СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Мы знаем цену дружбе" Диспут.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я сейчас буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать одну из пословиц, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Пословицы на доске: «Друг познается в беде». «Друга иметь – себя не жалеть»

«Новых друзей наживай, а старых не теряй». «Верному другу цены нет».

«Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга».

Просмотр содержимого документа
«" Мы знаем цену дружбе" Диспут.»

Воспитательное мероприятие по нравственному воспитанию.

Тема. « Мы знаем цену дружбе».

Цель: формирование нравственных качеств воспитанников: умение дружить, беречь дружбу; развитие умений не только рассуждать, аргументировать свою точку зрения, но и принимать правильное решение, совершая поступки.

Задачи:

  • способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей воспитанников;

  • формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

  • формирование нравственных качеств .

  • умение дружить, беречь дружбу. Форма. Диспут Возрастная категория. !3- 17 лет

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, — это дружба.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

 Воспитатель

Многие понимают под словом ДРУГ

  • Соседа по парте

  • Человека, который сходил с ним в магазин

  • Знакомого во дворе

  • Одноклассника

  • Человека, который дал списать урок

Я хочу прочитать вам стихотворение, которое очень отражает тему нашего диспута.

Баллада о друге ( Э. Асадов)

Когда я слышу о дружбе твердой,
О сердце мужественном и скромном,
Я представляю не профиль гордый,
Не парус бедствия в вихре шторма,-

Я просто вижу одно окошко
В узорах пыли или мороза
И рыжеватого щуплого Лешку —
Парнишку-наладчика с «Красной Розы»…

Дом два по Зубовскому проезду
Стоял без лепок и пышных фасадов,
И ради того, что студент Асадов
В нем жил, управдом не белил подъездов.

Ну что же — студент небольшая сошка,
Тут бог жилищный не ошибался.
Но вот для тщедушного рыжего Лешки
Я бы, наверное, постарался!

Под самой крышей, над всеми нами
Жил летчик с нелегкой судьбой своей,
С парализованными ногами,
Влюбленный в небо и голубей.

Они ему были дороже хлеба,
Всего вероятнее, потому,
Что были связными меж ним и небом
И синь высоты приносили ему.

А в доме напротив, окошко в окошко,
Меж теткой и кучей рыбацких снастей
Жил его друг — конопатый Лешка,
Красневший при девушках до ушей.

А те, на «Розе», народ языкатый.
Окружат в столовке его порой:
— Алешка, ты что же еще неженатый? —
Тот вспыхнет сразу алей заката
И брякнет: — Боюсь еще… молодой…

Шутки как шутки, и парень как парень,
Пройди — и не вспомнится никогда.
И все-таки как я ему благодарен
За что-то светлое навсегда!

Каждое утро перед работой
Он к другу бежал на его этаж,
Входил и шутя козырял пилоту:
— Лифт подан. Пожалте дышать на пляж!..

А лифта-то в доме как раз и не было.
Вот в этом и пряталась вся беда.
Лишь «бодрая юность» по лестницам бегала,
Легко, «как по нотам», туда-сюда…

А летчику просто была б хана:
Попробуй в скверик попасть к воротам!
Но лифт объявился. Не бойтесь. Вот он!
Плечи Алешкины и спина!

И бросьте дурацкие благодарности
И вздохи с неловкостью пополам!
Дружба не терпит сентиментальности,
А вы вот, спеша на работу, по крайности,
Лучше б не топали по цветам!

Итак, «лифт» подан! И вот, шагая
Медленно в утренней тишине,
Держась за перила, ступеньки считает:
Одна — вторая, одна — вторая,
Лешка с товарищем на спине…

Сто двадцать ступеней. Пять этажей.
Это любому из нас понятно.
Подобным маршрутом не раз, вероятно,
Вы шли и с гостями и без гостей.

Когда же с кладью любого сорта
Не больше пуда и то лишь раз
Случится подняться нам в дом подчас —
Мы чуть ли не мир посылаем к черту.

А тут — человек, а тут — ежедневно,
И в зной, и в холод: «Пошли, держись!»
Сто двадцать трудных, как бой, ступеней!
Сто двадцать — вверх и сто двадцать — вниз!

Вынесет друга, усадит в сквере,
Шутливо укутает потеплей,
Из клетки вытащит голубей:
— Ну все! Если что, присылай «курьера»!

«Курьер» — это кто-нибудь из ребят.
Чуть что, на фабрике объявляется:
— Алеша, Мохнач прилетел назад!
— Алеша, скорей! Гроза начинается!

А тот все знает и сам. Чутьем.
— Спасибо, курносый, ты просто гений!-
И туча не брызнет еще дождем,
А он во дворе: — Не замерз? Идем!-
И снова: ступени, ступени, ступени…

Пот градом… Перила скользят, как ужи…
На третьем чуть-чуть постоять, отдыхая.
— Алешка, брось ты!
— Сиди, не тужи!.. —
И снова ступени, как рубежи:
Одна — вторая, одна — вторая…

И так не день и не месяц только,
Так годы и годы: не три, не пять,
Трудно даже и сосчитать —
При мне только десять. А после сколько?!

