СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышечная система. Строение и функции мышц.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мышечная система. Строение и функции мышц.»

Тема урока Мышечная система. Строение и функции мышц.

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока Урок с применением ИКТ.

Тип урока Урок новых знаний

Оборудование презентация по теме, учебник, обучающие тесты.

Методы Частично-поисковый, репродуктивный.

Основные понятия Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Домашнее задание Изучить материал &.

Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Выход на тему.

- Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа (слайд 1)

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

- Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

- Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

Что вы уже знаете по этой теме?

Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотел вам предложить (слайд 3) .

План урока

  1. Строение мышц.

  2. Функции мышц.

  3. Основные группы мышц, значение физических упражнений.

  4. Классификации мышц.


111. Изучение нового материала

1. Беседа.

- А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

- Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

- Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих урок(слайд 5)

4.Беседа.

- Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

- Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признак (слайд 9)

5. Беседа.

- По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

- А теперь давайте сравним с действительными, какие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

По форме мышцы делятся на: веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д (слайд 10)

- Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

- Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на: одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.(слайд 11)


- Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на: косые, прямые, глубокие и т.д.

- Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям. Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?

Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?

Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?

Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

- Какие основные функции выполняют мышцы?

- По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

- Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

- Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

- Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания.

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

  2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?

  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

- Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

V111. Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение?

Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

Вам понравился урок?

1X. Оценивание

Выставление отметок с оценочным комментарием.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!