Мышление в психологии Суходолова Полина 244гр.
Ных
Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление -открытие новых свойств и признака объекта через включение его в новые связи.
Основная задача мышления заключается в том, что бы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.
Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственых операций.
Функции мышления
Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.
Другие функции:
-Установление всеобщих взаимосвязей
-Обобщение свойств однородной группы явлений
-Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений
-Решение проблем и задач
-Целеобразование
-Рефлексия
Виды мышления
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.
Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствами, познавательными возможностями.
Генетическая психология выделяет три виды мышления:
-Наглядно - действительное
-Наглядно-образное
-Словесно-логическое
В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.
Виды мышления .
Наглядно- действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Виды мышления.
Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляет непосредственно при восприятии окружающей действительности и без это осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Даная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Виды мышления.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Другие виды мышления:
-Теоретическое. Эмпирическое
-Творческое. критическое
-Интуитивное. рациональное
-Практическое. Теоретическое
- Продуктивное. репродуктивное
- Вербальное. наглядное
Основные мыслительные операции
-Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющего его части или характеристики.
-Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
-Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
-Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
-Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
-Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
Формы мышления
-Понятие – формы мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
-Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
-Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Мышление и речь
Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи.
Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь.
Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью.
Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животного.
*Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится.
*Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие ее формирования.
Общая характеристика мышления как психического процесса
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления – проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:
-Широта -Быстрота
-Гибкость -Оригинальность
-Самостоятельность -Критичность
-Глубина
Мышление – высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающего такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени нет.
Особая заслуга в разработке проблем творческого мышления принадлежит Дж. Гилфорду.
Творческое мышление
Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей.
Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей:
- Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей);
- Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике);
- Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны);
- Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации).
Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления:
1.Конвергентное (нахождение единственного точного решения);
2.Дивергентное – включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям.
Мышление как фундаментальная способность человека
Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования.
Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Мышление - активная функция интеллекта, интеллект в действии.