СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мысль семейная» в романах «Дни Турбиных» и «Тихий Дон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Мысль семейная» в романах «Дни Турбиных» и «Тихий Дон»»

Разработка урока:

«Мысль семейная» в романах «Дни Турбиных» и «Тихий Дон»

Работа выполнена учителем

русского языка и литературы

МБОУ «Каспийская гимназия» г.Каспийска

Магомедовой Венерой Машгутовной



Методический комментарий:
Тема семьи - одна из главных тем в русской и мировой литературе. Она способна раскрыть взаимоотношения поколений и отношения в семье.

Каждый писатель по- своему подходил к теме семьи, семейных ценностей, но все они утверждали значимость семьи в формировании сильной личности, личности, чья духовность и мировоззрение формируется именно в семье. Именно семья показала кузницей, где формируются нравственные устои, общечеловеческие ценности, переходящие из поколения в поколение.

Данный урок – попытка разобраться в том, как развивалась тема семьи, и как она изменилась в литературе 20 века.


Планируемые результаты:

Предметные : понимать связь литературных произведений с эпохой; понимать авторскую позицию и формировать собственное отношение к ней.



Метапредметные : понимание проблемы урока, прохождение путей и способов её решения; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; формулирование обобщенных выводов.

Личностные: осознание безусловной ценности семи, дома, как важнейших составляющих национальных духовных традиций.

Педагогические приемы : межпредметная связь с историей .

Оборудование: произведение живописи, фотоматериалы, выставка художественных произведений по теме и видеоматериалы.



Эпиграфы к уроку: « Все счастливые семьи похожи одна на одну ,но каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»(Л.Н.Толстой)

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства»(Александр 3)
«Семья –
это маленькое государство, и держится оно на любви»(Конфуций)





Ход урока:

  1. Организационный момент:
    - Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Нам предстоит поговорить на очень важную для каждого человека тему. Давайте настроимся на активную и вдумчивую работу. Итак, начнем.

  2. (Звучит тихая китайская мелодия) Вступительное слово учителя.

- Ребята! В народном творчестве заключена великая мудрость. Послушайте китайскую притчу « Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая.  Более  ста  человек  насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили  всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье  и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи  мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.

                             Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

 Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- И мира тоже»





Вопросы для обсуждения.



- Каковы проблемы этой притчи? (Проблема семьи, проблема основ семейной жизни, проблема семейных ценностей)

- Какой смысл вы вкладываете в понятие «семья» ? (Ученики формулируют своё понимание значения слова «семья»)


Учитель: - Вот какую формулировку дает слову «семья» С.И.Ожегов(Показ слайда №1)



  1. Определение темы урока, его целей . Знакомство с эпиграфом (Слайды 2,3,4 ).

  2. Учитель:

- Тема семьи – одна из ведущих в русской литературе. Ее отголоски слышны еще в древнерусских произведениях. О любимом муже Игоре тоскует,



плачана путивльской стене, княжна Ефросинья Ярославна («Слово о Полку Игореве»). (Слайд 5)

Через все жизненные испытания проносят любовь и верность Муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония ( «Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Они даже уходят из жизни в один день. (Слайд 6)



« Мысль семейная» прослеживается в русской литературе 18 века. Вспомним комедию Д. Фонвизина «Недоросль» ,повесть Карамзина «Бедная Лиза» Тема семьи получила широкое развитие и в литературе 19 века - Вспомните, в каких произведениях русской литературы 19 века авторы затрагивают тему семьи. ( А.С. Пушкин « Евгений Онегин», А.Н. Островский «Гроза», И.С. Тургенев «Отцы и Дети», Л.Н. Толстой «Война и Мир», и другие). В них наблюдается противопоставление патриархальной и цивилизованной семьи. В этих произведениях семья изображена по-разному, но, безусловно, её роль в становлении героев огромна. (Слайды 7,8,9,10)



Сегодня мы поговорили о том, какой изображена семья в романах «Белая гвардия» и «Тихий Дон».

  1. Выступление 1 группы. Сообщения учащихся.

(Сообщение «Семья в изображении Булгакова в романе «Белая гвардия»)(Слайд11 ).

