СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов "Русские женщины"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов "Русские женщины"»

Н. А. Некрасов Поэма «Русские женщины»

Н. А. Некрасов

Поэма «Русские женщины»

История создания поэмы В 60-70-х годах XIX в. в России наступило время подъема общественной деятельности. Многие литераторы стали обращаться к социально значимым вопросам, которые отразили в своих произведениях. Некрасов обратился к истории восстания декабристов, о котором в годы жесткого реакционного правления Николая I писать было запрещено. Подвиги декабристов и их жен описаны Некрасовым в поэмах «Дедушка» и «Русские женщины». Подвиг двух женщин во имя любви Некрасов отразил в поэме «Русские женщины»: княгини Екатерины Ивановны Трубецкой, жены одного из руководителей восстания С.П. Трубецкого, и княгини Марии Николаевны Волконской, жены видного деятеля декабристского движения С.Г. Волконского.

История создания поэмы

В 60-70-х годах XIX в. в России наступило время подъема общественной деятельности. Многие литераторы стали обращаться к социально значимым вопросам, которые отразили в своих произведениях. Некрасов обратился к истории восстания декабристов, о котором в годы жесткого реакционного правления Николая I писать было запрещено. Подвиги декабристов и их жен описаны Некрасовым в поэмах «Дедушка» и «Русские женщины».

Подвиг двух женщин во имя любви Некрасов отразил в поэме «Русские женщины»: княгини Екатерины Ивановны Трубецкой, жены одного из руководителей восстания С.П. Трубецкого, и княгини Марии Николаевны Волконской, жены видного деятеля декабристского движения С.Г. Волконского.

История создания поэмы Некрасова глубоко тронул самоотверженный подвиг светских красавиц, молодых, знатных и богатых женщин. Он собрал и детально изучил все доступные исторические источники, мемуары декабристов, творчески их переработал. Летом 1871 г. в своей усадьбе Карабиха Некрасов начал работать над поэмой «Декабристки», название которой впоследствии заменил на «Русские женщины». Этим поэт подчеркнул общенациональный характер своих героинь, в котором проявились особенности русских женщин, присущие им черты: чувство долга, высокая нравственность, способность к самопожертвованию, чувство собственного достоинства, мужество. Эти черты «величавой славянки» Некрасов отразил ранее в образах русских крестьянок. Но и у представительниц высшего света он показал прежде всего характер русской женщины, формировавшийся веками национальной культурой независимо от принадлежности к социальному сословию . Ничего подобного тому, что совершили жены декабристов, не было в мировой истории.

История создания поэмы

Некрасова глубоко тронул самоотверженный подвиг светских красавиц, молодых, знатных и богатых женщин. Он собрал и детально изучил все доступные исторические источники, мемуары декабристов, творчески их переработал. Летом 1871 г. в своей усадьбе Карабиха Некрасов начал работать над поэмой «Декабристки», название которой впоследствии заменил на «Русские женщины». Этим поэт подчеркнул общенациональный характер своих героинь, в котором проявились особенности русских женщин, присущие им черты: чувство долга, высокая нравственность, способность к самопожертвованию, чувство собственного достоинства, мужество. Эти черты «величавой славянки» Некрасов отразил ранее в образах русских крестьянок. Но и у представительниц высшего света он показал прежде всего характер русской женщины, формировавшийся веками национальной культурой независимо от принадлежности к социальному сословию . Ничего подобного тому, что совершили жены декабристов, не было в мировой истории.

Проблематика поэмы Главной проблемой поэмы является отношение к восстанию декабристов. Официальная точка зрения рассматривала их в качестве государственных преступников, получивших заслуженное наказание. Через образ княгинь Некрасов рисует декабристов, как порядочных и глубоко любящих свою Родину людей. Восстание было вызвано желанием изменить тяжелое положение в стране. Княгиня Трубецкая в пути приходит к осознанию того, что ее муж пострадал за правое дело. Сны открывают ей глаза на истинную ситуацию в России -

Проблематика поэмы

Главной проблемой поэмы является отношение к восстанию декабристов. Официальная точка зрения рассматривала их в качестве государственных преступников, получивших заслуженное наказание. Через образ княгинь Некрасов рисует декабристов, как порядочных и глубоко любящих свою Родину людей.

Восстание было вызвано желанием изменить тяжелое положение в стране. Княгиня Трубецкая в пути приходит к осознанию того, что ее муж пострадал за правое дело. Сны открывают ей глаза на истинную ситуацию в России - "царстве нищих и рабов".

Еще одна проблема поэмы - сравнение дворянского общества с простыми людьми. Узнав о решении княгинь, практически весь высший свет отворачивается от них. Поддержка государственных преступников - глупость и грех. В дороге героини не получают никакой помощи от представителей своего сословия. Простые люди, напротив, относятся к женщинам с огромной жалостью и готовы поделиться с ними последним куском хлеба.

