СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов. Поэма "Дедушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ поэмы дедушка: образ деда, Лёньки. Историческая справка (декабиристы). Поиск отрицательных героев. Тема и идея поэмы. Пробелматика. 

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов. Поэма "Дедушка"»

Образ Дедушки Как мальчик узнает о дедушке? Почему родители ничего не говорят мальчику? Какие предстает перед нами дедушка впервые. Найдите цитаты. Как дед ведет себя на родине? Как относится к людям? Приведите цитаты . О чем всегда говорит дедушка? О чем печалится? Приведите примеры из текста . Дедушка постоянно болеет душой за простой народ : крестьян, солдат и пр . Он верит в то, что скоро их страдания должны закончиться . Хочет всем помочь физически и морально. Откуда же приехал Дедушка. Докажите свои рассуждения текстом. Дедушка – бывший ссыльный декабрист*. Некогда присоединившийся декабристам, он был приговорен к ссылке на каторгу. Как дед теперь относится к своему прошлому ? * Докажите

Образ Дедушки

  • Как мальчик узнает о дедушке?
  • Почему родители ничего не говорят мальчику?
  • Какие предстает перед нами дедушка впервые. Найдите цитаты.
  • Как дед ведет себя на родине? Как относится к людям? Приведите цитаты .
  • О чем всегда говорит дедушка? О чем печалится? Приведите примеры из текста .
  • Дедушка постоянно болеет душой за простой народ : крестьян, солдат и пр . Он верит в то, что скоро их страдания должны закончиться . Хочет всем помочь физически и морально.
  • Откуда же приехал Дедушка. Докажите свои рассуждения текстом.
  • Дедушка – бывший ссыльный декабрист*. Некогда присоединившийся декабристам, он был приговорен к ссылке на каторгу.
  • Как дед теперь относится к своему прошлому ? * Докажите
Образ Дедушки Богатырь Святой - мудр , повидал жизнь; претерпел мучения; ( мученичество)  - физически силён , крепок; здоров , красив; -болеет душой за всех ( сострадание ); - « древен годами »; - защитник слабых; - « примирился, /что потерпел на веку » ( смирение ) -близок к народу , « как младенец глядит » ( открыт, чист ); поучает младших, покровитель ( наставляет ) тянется к нему, чувствует его страдания; -любит труд ; патриот, любит свою Родину , верит в нее; -любит природу , «черпает силы» от нее. + Фольклорный Библейский образ образ

Образ Дедушки

Богатырь

Святой

- мудр , повидал жизнь; претерпел мучения; ( мученичество)

- физически силён , крепок; здоров , красив;

-болеет душой за всех ( сострадание );

- « древен годами »;

- защитник слабых;

- « примирился, /что потерпел на веку » ( смирение )

-близок к народу ,

  • « как младенец глядит » ( открыт, чист );
  • поучает младших, покровитель ( наставляет )

тянется к нему, чувствует его страдания;

-любит труд ;

  • патриот, любит свою Родину , верит в нее;

-любит природу , «черпает силы» от нее.

+

Фольклорный

Библейский

образ

образ

Прообраз* Дедушки В 1856 году , когда был издан манифест , согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города  и поселения из продолжительной ссылки. По мнению исследователей конкретный прототип* дедушки - Сергей Волконский , который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком, но при этом, оставался статным, красивым, внешне здоровым. Он очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Крестьянские дети его так и называли – дедушка.

Прообраз* Дедушки

  • В 1856 году , когда был издан манифест , согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.
  • По мнению исследователей конкретный прототип* дедушки - Сергей Волконский , который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком, но при этом, оставался статным, красивым, внешне здоровым.
  • Он очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Крестьянские дети его так и называли – дедушка.
Отрицательные герои поэмы Кого можно назвать отрицательным героем поэмы? Где мы их встречаем? Отрицательные герои - чиновники и господа, начальники из рассказов и разговоров дедушки . В чем их «злодейство»? Приведите примеры из текста? Какова главная задача таких людей? В чем дедушка видит главную проблему страны ? «…Вдруг не создашь ничего, —  Красноречивым воззваньем  Не разогреешь рабов ,  Не озаришь пониманьем  Темных и грубых умов.  Поздно! Народ угнетенный  Глух перед общей бедой.  Горе стране разоренной!  Горе стране отсталой!..» Народ привык жить в рабстве (служить, слушаться, повиноваться и пр.), люди стали глухи к своим бедам . Это результат векового угнетения сильными (властью) слабых (своего же народа)

