СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышление в психологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мышление в психологии.Виды мышления

Просмотр содержимого документа
«Мышление в психологии.»

Мышление в психологии    Суходолова Полина  244гр.

Мышление в психологии Суходолова Полина 244гр.

Ных Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление -открытие новых свойств и признака объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, что бы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственых операций.

Ных

Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление -открытие новых свойств и признака объекта через включение его в новые связи.

Основная задача мышления заключается в том, что бы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.

Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственых операций.

Функции мышления Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Другие функции: -Установление всеобщих взаимосвязей -Обобщение свойств однородной группы явлений -Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений -Решение проблем и задач -Целеобразование -Рефлексия

Функции мышления

Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Другие функции:

-Установление всеобщих взаимосвязей

-Обобщение свойств однородной группы явлений

-Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений

-Решение проблем и задач

-Целеобразование

-Рефлексия

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствами, познавательными возможностями. Генетическая психология выделяет три виды мышления: -Наглядно - действительное -Наглядно-образное -Словесно-логическое В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

Виды мышления

Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.

Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствами, познавательными возможностями.

Генетическая психология выделяет три виды мышления:

-Наглядно - действительное

-Наглядно-образное

-Словесно-логическое

В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

Виды мышления . Наглядно- действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышления .

Наглядно- действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.

Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышления. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляет непосредственно при восприятии окружающей действительности и без это осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Даная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Виды мышления.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляет непосредственно при восприятии окружающей действительности и без это осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

Даная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Виды мышления. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Виды мышления.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Другие виды мышления: -Теоретическое. Эмпирическое -Творческое. критическое -Интуитивное. рациональное -Практическое. Теоретическое - Продуктивное. репродуктивное - Вербальное. наглядное

Другие виды мышления:

-Теоретическое. Эмпирическое

-Творческое. критическое

-Интуитивное. рациональное

-Практическое. Теоретическое

- Продуктивное. репродуктивное

- Вербальное. наглядное

Основные мыслительные операции -Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющего его части или характеристики. -Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. -Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. -Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. -Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. -Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Основные мыслительные операции

-Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющего его части или характеристики.

-Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

-Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

-Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

-Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

-Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Формы мышления -Понятие – формы мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. -Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. -Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Формы мышления

-Понятие – формы мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

-Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.

-Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Мышление и речь Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животного.

Мышление и речь

Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи.

Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь.

Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью.

Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животного.

*Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится. *Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие ее формирования.

*Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится.

*Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие ее формирования.

Общая характеристика мышления как психического процесса

Общая характеристика мышления как психического процесса

Индивидуальные особенности мышления  Индивидуальные особенности мышления – проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления: -Широта -Быстрота -Гибкость -Оригинальность -Самостоятельность -Критичность -Глубина

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления – проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

-Широта -Быстрота

-Гибкость -Оригинальность

-Самостоятельность -Критичность

-Глубина

Мышление – высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающего такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени нет. Особая заслуга в разработке проблем творческого мышления принадлежит Дж. Гилфорду.

Мышление – высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающего такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени нет.

Особая заслуга в разработке проблем творческого мышления принадлежит Дж. Гилфорду.

Творческое мышление Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей. Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей: Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей); Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике); Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны); Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации).

Творческое мышление

Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей.

Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей:

  • Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей);
  • Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике);
  • Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны);
  • Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации).
Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления: 1.Конвергентное (нахождение единственного точного решения); 2.Дивергентное – включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям.

Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления:

1.Конвергентное (нахождение единственного точного решения);

2.Дивергентное – включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям.

Мышление как фундаментальная способность человека Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования. Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. Мышление - активная функция интеллекта, интеллект в действии.

Мышление как фундаментальная способность человека

Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования.

Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Мышление - активная функция интеллекта, интеллект в действии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!