СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов. Страницы жизни и творчества. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр, композиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов. Страницы жизни и творчества. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр, композиция»

Тема: Н.А.Некрасов. Страницы жизни и творчества. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр, композиция. «Пролог»

Задачи: познакомить учащихся с историей создания поэмы, рассмотреть особенности жанра и композиции, развивать понятие народности в литературе; совершенствовать навыки анализа произведения, повышать культуру речи учеников.


Ход урока

1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания. Рассказать об основных мотивах лирики Н.А.Некрасова.

Биография Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван ТургеневИван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр ОстровскийМихаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

● Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.

● Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.

● Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.

●На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

3. Актуализация прежних знаний

- что такое «поэма»? (Поэма - один из видов лиро-эпического жанра. Основные черты поэмы - наличие развёрнутого сюжета, развитие образа лирического героя.)

- назвать известные вам поэмы, указать автора. (М.Ю.Лермонтов «Мцыри», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», «Медный всадник» и др.)

4. Новый материал. Лекция учителя

План

1)История создания поэмы.

2)Композиция произведения. Жанр.

3)Народность литературы.


1) Величайшее произведение Некрасова - поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в 1865-1877 годах, в эпоху острых социальных конфликтов. Поэт задумал её как «народную книгу». Он мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял « Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Перед нами действительно эпопея - художественное произведение, в котором отражаются великие исторические события, целые эпохи в жизни страны.

- Какие исторические события отразились в поэме - эпопее? (Некрасов начал работу над поэмой после крепостной реформы, когда правительству удалось подавить бунты крестьян; это были годы реакции).

Работал Некрасов над поэмой до конца своей жизни (1878 г), но поэма так и не была закончена. «Одно, о чём сожалею, - горевал поэт незадолго до смерти, - это то, что не кончил свою поэму». Некоторые части её сохранились в набросках.

2) Композиция - построение произведения.

Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» - гибель этого мира. В «Пире…» - признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

3)Народность литературы - выражение в литературе общенародных идеалов, стремлений, интересов с опорой на художественные традиции народного творчества.

- Почему поэму «Кому на Руси жить хорошо» называют народной? (Она выражает идеалы, стремления народа, изучает и изображает его жизнь, используя при этом народные художественные традиции.)

5. Закрепление. Беседа.

- Когда писалась поэма и какое время в ней отражено?

- В чём особенности композиции?

- Кто является героем поэмы?

- Почему поэму называют народной?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: индивидуальные задания по образам

«Русь» наизусть


СЛОВАРЬ

Временнообязанные — бывшие помещичьи крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 г., но не осуществившие выкуп земли. За пользование землёй, оставшейся в собственности помещика, крестьяне по-прежнему несли феодальные повинности (оброк или барщину). Срок временнообязанных отношений установлен не был. Размер выкупа, который должен был заплатить крестьянин за свой земельный надел, как правило, значительно превышал рыночную стоимость земли и устанавливался с таким расчётом, чтобы помещик не потерял дохода, который прежде получал в виде оброка.

Детально разбирая содержание закона 19 февраля 1861 г., Н. Огарёв писал в «Колоколе»: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще, крепостное право не отменено. Народ царём обманут».


Миром или общиной (обществом) называли объединение крестьян, живущих в одном или нескольких соседних селениях и решающих совместно многие земельные, хозяйственные, налоговые и другие вопросы. Обсуждались эти вопросы на мирском сходе, в котором участвовали старшие хозяева (мужчины) от каждого крестьянского двора. Иногда малым сходом (стариками) рассматривались более частные вопросы, требовавшие оперативного решения.

Круг вопросов, решаемых на мирской сходке, был довольно широк: сроки сельскохозяйственных работ, распределение наделов, находящихся в коллективной собственности общины; освобождение неимущих от податей и распределение их повинностей между односельчанами, сбор денег на общественные нужды и организация коллективных работ: ремонт дорог и строительство изгородей, чистка общественных колодцев, наём пастуха и сторожа, назначение наказаний за нарушения постановлений общины.

Община на своём сходе решала и вопросы семейных отношений: сложные случаи семейных разделов, назначение опекунов над сиротами; жалобы на обидчиков и т. д.

Мир также принимал решения о заказе молебнов, организации крестного хода или проведении обрядов, направленных на успешное ведение работ или защиту от пожара.

Таким образом, общинный сход во многом регулировал и экономические вопросы, и нравственную жизнь крестьянства.


Рекрутский набор в солдаты просуществовал в Российской империи в период с 1705 по 1874 год. В солдаты набирали, в большинстве, здоровых мужчин в возрасте от 15 до 32 лет.    Суть рекрутских наборов состоял в том, что с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который  был обязан в качестве рядового нести службу в армии, пока ему это позволяло  здоровье, но так было только в начале, позже срок службы был ограничен 25 годами и менее. Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных царских указах. Количество набираемых рекрутов каждый раз определялось заново (по мере необходимости). С 1831 года были введены ежегодные наборы, которые делились на обычные от 5-ти до 7 человек на 1000 душ, усиленные – 7 - 10 человек и чрезвычайные – это когда призывали свыше 10 человек.   В дальнейшем сроки службы неоднократно изменялись, так в период с 1855 по 1872 год были последовательно установлены 12-ти, 10-ти и 7-летние сроки службы и соответственно пребывание в отпуске 3, 5 и 8 лет.

           В те времена требования закона по выставлению кандидатов в солдаты в порядке очередности на деле не выполнялись. Волостные правления совместно с местной полицией сами решали, кого из потенциальных кандидатов отдать в полки, а кого оставить в общине.

           Как правило, в рекрутах оказывались молодые люди из бедных семей или  вдовьих, которых вообще не полагалось отдавать в солдаты.  Повсюду вокруг рекрутских наборов царила, как сейчас говорят коррупционная составляющая.

       

Се́льский ста́роста — низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, выборное должностное лицо сельского общества. Избирался сельским сходом на трёхгодичный срок. Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Следил за сбором взносов, исполнением повинностей, за исполнением договоров, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов, беглых солдат. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией и т. д. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий проживающие на подведомственной ему территории. Староста имел право за маловажные проступки сажать под арест до двух дней, штрафовать до 1 рубля, или назначать общественные работы до двух дней.


Бурмистр - В России при крепостном праве: управляющий помещичьим имением; староста, назначенный помещиком.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!