Дружба, как видно, границ не знает,
Все так же упрямо стучат каблуки.
Ступеньки, ступеньки, шаги, шаги…
Одна — вторая, одна — вторая…

Ах, если вдруг сказочная рука
Сложила бы все их разом,
То лестница эта наверняка
Вершиной ушла бы за облака,
Почти не видная глазом.

И там, в космической вышине
(Представьте хоть на немножко),
С трассами спутников наравне
Стоял бы с товарищем на спине
Хороший парень Алешка!

Пускай не дарили ему цветов
И пусть не писали о нем в газете,
Да он и не ждет благодарных слов,
Он просто на помощь прийти готов,
Если плохо тебе на свете.

И если я слышу о дружбе твердой,
О сердце мужественном и скромном,
Я представляю не профиль гордый,
Не парус бедствия в вихре шторма,-

Я просто вижу одно окошко
В узорах пыли или мороза
И рыжеватого, щуплого Лешку,
Простого наладчика с «Красной Розы

Это моё представление о друге. Видео « Берегите дружбу, дорожите дружбой»

История «Цена дружбы»

Это происходило осенью в зоопарке. Внимание журналиста привлекли два посетителя: мальчик и девочка, которые учились в 8 или 9 классе. Мальчик, рослый, в кожаной курточке с множеством молний, держал в руке на длинном ремне большой бинокль. Его звали Игорь, он был очень образованный юноша, и постоянно что-то рассказывал о животных. Голова Игоря была полна всякими полезными сведениями о тиграх, львах, антилопах и разных редких птицах. Когда Игорь говорил, его спутница, Люся, буквально смотрела ему в рот и гордилась им.

Затем они подошли к водоёму, где плавали бегемоты. Здесь стояла закутанная в платок старушка с маленькой девочкой. Бабушка поставила внучку на ограду, чтобы девочке было видней. Игорь что-то рассказывал, а Люся смеялась, прижимая руки к груди. На шее у неё висел бинокль Игоря.

— Посмотри на бегемота в бинокль, — сказал Игорь. – Совсем другое впечатление – видны глаза, каждая складка на морде. Бинокль очень сильный. Я всегда его беру в зоопарк. Люся послушно приложила бинокль к глазам. Игорь помог отрегулировать линзы. – Хорошо? –спросил он. –Хорошо…- ответила Люся одним счастливым вздохом. Бегемот, опустив голову, медленно плыл вдоль отмели. Сверху было видно его длинное туловище. В это время девочка сорвалась с ограды и упала вниз на отмель.

Всё произошло так быстро и неожиданно, что понять случившееся помог вопль и причитания старушки. На отмели неподвижно лежала девочка, оглушённая или испуганная падением, поджав маленькую ногу в белом ботике. А бегемот, привлечённый шумом и появлением в его владениях неизвестного предмета, медленно поплыл к девочке.

— Игорь! –крикнула Люся. –Игорь, что же ты?..

— Сейчас придет сторож, — забормотал Игорь, отступая от ограды. – Не волнуйся. Я сейчас его позову.

— Ратуйте! – крикнула старушка и зарыдала. – ратуйте, дите погибает…

И тут Люся стремительно взлетела на ограду и прыгнула вниз. Она спружинила , коснувшись песка обеими ногами, упала, но сразу поднялась и побежала , спотыкаясь, к девочке. Та лежала на песке, не шевелясь. Бегемот, на секунду остановившийся, медленно двигался к ней. Вынырнул второй бегемот, понюхал воздух и тоже поплыл к отмели. – Бегемоты редко набрасываются на людей! – закричал Игорь. – Не волнуйся!.. Люся уже была возле девочки. Она осторожно взяла её на руки и огляделась, соображая, как поступить. Потом двинулась по узкой косе, прихрамывая. Девочка тяжело и безжизненно свисала с её рук. Оба бегемота двигались за ними.

Сторожа зоопарка, привлечённые шумом, спустились вниз и открыли дверь, чтобы Люся могла выйти. Прошло несколько минут, и Люся, продолжая держать на руках девочку, появилась возле ограды. Люся была бледна, лицо у неё было испуганное и она крепко прижимала к себе девочку; у той был разбит лоб, на щеке алела ссадина. Приехавшая на скорой помощи докторша осмотрела девочку и Люсю, девочка вдруг открыла глаза и заплакала, в эту минуту заплакала и Люся. Потом девочку положили на носилки и понесли в машину, рядом села в машину рыдающая старушка. Докторша прикрикнула на неё и сказала, что никаких серьёзных повреждений у девочки как будто нет, но точно это выяснится только после подробного осмотра в больнице.

