Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, садитесь. | Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку. |
2.Повторение изученного материала. | 1. Самостоятельная работа изученному материалу: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». ТПО с. 22-24. 2. Взаимопроверка под руководством учителя. | Организует самостоятельную работу учащихся, проводит взаимопроверку, задает вопросы. | Выполняют самостоятельную работу и взаимопроверку, отвечают на вопросы. |
3. Целеполагание. | Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Н.А. Некрасов О ком пойдет речь на уроке? Слайд 1 Запишите тему урока: Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос». И годы жизни поэта. Цели: определите цели и задачи на урок. | Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок. |
4. Актуализация знаний. | Работа с портретом писателя. - А теперь, ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным) Слайды 2- 13 Рассказ учителя о биографии Некрасова. Запись опорного конспекта в тетради учащимися. Чтение статьи учебника о Некрасове на с. 171-172 Беседа: - Что нового вы узнали из статьи учебника? - Что вы можете сказать об отношении поэта к матери? - Стихи каких русских поэтов полюбил Некрасов с детства? - Как назывался первый сборник поэта? Когда он вышел в печати? («Мечты и звуки», 1840 г.) - Как вы думаете, почему он вошел в сознание народа как заступник, певец народной жизни? | Рассказывает о жизни и творчестве поэта, акцентирует внимание на основных моментах, помогает создать опорный конспект в тетради. Организует беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий. | Слушают о жизни и творчестве поэта, акцентирует внимание на основных моментах, пишут опорный конспект в тетради. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал и записи в тетради. |
5.Физкультминутка | | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют физкультминутку. |
6. Знакомство с поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос». | Слайды 15-16. Прослушивание отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором». Слайд 17. Работа со словом: БОР – сосновый лес; ДОЗÓР – обход владений для осмотра, проверки; ОБÓЗЫ – повозки с грузом; КАЗНÁ – денежные накопления; «...царство своё УБИРАЮ...» – (убор, убранство) - УКРАШАЮ. ВОЕВÓДА - в старое время на Руси начальник войска или большого владения. Слайды 18-19 Работа с термином - эпитет. - Что такое эпитет? (Эпитет – это средство художественной выразительности, образное определение предмета). Задание: Подберите эпитеты по прослушанному отрывку. Слайды 20-26 Прослушивание отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» - «Есть женщины в русских селеньях». | Рассказывает об истории написания поэмы, о жанре изучаемого произведения, готовит учащихся к восприятию и анализу после прослушанных отрывков. Беседует с учащимися. | Учащиеся слушают учителя и отрывки поэмы, размышляют, отвечают на вопросы, цитируют произведение. |
7. Аналитическая работа с текстом. | Слайды 27 1.Выпишите из текста слова и выражения, которые являются синонимами к слову крестьянка. («Царица», «красавица»). - Почему именно эти слова выбрал поэт? 2. Работа с учебником. Задание «Размышляем о прочитанном» на с. 175 - 176 № 1 - 3 Слайды 28-31 3. Заполнение таблицы «Внешность и черты характера русской женщины» цитатами из поэмы. 4. Выводы в тексте поэмы. 5. Выводы учащихся. | Организует работу в соответствии с заданиями, организует проверку. Совместно с учащимся работает по заполнению таблицы. | Выполняют задания учителя. Заполняют таблицу. |
8.Подведение итогов урока. | - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Все ли поставленные цели реализованы? - Какой вы видите русскую крестьянку, современницу Н.А. Некрасова? | Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы. | Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний. |
9.Рефлексия Продолжите фразу… | Слайд 20. Сегодня на уроке я… - научился…; - узнал…; - заинтересовался… | Организует и выполняет контроль рефлексии. | Выполняют рефлексию. |
10. Домашняя работа: | 1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»: со слов «Есть женщины в русских селеньях», до слов «Ко всякой работе ловка». 2. Подготовиться к чтению по ролям первой части стихотворения «Крестьянские дети» с.176-178. | Организует инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. |