Сюжет и композиция Поэма представляет собой две самостоятельные части. Первая посвящена княгине Трубецкой. Описание ее поездки содержит резкую критику по отношению к российскому общественному строю.

Сюжет и композиция

Поэма представляет собой две самостоятельные части. Первая посвящена княгине Трубецкой. Описание ее поездки содержит резкую критику по отношению к российскому общественному строю. "Радужным снам" княгини противопоставлена жестокая действительность с "суровым господином и жалким тружеником-мужиком".

Очень ярко поэт изобразил "борьбу" женщины с губернатором, который всеми способами старается удержать Трубецкую от продолжения поездки. В конце концов твердый характер декабристки позволяет ей добиться своего. Растроганный губернатор сам предлагает ей помощь.

Вторая часть написана в форме рассказа княгини Волконской своим внукам. В ней поэт постарался как можно глубже проникнуть во внутренний мир своей героини, описать ее чувства и переживания. Очень трогательна сцена свидания княгини с арестованным мужем. Огромное значение для всего смысла поэмы имеет фраза Волконского: "Пойми и прости". Понять значение восстания декабристов в то время могли не многие.

Сюжет и композиция Во время посещения Волконской Москвы описано отношение к ее решению высшего света. На фоне всеобщей жалости княгине придало сил благословение Пушкина. После долгой дороги и встречи Волконской с Трубецкой эмоциональное напряжение значительно нарастает. Финал поэмы, в котором княгиня встречается с мужем прямо на руднике, достойно завершает произведение. Для влюбленных цепи и охрана уже не имеют значения. В их жизни вновь появилась надежда, заключающаяся в словах Волконского:

Сюжет и композиция

Во время посещения Волконской Москвы описано отношение к ее решению высшего света. На фоне всеобщей жалости княгине придало сил благословение Пушкина. После долгой дороги и встречи Волконской с Трубецкой эмоциональное напряжение значительно нарастает.

Финал поэмы, в котором княгиня встречается с мужем прямо на руднике, достойно завершает произведение. Для влюбленных цепи и охрана уже не имеют значения. В их жизни вновь появилась надежда, заключающаяся в словах Волконского: "Увидимся, Маша, - в остроге!".

Образы и символы Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли

Образы и символы

Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли

Образы и символы

Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Основная идея Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

Средства художественной выразительности Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»).

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»).

Значение поэмы

Для Николая Алексеевича Некрасова движение декабризма стало острой и современной темой: в людях прошлого, в их самоотверженном протесте против крепостного права и самодержавной власти он видел подлинный гражданский подвиг. Некрасов адресовал свою поэму новому поколению борцов за справедливое переустройство общества, которые стали воспринимать себя уже не подданными империи, а гражданами своей страны. В 1870-е годы в России стало набирать силу движение народников, наследовавших идеалы декабристов. Благородный подвиг жен декабристов в поэме «Русские женщины» стал для современников Некрасова примером стойкости и мужества. Некрасов поднял в литературе тему положения женщины в российском обществе, которая была актуальной в 60-е годы XIX в. Именно тогда женщины начали принимать активное участие в общественной жизни, стали отстаивать свою гражданскую позицию, стремились к равноправию и утверждению своего человеческого достоинства. Некрасов показал, что нравственные истоки этих общественных проявлений лежат в историческом подвиге жен декабристов.

Заключение В поэме «Русские женщины» Некрасов показал, что героизм и мужественность женщин часто не только не уступают аналогичным мужским качествам, а намного превосходят мужские характеристики. Отправиться в ссылку к сибирским рудникам – это, для избалованной и изнеженной дворянки, можно назвать безрассудством. Но добровольное решение разделить тяжелую участь своих мужей – это подвиг. Никакие проблемы и угрозы не смогли преградить путь этим мужественным женщинам. Любовь и преданность княгинь Трубецкой и Волконской достойны уважения и восхищения. Поэт особенно подчеркивал, что иногда простые человеческие качества, такие как доброта и отзывчивость, гораздо дороже золота. А черствый кусочек хлеба в голодную минуту, оказывается гораздо вкуснее самых изысканных блюд. В каждой ситуации следует оставаться в первую очередь человеком .

Заключение

В поэме «Русские женщины» Некрасов показал, что героизм и мужественность женщин часто не только не уступают аналогичным мужским качествам, а намного превосходят мужские характеристики. Отправиться в ссылку к сибирским рудникам – это, для избалованной и изнеженной дворянки, можно назвать безрассудством. Но добровольное решение разделить тяжелую участь своих мужей – это подвиг. Никакие проблемы и угрозы не смогли преградить путь этим мужественным женщинам. Любовь и преданность княгинь Трубецкой и Волконской достойны уважения и восхищения. Поэт особенно подчеркивал, что иногда простые человеческие качества, такие как доброта и отзывчивость, гораздо дороже золота. А черствый кусочек хлеба в голодную минуту, оказывается гораздо вкуснее самых изысканных блюд. В каждой ситуации следует оставаться в первую очередь человеком .