СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышление как основа формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В образовательном процессе можно выделить  такие  технологии обучения, как предметно-ориентированное, личностно-ориентированное образование, диалоговые, игровые, вузовские и другие. Но  основу разнообразных  технологий обучения составляет мышление, которое помогает учащимся формировать  универсальные учебные действия при  освоении новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Мышление как основа формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Мышление как основа формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Человек  ясно выражается, когда им владеет мысль,

 но еще яснее, когда он владеет мыслью.

 Белинский В.Г.

 

Мышление, с точки зрения психологии, познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Оно оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Мышление можно разделить на теоретическое и практическое. Теоретическое  познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи. Практическое же мышление – это разработка средств к решению проблемы, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи [5].

В образовательном процессе можно выделить  такие  технологии обучения, как предметно-ориентированное, личностно-ориентированное образование, диалоговые, игровые, вузовские и другие. Но  основу разнообразных  технологий обучения составляет мышление, которое помогает учащимся формировать  универсальные учебные действия при  освоении новых знаний.

Интересным и познавательным может стать урок русского языка, если применить проблемно-ориентированное мышление, которое поможет учащимся не только понять новую тему, но и  самим применить логическое мышление при решении конкретной  «задачи» [1].  Например, в начале урока русского языка в 6 классе вместо темы нарисовать вопросительный знак, сообщив ученикам, что им самим необходимо сформулировать сначала тему занятия. Можно разделить учащихся на группы  по 5 человек, которые совместно будут решать проблему, заданную учителем. Дана группа слов: гора, загорать, гористый, нагар свечи, пригореть, угарный дым, пригорок. Нужно их распределить на 2 группы. После того как ребята распределили слова, объяснив, почему в первую группу входят слова: гора, гористый, пригорок, необходимо установить, почему остальные слова будут  во второй группе, в чём их особенность и какова тема урока. Здесь начинается следующий этап поиска решения проблемы. Учащиеся могут использовать орфографический, этимологический словари. Главное, чтобы они при исследовании слов могли выйти на правило правописания. В помощь детям можно применить заготовленные рисунки, на которых будет изображения, помогающие сделать  вывод, что правописание чередующихся корней –гар-, –гор- имеет значение «горения». Проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание учащихся на анализе решения какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения.

 

Критическое мышление в процессе образования развивает умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. В чём же инновационность методов критического мышления? Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.  Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

 

В основе методики критического мышления лежит:

 

1.Стадия вызова;
2. Осмысление;
3. Рефлексия [6].

Данная методика зачастую используема в 9,10,11 классах по литературе, где необходимо развивать такие универсальные учебные действия: коммуникативные, метапредметные компетенции, личностные.

Например, на уроке литературы в 10 классе важно не только работать с текстом, но и развивать собственное мнение путём критики. Так при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»  можно разделить класс на три линии: линию защиты,  линию обвинения и линию стороннего наблюдателя. Старшеклассники должны вступить в дискуссию, в которой будут выдвигаться разные критические мысли, помогающие обвинить либо оправдать преступление Раскольникова, а наблюдатели в итоге должны независимо вынести «приговор» герою.

Также можно предложить и такую форму работы критического мышления. По изучении романа И.С. Тургенева провести урок-практикум: разделив класс на несколько групп, раздать подготовленные заранее карточки с цитатами писателей. («Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг…», сказал - Д.И. Писарев. Выдаётся сначала одна часть высказывания с предложенными вопросами: Можно ли назвать смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены? Затем предлагается вторая часть высказывания Д.И. Писарева: «Оттого, что Базаров умер твёрдо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твёрдо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью… Базаров не изменяет себе: приближение смерти и не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринуждённее, чем он был в здоровье». Вопросы к последующему высказыванию: Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрёкся от «исповедуемых идеалов»? Какова судьба взглядов Базарова в будущем? Как бы звучали убеждения Базарова  сегодня, в контексте современного времени?) [3].  У каждой группы учащихся своя карточка с высказыванием и вопросами. Причём ученики могут меняться местами с теми, кто не разделяет точку зрения другого, объединяясь в группы единства мнений. Таким образом учитель должен собрать группы ребят с конкретным критическим мышлением. Такая работа сложна, но интересна, так как умение отстаивать собственное мнение развивает коммуникативные, познавательные, метапредметные компетенции. В конце занятия можно предложить учащимся написать мини-эссе (рефлексию) по предложенным  цитатам: Чьё суждение наиболее полно и верно отражает личность Базарова?

Рассмотрим следующий метод мышления системный. Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Поэтому, системное мышление на уроке позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся:

  • личностные

  • регулятивные

  • познавательные

  • коммуникативные

Одним из результативных, но и сложных технологий  системного обучении является метод проектов, который позволяет ученикам:

  • составить план;

  • самостоятельно изучить и систематизировать теоретический материал на заданную тему;

  • поставить цель и задачи;

  • создать собственный текст и выводы по теме;

  • защита проекта и ответы на вопросы.