Отрицательные герои поэмы

  • Кого можно назвать отрицательным героем поэмы? Где мы их встречаем?
  • Отрицательные герои - чиновники и господа, начальники из рассказов и разговоров дедушки .
  • В чем их «злодейство»? Приведите примеры из текста?
  • Какова главная задача таких людей?
  • В чем дедушка видит главную проблему страны ?
  • «…Вдруг не создашь ничего, — Красноречивым воззваньем Не разогреешь рабов , Не озаришь пониманьем Темных и грубых умов. Поздно! Народ угнетенный Глух перед общей бедой. Горе стране разоренной! Горе стране отсталой!..»

Народ привык жить в рабстве (служить, слушаться, повиноваться и пр.), люди стали глухи к своим бедам . Это результат векового угнетения сильными (властью) слабых (своего же народа)

Саша Охарактеризуйте Сашу. Какой он? Приведите примеры из текста . Какую фразу ему все говорят? В каких ситуациях мы слышим эту фразу? «-Вырастешь, Саша, узнаешь/поймешь…» Почему взрослые не дают ответа на его вопросы, отвечая так?* Взрослые понимают, что человек (ребенок) должен сформировать свое представление в том или ином вопросе, найти ответ на вопрос, используя свой жизненный опыт («вырастешь»), а не получать готовые субъективные* ответы.

Саша

  • Охарактеризуйте Сашу. Какой он? Приведите примеры из текста .
  • Какую фразу ему все говорят? В каких ситуациях мы слышим эту фразу?
  • «-Вырастешь, Саша, узнаешь/поймешь…»
  • Почему взрослые не дают ответа на его вопросы, отвечая так?*
  • Взрослые понимают, что человек (ребенок) должен сформировать свое представление в том или ином вопросе, найти ответ на вопрос, используя свой жизненный опыт («вырастешь»), а не получать готовые субъективные* ответы.
Саша Что велит делать дедушка Саше? Для чего? Что это даст мальчику? Каким становится мальчик после этого? Истинное знание , добросовестное учение делают человека не просто умнее, но и мудрее (« Зорче кругом погляди… »), т.к. он постигает опыт других. По-настоящему образованный человек будет презирать такие явления как рабство, угнетение, надменность, невежество и пр., т.е. то, чего не должно быть в просвещенном, развитом обществе, которые может называть себя Людьми .

Саша

  • Что велит делать дедушка Саше? Для чего? Что это даст мальчику? Каким становится мальчик после этого?
  • Истинное знание , добросовестное учение делают человека не просто умнее, но и мудрееЗорче кругом погляди… »), т.к. он постигает опыт других. По-настоящему образованный человек будет презирать такие явления как рабство, угнетение, надменность, невежество и пр., т.е. то, чего не должно быть в просвещенном, развитом обществе, которые может называть себя Людьми .
Тема и идея Тема:  Какова задача этой поэмы?* передача новым поколениям вечных ценностей : свобода и счастье народа, процветание страны . Идея:  Что автор хочет донести? Если заложить в растущее поколение истинные ценности , то оно будет и развивать их в себе, далее передавая их последующим.

Тема и идея

  • Тема: Какова задача этой поэмы?*
  • передача новым поколениям вечных ценностей : свобода и счастье народа, процветание страны .
  • Идея: Что автор хочет донести?
  • Если заложить в растущее поколение истинные ценности , то оно будет и развивать их в себе, далее передавая их последующим.
Домашнее задание Читать отрывки из повести Л.Н.Толстова «Отрочество» :  2, 3, 11-16

Домашнее задание

  • Читать отрывки из повести Л.Н.Толстова «Отрочество» :

2, 3, 11-16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!