СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»»

Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Малькова Анастасия Александровна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема: Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»

Цель урока: расширение знаний о творчестве Н. А. Некрасова; совершенствование умения читать стихи выразительно, отражая чувства лирического героя, развитие умения находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

фамилию, имя, отчество автора; название произведения

Пониматьглавную мысль художественного произведения

Применять: выразительно читать стихотворение. Выборочное чтение при ответе на вопросы словами текста.

 

Анализанализ текста, средств художественной выразительности

Синтезточный и грамотный в речевом отношении ответ на вопрос учебной задачи анализа

 Оценкасодержания стихотворения  для воспитания нравственных качеств личности;

оценка своей деятельности

 

 

Метапредметные:

Регулятивныечитать в соответствии с целью чтения (выразительно, с определённой интонацией, темпом)

Познавательныепрогнозировать содержание раздела; осмысливать содержание раздела

Коммуникативныезадавать вопросы; вести беседу; выслушивать чужую точку зрения и выражать свою

 

 

Личностные:

Осуществлять эмоциональный отклик на произведение

Межпредметные связи: Русский язык, окружающий мир

Основные понятия: литературный жанр, непонятные слова из стихотворения

Методы и средства:

Методы: рассказ об авторе; иллюстрирование произведений автора; аудиозапись стихотворения; практическая работа с текстом; словарная работа, работа в парах.

Средства: портрет автора

Ресурсы урока для учителя: презентация, конспект урока

Ресурсы урока для учащихся: учебник, карточки с заданием

Источники  (литература, интернет - источники): методические разработки учителя, учебники Литературного чтения «Школа России» 1 часть,

https://infourok.ru/urok-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-nanekrasov-shkolnik-v-zimnie-sumerki-nyanini-skazki-klass-2333233.html

 

  

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент

-Ребята, здравствуйте!

Доскажи словечко в рифму.

Хорошо уметь читать:

Можно многое … (узнать)

Я стихи сейчас прочту

И пятёрку … (получу)

2.     Актуализация знаний.  Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сейчас я зачитаю вам отрывки из произведений, а ваша задача вспомнить откуда эти строчки и кто их автор.

«В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей» («Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасов)

(в помощь откроется слайд 1 с картинкой из данного произведения)

«Однажды в студенческую зимнюю пору,

Я из леса вышел, был сильный мороз» («Мужичок с ноготок» Н.А.Некрасов)

(слайд 2)

- Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы помните о его жизни и творчестве? (ответы учеников)

- Рассмотрите выставку книг Николая Алексеевича Некрасова (представлена на слайде 3)

3.     Организация познавательной деятельности.

 Подготовительная работа

- Ребята, скажите мне, что такое детство? А каким оно должно быть? Давайте заполним кластер (кластер «Детство» - письмо ассоциаций со словом детство: счастливое, трудное, весёлая пора, много радости и т.д.)

- Бывает ли несчастливым детство? (Бывает)

Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении “Крестьянские дети”:

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.

Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.

«Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли”, - вспоминал писатель.

1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.

Николай Алексеевич говорил следующее: “Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А. Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве.

 (сопровождается презентацией)

- Послушайте историю создания стихотворения «Школьник»

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова – великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал, но всё же учился, прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий  (портрет Ломоносова на слайде)

 

 I. Первичное чтение и проверка читательского восприятия (первичный синтез)

- Ребята, откройте в учебнике страницу 147. Сейчас прослушаем стихотворение через аудиозапись, а ваша задача следить за ним по тексту.

Учитель включает аудиозапись с выразительным чтением стихотворения.

- Расскажите о своих впечатлениях от услышанного?

(ответы учеников)

- Вам понравилось стихотворение? Да или нет, и почему?

- Какой для вас был самый интересный момент?

- Хорошо, ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.  

 

 

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

- Закончили! Умнички!

II. Анализ художественного произведения на уроке чтения.

-Ребята, давайте попробуем объяснить следующие выражения, которые встретились нам в стихотворении: «невеселая дорога», «едва прикрыта грудь», «не без добрых душ на свете — кто-нибудь свезет в Москву», «люблю глубоко» (выражения открываются на слайде)

 

Прочитайте 1 четверостишье

- От чьего имени ведется речь? (извозчик)

- В каких словах понятно отношение извозчика к школьнику? (дружок)

- Объясните выражения: «невеселая дорога» (скучная, проселочная, кругом нерадостный пейзаж.

Прочитайте 2 четверостишье

- Догадался ли извозчик, куда идет мальчик?

- Почему он решил его подвезти? (ноги босы, грязно тело, «едва прикрыта грудь»)

- Почему извозчик говорит, что не нужно стыдиться? (многие также тогда шли учиться)

- Что значит выражение « многих славных путь»? (известные люди тоже шли из глубинки)

 

Прочитайте 3 четверостишье

- Вы догадались, кого подразумевает Некрасов в стихотворении? ( М. В. Ломоносова, который шел из сибирской деревни Холмлгоры)

Прочитайте 4 четверостишье

- Как вы, думаете, понятна ли речь извозчика мальчику? ( Да, много просторечных выражений)

- Как, понимаете слова «не без добрых на свете – кто-нибудь свезет в Москву»   (замените поговоркой « Мир не без добрых людей»)

- А вы, догадались, о чем мечтал мальчик во сне? (учиться в Московском университете)

Прочитайте остальные четверостишья

- Как Некрасов говорит о талантливых российских людях, прославивших свою Родину?

(Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…)

- Как вы понимаете эти строки?

- Какое значение имеют эти строки? (Это главная мысль произведения)

 

III Обобщающая беседа (вторичный синтез)

—  Подберите синонимы к словам.

СЛАВНЫХ — (знаменитых, хороших).  РАЗУМЕН — (понимающий, умный).

ПОПРИЩЕ— (сфера, область, мир, круг, участок).  НЕ БЕЗДАРНА — (талантлива, способна).  (работа с презентацией)

Автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза). Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему. Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

- Как вы думаете, легко ли будет мальчику добиться своей цели?

 

 

4.     Продолжение работы по теме урока.

Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки…»

1. Первичное восприятие стихотворения

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

- Каким настроением проникнуто это стихотворение? О чём оно?

- Как поэт описывает забавы Саши?

2. Словарная работа.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма.

3. Вторичное восприятие (читают учащиеся)

4. Анализ стихотворения.

- Что необычного в записи стихотворения вы заметили? (Оно разделено на части по две строчки в каждой).

- Каждая часть стихотворных строк в литературе называют строфой.

- На с.154 учебника прочитайте определение понятия «строфа».

- В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трёхстишие).

- Какое по количеству стихотворных строк это стихотворение? (Двустишие).

 

Рефлексия:

Выберите и продолжите любое предложение, оцените свою работу на уроке:

        На сегодняшнем уроке я узнал(а)…

        Я бы похвали(а) бы себя за…

        После урока мне захотелось…

        Сегодня у меня получилось…

-Ребята, спасибо большое за урок!

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!