • Команды по очереди выбирают сектор и вопрос.

  1. Если команда отвечает правильно, то она получает жетон. Вопрос убирается. Если ответ неверный – то команда передает свой вопрос другой команде.

  2. Команда, набравшая наибольшее количество баллов – признается САМОЙ ЗДОРОВОЙ КОМАНДОЙ!


Подведение итогов игры


ІV. Подведение итогов.

Учитель:

– Наше занятие подошло к концу.

- Как вы считаете, было ли оно полезным?

- Что дало вам это занятие?

Заключительное слово учащихся. (слайд - )


1-й. Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

2-й. Грустить и петь, смеяться и любить.

3-й. Но, что бы стали все мечты возможны,

4-й. Должны мы все здоровье сохранить.

5-й. Спроси себя: готов ли ты к работе –

6-й. Активно двигаться и в меру есть и пить?

7-й. И только так здоровье сохранить.

8-й. Взгляни вокруг: прекрасная Природа

9-й. Нас призывает с нею в мире жить.

10-й. Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

11-й. Планете всей здоровье сохранить.

Желаю вам:

  • Никогда не болеть;

  • Правильно питаться;

  • Быть бодрыми;

  • Делать добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!




Пусть вашим девизом будут слова:

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать!

V. Рефлексия:

Задача этапа: мобилизовать учащихся на самооценивание и демонстрацию своего эмоционального состояния на уроке.

- Подумайте и попробуйте оценить свою работу на уроке при помощи цветных сердечек.

  • Если вы довольны своей работой – зеленое сердечко;

  • Если не очень – жёлтое сердечко;

  • Совсем плохо работали – красное сердечко.

- Приклейте выбранное вами цветное сердечко на белое общее сердечко, которое лежит у них на партах.

Раздать буклеты с правилами ЗОЖ