СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов. "На Волге". Н.А. Некрасов- поэт-гражданин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов. "На Волге". Н.А. Некрасов- поэт-гражданин»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 47 г. Витебска имени Е.Ф. Ивановского»

Косарева И.И., учитель русского языка и литературы

Тема: Н. А. Некрасов. «На Волге». Н.А. Некрасов – поэт-гражданин

Цели:

  • познакомить учащихся с личностью знаменитого русского поэта;

  • рассказать об эпохе, в которую было написано стихотворение «На Волге»;

  • раскрыть сочувственное отношение поэта к тяжкой доле бурлаков;

  • ознакомить с репродукцией картины И.Е. Репина «Бурлаки а Волге».


Ход урока

Эпиграф

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

Н.А. Некрасов


1. Организационный момент.

2. Объявление темы цели урока. Мотивация.

- Давайте обратимся к эпиграфу и попробуем определить тему урока и цели.

(О жизни простого народа. Эта тема всегда волновала поэта)

3. Актуализация знаний.

- С Н.А. Некрасовым мы с вами знакомы. Какие произведения автора мы изучали?

Биография писателя. Учебник, стр. 171. Чтение и составление вопросов. «Цепочка»

4. Работа с репродукцией картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

Обратите внимание на картину Репина «Бурлаки на Волге», она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

- Ребята, кого мы видим на картине?

- Кто такие бурлаки? (Картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы).

- Бурлак в строгом смысле этого слова — профессия, существовавшая на Руси. Бурлаком именовался рабочий, входивший в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки.

- Какими вы увидели бурлаков?

- С каким настроением выполняют люди свою работу?

- Как вы думаете, что заставило этих мужчин наняться на такую тяжелую работу?

- Почему художник на первый план картины выносит фигуры физически развитых бурлаков, а на заднем плане оставляет тяжело нагруженную баржу?

Слово учителя. На картине видно, как затруднено движение бурлаков: ноги утопают во влажном береговом песке, фигуры наклонены вперед, лица угрюмы. Создается впечатление, что люди противостоят напору реки. Один из них поднес руку ко лбу, чтобы стереть пот. Руки, натруженные от работы, отекшие, опущены вниз. Но все же это физически сильные мужчины, могучие люди.

5. Словарная работа.

Бурлак –крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда; (неженатый, холостой, одинокий).

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

Физкультминутка

6. Чтение и анализ стихотворения “На Волге”.

а) чтение учителем стихотворения.

б) беседа после прочтения по вопросам?

Вопросы:

1. На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (4 части)

2. Охарактеризуйте рассказчика. (Детские воспоминания поэта, реальная встреча с бурлаками зрелого человека).

3. Что привлекло внимание поэта? (3-я строфа.)

4. Какими предстали бурлаки взору поэта? Как они выглядят?

5. Найдите антитезу в 4-й строфе?

6. Во что перерастает стон бурлаков, выполняющих непосильную работу?

7. Как меняется отношение поэта к Волге после того, как он услышал разговор мужчин?

8. Как теперь Некрасов называет великую Волгу? Каково его отношение к реке после увиденного?

9. К какому выводу приходит поэт в конце стихотворения?

7. Подведение итога урока.

- В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог: прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны…

Рефлексия. Продолжи фразу: Я хотел бы….; я понял, что….; мне жаль….

Слово учителя. Н. А. Некрасов считал одной из главных тем своей поэзии народную. Он с детства впитал уважение к простому русскому мужику-труженику, полюбил стихию народной лирической поэзии. И художник Илья Репин, и поэт Николай Некрасов смогли в своих произведениях одинаково точно передать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.

8. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!