Вариант ответа первой группы:

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой,вот «мебель старого красного бархата», «кровати с блестящими шишечками», бронзовая лампа под абажуром»…



Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи – надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь – и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.



Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальная», на столе чашки с нежными цветами… на окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».



Жизнь в этом семьи идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня семья Турбиных . Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут в первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи ( и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно…», « а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».



Хозяйкой и душой этой семьи является Елена Турбина- Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева» – мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.



Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.



Но «кругом становятся все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство семьи , взнося разлад в «содружество людей и вещей». Кругом властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.



Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает дом.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Семья выстояла, и это главное.

(Слайд 12)

Так что же означает понятие «семья» в «Белой гвардии»? Это –островок-крепость в хаосе революционных событий; пристанище уставшей души, место ее отдыха и восстановления сил; первооснова бытия, одухотворенного и обустроенного; место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций; утверждение вечности и прочности жизни; “ храм и микрокосм ” (Д.С.Лихачев) человеческой души.

Семья в романе “Белая гвардия”- это цитадель добра, хранящая Справедливость, Красоту, Свет и Тепло Вечности. В финале романа автор обращается к мысли о “вечном” Доме: “ Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал”.(Слайд14)



- Какова модель семьи Булгакова?

- Когда семья Турбиных была по-настоящему счастлива?

  1. Инсценировка отрывка романа «Дни Турбиных».

  2. Групповое задание: продолжить фразу «Семья для Турбиных – это…»

  3. Учитель :-Безусловно, семья Турбиных -образец сплоченной ,крепкой и дружной семьи .А теперь мы перенесемся из Киева на Дон. Та же переломная эпоха, те же кровавые события ,те же испытания .Наша экскурсия переносится в хутор Татарское.

  4. Релаксация. (Звучит лирическая песня донских казаков. На экране донские пейзажи.)



  1. Выступление 2 группы (Сообщение «Семья в изображении Шолохова в романе «Тихий Дон».)



Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим "диковинным поступком". С турецкой войны он привез жену-турчанку. 
Любил ее, по вечерам, когда "вянут зори", носил на руках на макушку кургана, "садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь". А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.



Смерть турчанки утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих. Эта любовь была вызовом казакам, их быту, традициям – отсюда трагедия. 

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. 

Семья – основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети. (Слайд13)

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», «водворки» – некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно. В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. 

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство? 

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери – именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало – но насилия в патриархальной семье не было никогда. 

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью. 

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу. 



Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился». 

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым. Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем. Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест». 

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

В начале романа семья Мелеховых целая, дружная. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались(Слайд 14). 

11 Инсценировка первого совета семьи Мелеховых. 

Учитель: -Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все, даже Дуняша допущена к совету. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным. 

– Какие еще были советы в семье Мелеховых?



(Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. .1919 год – деньги Дарьи.) 

Вывод:- В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья. 
(Слайд 15)

Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

 
-Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы?



- Какова модель семьи у Шолохова?

- Что делает семью Мелеховых по-настоящему счастливыми?

(Слайд 11)

12Рефлексия:



1.Урок привлек меня тем, что..

2.Этот урок дал мне для жизни…

3.Для меня было открытием то, что..

4.Материал урока мне был..
5.Я почувствовал ,что..



13.Подведение итогов урока :
- Тема семьи нашла свое отражение на страницах многих произведений русской и мировой литературы .В них семья –та атмосфера ,где формируется личность. Именно в семье герои находят покой и утешение ,черпают душевные силы ,видят смысл жизни.
Хочу закончить урок словами Ильи Резника «Семья -любви великой царство. В ней вера , праведность и сила…» (Слайд 16)



14 Домашнее задание: написать сочинение «Семейные ценности»



Результаты урока : Своим главным результатом учащиеся класса назвали то , что усвоили что такое семья и какие отношения должны быть в семье , поняли , какую роль семье предавали великие классики . Ученики сами наметили вопросы , над которыми необходимо работать .

Я считаю , что урок достиг своих целей . Главное , что это было интересно всем : и детям , и мне . Все были вовлечены в учебный процесс , возросла глубина понимания учебного материала .

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!