СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Литературное чтение,3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Литературное чтение,3 класс»




Открытый урок

по литературному чтению

в 3 «а» классе.







Уч.нач.кл.: Хабибова И.М.


ноябрь, 2024 г.


Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Цели:

- Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

- Развивать речь, умение выражать свои мысли и отношение к прочитанному.

- Воспитывать любовь к природе, животным.

Задачи:

Образовательные:

  - Отрабатывать навык выразительного чтения.

 Развивающие:

 - Развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.

 - Пополнять активный и пассивный словарь учащихся.

 - Развивать связную речь учащихся.

 Воспитательные:

  - Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, аудиозапись произведения, мультфильм, рабочие листы.

Ход урока.

I. Организационнный момент.

II. Речевая разминка.

(слайд 2)


Учитель:

- Какова главная мысль этого текста?


III.Проверка домашнего задания

Учитель:

- Ребята, сегодня мы будем говорить о человеке, который очень любил всё, что его окружает.

(слайд 3)

- Чей портрет вы видите на слайде?

Ученик:

- Это портрет русского поэта Николая Алексеевича Некрасова

Учитель:

- Что вы знаете о поэте?

- С отрывком из какого произведения Н.А.Некрасова вы познакомились на прошлом уроке?

Ученик:

- Мы читали отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»

(Выразительное чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)

Учитель:

-Как поэт называет Мороза? Почему? Покоряется Морозу природа?

- О каких ледяных мостах говорится в его песенке?

- Какие картины ты представляешь, когда читаешь две последние строчки стихотворения?

- Найдите и прочитайте хвастливую песенку Мороза так, чтобы все одноклассники ощутили его силу и власть

IV.Актуализация знаний

Учитель:

-Произведение, которое мы будем сегодня читать, состоит из двух частей. Но в наш учебник вошла только вторая часть. Я расскажу вам коротко содержание части. Эта история послужила основой самого произведения.

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай.

Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

V. Определение темы урока

Учитель:

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Ученик:

- Мы будем читать отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Учитель:

Какие бы вы поставили перед собой цели и задачи?

Ученик:

- Мы должны научиться выразительно читать произведение, понимать его основной смысл.

VI. Знакомство с новым материалом

Учитель:

- Сейчас вам предстоит прослушать аудиозапись этого произведения в исполнении А. Пожарова. Садитесь поудобнее, слушайте внимательно, обратите внимание на интонацию чтеца.

(Звучит запись)

Учитель:

- Каким вы представляете себе Мазая?

- А вот таким его изобразил художник.

(слайд 4)

- О каком интересном случае из своей жизни рассказал дед Мазай?

- Когда произошёл этот случай?

VII. Словарная работа.

Учитель:

- Все ли слова и выражения вам были понятны?

(слайд 5)

силки'

Петли для ловли птиц и мелких животных

багры'

Шесты с металлических крючком

тягота'

Тяжесть, груз

поте'ха

Забава, веселье

лопо'чут

Говорить быстро, много, неясно

гуто'рить

Беседовать

у'хнул

Издавать резкий звук

арши'н

Старинная мера длины, немного меньше метра

саже'нь

Старинная мера длины, чуть больше двух метров








Дупель — это болотная птица семейства ржанковых с длинным тонким клювом.

Дома на столбах


Учитель:

– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смыслу слова к данным на слайде:

(слайд 6)

Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.

– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

VIII.Физкультминутка


IX. Чтение произведения

Учитель:

- Сейчас вы будете читать текст по цепочке.


X.Беседа по содержанию

Учитель:

- За что Мазай осуждал односельчан? Найдите подтверждение в тексте.

- Как односельчане отнеслись к тому, что Мазай спасал зайцев?

-Ради забавы спасал он зайцев?

-Как он заботился о больных животных? Найди в тексте.

- Как относился он к родной природе?

- Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому?

- Как он говорит о зайцах?


XI. Составление картинного плана

Учитель:

- Подберите подходящие по смыслу строки к слайдам презентации

(слайды 6 -10)

(дети читают произведение, подбирают к иллюстрациям соответствующие подписи из текста.)

Составляется картинный план.

  1. Где у них совесть?

  2. Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой.

  3. Столбик не столбик, зайчишко на пне.

  4. Глядь, у куста копошится зайчиха.

  5. Мимо бревно суковатое плыло, сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём.

  6. Как прокатил я деревней зайчишек.

  7. Мигом команда моя разбежалась.

  8. За ночь больные мои отогрелись


XII.Подготовка к выразительному чтению.

Учитель:

- Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Я буду читать и выделять голосом важные слова, а вы карандашом отмечайте их.

- Что подчеркнули?

Выразительное чтение текста детьми.


XIII. Работа в парах. Составление синквейна.

Учитель:

-А сейчас составим синквейн. Вспомните правила его составления:

- Одно – имя существительное;

- Два – прилагательных;

- Три – глагола;

- Своё отношение к теме

- В качестве главного слова возьмём нашего героя.


XIV. Проверка получившихся синквейнов.


XV. Итог урока

Учитель:

-Какова главная мысль произведения?

- Как автор относится к своему герою?

- Как вы относитесь?

- Что вы узнали о жизни животных зимой?

- Почему текст так озаглавлен?


Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.


-Как вы понимаете эти строки?

-О каких зверях внутри нас говорит автор?

-К чему призывает автор?


XVI.Домашнее задание:

с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок.


XVII.Выведение оценок

XVIII.Рефлексия

- Вам было комфортно на уроке?

- Вам было интересно познавать новое?

- Покажите своё настроение с помощью смайликов (весёлых или грустных)



Примеры синквейна


  1. Дедушка Мазай.

  2. Ответственный, трудолюбивый.

  3. Подъехал, собрал, пожалел.

  4. Спас зайцев от неминуемой гибели!

  5. Совесть. 


  1. Зайцы.

  2. Маленькие, беззащитные.

  3. Лопочут, боятся, сбиваются.

  4. Их жалко до слёз!

  5. Горемыки. 

1. Мазай

2. Старый, добрый

3. Плывет, спасает, отпускает

4. Не дает погибнуть в воде зайцам

5. Охотник


1.Зайцы

2.Бедный, испуганные

3.Дрожат, прыгают, плывут

4.Спаслись от наводнения в лодке

5.Зверики.

1.Мазай

2.Опытный, добродушный

3.Охотится, рассказывает, спасает

4.Помогает зверям, а не только охотится

5.Человек.


1.Зайцы

2.Мокрые, беззащитные

3.Спасаются, верят, убегают

4.Принимают помощь от Мазая

5,Ушастики.