На этом история не закончилась. Родители девочки узнали от докторши фамилию Люси и номер школы, где она учится, пришли в школу, чтобы поблагодарить Люсю. Через час о случившемся знала вся школа. Люся была озадачена неожиданной шумихой вокруг неё, но вскоре всё утихло. Только Игорь больше не звонил и не приходил. Однажды раздался знакомый стук в дверь, и вошёл Игорь. – Люся! Пожалуйста, верни мне бинокль: папа завтра приезжает из командировки, это его подарок. Он будет огорчён, если узнает, что бинокля у меня нет. – Бинокль? – переспросила Люся – Но разве ты забыл, что бинокль разбился, когда я упала в зоопарке… Ты же сам видел, как это было… — Да, — сказал Игорь спокойно. – Я знаю, что он разбился. Но такой бинокль можно купить. Верни мне другой и всё. – Но, понимаешь, Игорь, у мамы сейчас нет денег, — сказала растерянно Люся. – Она только что купила мне пальто. Я знаю, у неё ничего нет, она даже заняла у знакомых. – Ну что же делать, займёт ещё, — сказал Игорь. Когда Люсина мама вернулась домой, она сразу поняла по лицу дочери, что произошло нечто крайне её взволновавшее.Люся всё рассказала маме.

Когда обо всём этом узнала журналистка, очевидец происшествия, в её голове созрел план. Дело в том, что у неё дома был такой же бинокль, как у Игоря. Она решила на следующий день разыскать Игоря и отдать ему бинокль. А уже потом сообщить об этом Люсе и её маме. Представившись знакомой семьи, она сообщила, что у неё поручение от Люсиной мамы. – Она просила вернуть вам бинокль. – сказала журналистка. – Правда я принесла вам другой бинокль, взамен того который пропал. И задала вопрос отцу: -Вам известно, при каких обстоятельствах разбился бинокль, который вы подарили своему сыну? Отцу всё было известно. – И вы считаете правильным, что он просил Люсю вернуть ему бинокль? Отец пожал плечами и начал что-то говорить об ответственности… И тут он посмотрел на Игоря и увидел, что на столе лежали два новеньких одинаковых бинокля, точно таких же, что висел на руке у журналистки. Игорь опустил глаза. – Понимаешь ли, — сказал он, — один принесли девочки из Люсиного класса. А второй — три женщины, которые работают с Люсиной мамой. Журналистка положила перед ним третий бинокль, а когда подошла ближе к столу, увидела что возле бинокля, который принесли Люсины подруги лежал товарный чек. На чеке крупно стояла цена и ниже чётким школьным почерком добавлено: « сумма, в которую ты оценил дружбу».

На этом всё закончилось. И дружба Игоря и Люси.

Вопросы:

1.Кто виноват, что дружбе между Игорем и Люсей пришёл конец?

2.Как вы оцениваете поступки Игоря?

3.Как вы поступили бы на месте Игоря?

Для того, чтобы определить каким должен быть настоящий друг обсудим предлагающиеся вам ситуации (работа в группах)

  1. Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. а) ты отвернёшься от него; б)скажешь правду в глаза;

  2. Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. а) ты последуешь их совету; б) ты поможешь ему исправить плохие отметки; в) ты будешь продолжать сним дружить в тайне от родителей.

  3. Твой друг получил приз на конкурсе чтецов.а) Ты подойдёшь к нему и сердечно поздравишь с победой. б) Будешь ему завидовать;. в)Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит. 

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» – 

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить, – 

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных.

Дружба – это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба – это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны

   Ну а теперь попробуем ответить на вопрос:

Кого можно назвать настоящим другом?

 — Настоящий друг – тот, кто помогает в трудную минуту.

— Настоящий друг даст списать домашнюю работу.

— Настоящий друг – тот, что не льстит тебе, а говорит правду.

— Настоящий друг – тот, кому можно доверять.

— Настоящий друг – тот, кто всегда говорит о тебе только хорошее.

— Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

— Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны.

— Настоящий друг – тот, кто рядом живёт.

Я сейчас буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать одну из пословиц, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Пословицы на доске: «Друг познается в беде». «Друга иметь – себя не жалеть»

«Новых друзей наживай, а старых не теряй». «Верному другу цены нет».

«Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга».

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Друга на деньги не купишь»

Ситуация 1.

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)

Ситуация 2.

Вы играли в футбол. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация 3.

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

А теперь давайте посмотрим, какие качества нужно развивать в себе, чтобы стать кому-то настоящим другом (выбрать из перечня слов нужные)

Понимание, Деликатность, Мелочность, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.Верность. Щедрость.Жадность. .Чуткость.Эгоизм.Щедрость.Ответственность.Взаимопомощь.Ложь. Высокомерие. Предательство.Терпимость. Социальный ролик о дружбе

Итог занятия.

Воспитатель. Всем спасибо за работу. У каждого из нас есть качества, которые мешают дружбе, многие хотят от них избавиться. Предлагаю на листочках написать,

это качество. (Листочки опускаются в чашу и поджигаются). 

Мы посмотрим на огонь и будем считать, что этих нежелательных качеств больше нет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!