Учебная деятельность, организованная по методу проектов с использованием ИКТ, помогает развивать системное мышление, так как учащиеся работают над проектом в течение некоторого времени, позволяющего развить такие умения, как аналитическое мышление (в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов), ассоциативное (в процессе установления ассоциаций с ранее изученными и с новыми свойствами предмета), логическое  (выстраивание логики доказательств,  внутренней логики решаемой проблемы, логики последовательности действий). Именно в данной системе мышления актуализируются важнейшие речевые умения, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой отработки. А защита проекта с применением презентаций позволяет системно выстроить собственные мысли, последовательно излагая собственные наблюдения и выводы [1].

Организация системного мышления  зависит от учителя, который будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не просто получать готовые знания. Поэтому важно применять на уроках дифференцированные  задания, применять ИКТ (особенно эффективно идёт работа с учениками, если в кабинете есть электронная доска или кабинет оснащён планшетами с доступом в Интернет) [7].  

Ещё одним из интересных и плодотворных методов обучения на уроке является кооперативно-творческое мышление. Творчество ученика – возможность  развития особых речевых компетенций, позволяющих высказать собственное мнение на конкретную задачу, поставленную учителем. Создание коллективной творческой работы помогает ученикам почувствовать себя единым целым в системе учебных занятий.  В работе на уроке кооперативно-творческого мышления невольно встраиваются и остальные рассмотренные виды мышления. Так на уроке русского языка в 7 классе при подготовке  к сочинению по картине И. Попова «Первый снег» можно провести такую подготовительную работу: учащиеся подбирают поэтапно (эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение) различные средства выразительности к слову «снег». Учитель может заранее подготовить карточки в виде таблицы, чтобы учащиеся могли сразу вписывать слова:

эпитеты

метафора

сравнения

олицетворение

 

 

 

 

 

Работа по картине И. Попова:

Место действия

Расположение героев на картины

Личные впечатления

 

 

 

Затем учащиеся делятся на группы: одна группа сочиняет предложения о снеге, используя заготовки из таблицы, другая группа создаёт предложения места действия, следующая группа сочиняет несколько предложений о героях картины, последняя группа записывает личное впечатление о снеге  и происходящих событиях на картине. Учащиеся используют материалы из таблицы. После того как предложения-заготовки написаны, зачитываем предложения, соединяя их в единый текст. Можно прослушать несколько вариантов, прокомментировать удачные или не очень яркие фрагменты, чтобы учащиеся солги обратить внимание на конкретные моменты уже при самостоятельном написании сочинения. С одной стороны, такая кооперативно-творческая работа даёт возможность каждому ученику почувствовать себя важной составляющей целого творческого процесса; с другой,  помогает выбрать более глубокое, красивое, полное содержание своей работы. Такой подход к творческим работам позволяет развить образное мышление.

Кооперативно-творческое мышление эффективно работает  на уроках литературы. Так, например, в 5 классе по изучении сказа П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» можно провести урок-практикум, разделив класс на 3 группы:

1 группа создаёт мини-текст, используя слова и выражения из сказа на тему «В гостях и Хозяйки Медной горы» (Что увидели в недрах горы? Какое впечатление произвела на вас сама Хозяйка?);

2 группа составляет таблицу о событиях, которые можно отнести к сказке, а какие к были, приведя доказательства из текста, сделав вывод о сказе в целом;

3 группа должна на ватмане совместно нарисовать картину по сказу [4].

В конце занятия должны подвести итог кооперативной работы: мастерство, красота природы, её богатства – то, что люди должны беречь и хранить, а образным персонажем является Хозяйка как справедливая, мудрая хранительница земли Уральской.

Также можно предложить такой вариант кооперативно-творческого мышления на уроке литературы в 5 классе при изучении сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Одна группа учащихся составляет «Добрые советы» для ребят, опираясь на содержание сказки; другая группа пишет свою сказку о взаимоотношениях природы и человека (группы можно собрать по желанию учеников) [4].  

Применение на уроках кооперативно-творческого мышления способствует развитию не только совместной творческой деятельности, но прежде всего индивидуальной, приобщая к искусству слова.

В педагогике мышления есть три основных подхода:

  1. мышление ребенка развивается само по себе, в то время, когда учащийся овладевает знаниями в школе, а учитель помогает ему в этом;

  2. мышление необходимо развивать специально, вплоть до создания специального предмета по развитию мышления;

  3. необходимо развивать мышление «без отрыва от производства», то есть в среде учащегося: в школе и дома [2].

Социальный заказ современного общества предполагает, что молодому поколению следует обладать мышлением и качествами, необходимыми не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни. Поэтому одним из главных критериев данной технологии является рефлексия. Умение подвести черту, сознательно пропустив через себя информацию и осмыслив, принять четкое, верное, а часто творческое решение — основа успешного выпускника [2].  А потому применение различных видов мышления и технологий на уроках русского языка и литературы позволяет добиться больших результатов в учебном процессе.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!