Образ Дедушки
- Как мальчик узнает о дедушке?
- Почему родители ничего не говорят мальчику?
- Какие предстает перед нами дедушка впервые. Найдите цитаты.
- Как дед ведет себя на родине? Как относится к людям? Приведите цитаты .
- О чем всегда говорит дедушка? О чем печалится? Приведите примеры из текста .
- Дедушка постоянно болеет душой за простой народ : крестьян, солдат и пр . Он верит в то, что скоро их страдания должны закончиться . Хочет всем помочь физически и морально.
- Откуда же приехал Дедушка. Докажите свои рассуждения текстом.
- Дедушка – бывший ссыльный декабрист*. Некогда присоединившийся декабристам, он был приговорен к ссылке на каторгу.
- Как дед теперь относится к своему прошлому ? * Докажите
Образ Дедушки
Богатырь
Святой
- мудр , повидал жизнь; претерпел мучения; ( мученичество)
- физически силён , крепок; здоров , красив;
-болеет душой за всех ( сострадание );
- « древен годами »;
- защитник слабых;
- « примирился, /что потерпел на веку » ( смирение )
-близок к народу ,
- « как младенец глядит » ( открыт, чист );
- поучает младших, покровитель ( наставляет )
тянется к нему, чувствует его страдания;
-любит труд ;
- патриот, любит свою Родину , верит в нее;
-любит природу , «черпает силы» от нее.
+
Фольклорный
Библейский
образ
образ
Прообраз* Дедушки
- В 1856 году , когда был издан манифест , согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.
- По мнению исследователей конкретный прототип* дедушки - Сергей Волконский , который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком, но при этом, оставался статным, красивым, внешне здоровым.
- Он очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Крестьянские дети его так и называли – дедушка.
Отрицательные герои поэмы
- Кого можно назвать отрицательным героем поэмы? Где мы их встречаем?
- Отрицательные герои - чиновники и господа, начальники из рассказов и разговоров дедушки .
- В чем их «злодейство»? Приведите примеры из текста?
- Какова главная задача таких людей?
- В чем дедушка видит главную проблему страны ?
- «…Вдруг не создашь ничего, — Красноречивым воззваньем Не разогреешь рабов , Не озаришь пониманьем Темных и грубых умов. Поздно! Народ угнетенный Глух перед общей бедой. Горе стране разоренной! Горе стране отсталой!..»
Народ привык жить в рабстве (служить, слушаться, повиноваться и пр.), люди стали глухи к своим бедам . Это результат векового угнетения сильными (властью) слабых (своего же народа)
Саша
- Охарактеризуйте Сашу. Какой он? Приведите примеры из текста .
- Какую фразу ему все говорят? В каких ситуациях мы слышим эту фразу?
- «-Вырастешь, Саша, узнаешь/поймешь…»
- Почему взрослые не дают ответа на его вопросы, отвечая так?*
- Взрослые понимают, что человек (ребенок) должен сформировать свое представление в том или ином вопросе, найти ответ на вопрос, используя свой жизненный опыт («вырастешь»), а не получать готовые субъективные* ответы.
Саша
- Что велит делать дедушка Саше? Для чего? Что это даст мальчику? Каким становится мальчик после этого?
- Истинное знание , добросовестное учение делают человека не просто умнее, но и мудрее (« Зорче кругом погляди… »), т.к. он постигает опыт других. По-настоящему образованный человек будет презирать такие явления как рабство, угнетение, надменность, невежество и пр., т.е. то, чего не должно быть в просвещенном, развитом обществе, которые может называть себя Людьми .
Тема и идея
- Тема: Какова задача этой поэмы?*
- передача новым поколениям вечных ценностей : свобода и счастье народа, процветание страны .
- Идея: Что автор хочет донести?
- Если заложить в растущее поколение истинные ценности , то оно будет и развивать их в себе, далее передавая их последующим.
Домашнее задание
- Читать отрывки из повести Л.Н.Толстова «Отрочество» :
2, 3, 11-16