СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ».»

Разработка открытого урока

в 6 классе по русскому языку

учитель Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15

города Макеевки»

Рыжикова О.В.


Тема. Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ».

Цели:

  1. Образовательные:

  • Продолжить знакомство с биографией Николая Алексеевича Некрасова;

  • познакомить учащихся с произведением «Железная дорога»;

  • сформировать представление о мечте Некрасова «о прекрасной поре» в жизни народа.

  1. Развивающие:

  • Развивать навык выразительного чтения текста;

  • развивать умения/навыки анализа стихотворного текста;

  • развивать умение сопоставлять текст с иллюстрациями;

  • развивать умение/навык использования цитирования при ответе на вопрос;

  • развивать умение/навык находить в тексте авторскую позицию, анализировать ее;

  • развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус учащихся;

  • воспитывать чувства патриотизма, гуманности, ответственности учащихся;

  • воспитывать уважение к людям труда, к истории своей страны.

Средства обучения:

  • презентация «Н.А. Некрасов»;

  • портрет Н.А. Некрасова;

  • Литература. 6 класс. Учеб. для обзеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.

  • карточки с заданием для проверки домашнего задания;

  • средства ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, экран).

Методы:

  1. По источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ТСО;

  2. По уровню познавательного интереса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Приёмы: беседа, рассказ, чтение, сопоставление, анализ, словесное рисование.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Межпредметные связи: история, обществознание, краеведение, ИЗО, музыка.

Предварительные индивидуальные задания:

  1. Подготовить сообщение о жизни Н.А.Некрасова (биограф).

  2. Подготовить историческую справку о строительстве железной дороги иежду Петербургом и Москвой (историк).

  3. Подготовить историческую справку о строительстве железной дороги в п.Шатки (краевед).

  4. Подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога».

  5. Подготовить презентацию РР по теме сообщения.

Задание в группах:

  1. По произведениям Н.А.Некрасова, изученным ранее, составить вопросы (в любой форме: кроссворд, установи соответствие и др.), нарисовать иллюстрации к ним.

Задание всем:

повторить определение следующих терминов: "диалог", "ремарка", "риторический вопрос", "баллада", "ирония", "антитеза"


Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Н.А.Некрасов



Ход урока.

«Я лиру посвятил народу своему»

(Н. А. Некрасов)

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений А. А. Фета.

2. Слово учителя.

Н. А. Некрасов – поэт, чья популярность в своё время затмила популярность самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания и слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

 - Вам знакома лирика Некрасова по программе прошлых лет. Вспомним, какие стихотворения Некрасова вы читали. Что вам запомнилось? («Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Дедушка Мазай и зайцы»)

Сегодня мы познакомимся с несколькими фактами биографии Некрасова.

3. Работа с учебником.

Чтение статьи В. И. Коровина о Н. А. Некрасове (с. 215 - 217)

4. Беседа с классом.

 - Где учился Некрасов? Когда у него появился интерес к литературе?

 - С какими трудностями была связана жизнь Некрасова в Петербурге?

 - Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

 - Когда Некрасов ощутил свой признание - быть поэтом?

 - Почему многие стихи Некрасова стали народными песнями?

5. Заочная экскурсия в село Карабиха (Ярославская область).

Многие стихотворения Некрасова посвящены родной русской реке Волге. На берегу этой реки, в родительском имении Грешнево, прошли молодость и юность Некрасова. Позже Некрасов покупает у потомков князя Голицына усадьбу Карабиха, расположенную на другом берегу Волги. Сюда он приезжал летом на протяжении многих лет (с 1862 по 1875гг).

6. Работа с учебником. Чтение стихотворения «Железная дорога».

7. Слово учителя. «Железная дорога».

Стихотворение было написано Некрасовым в 1962г. , а опубликовал он его спустя 3 года. В этом стихотворении речь идёт о постройке в 1846 - 1851гг. Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги, соединявшей тогда столице Петербург с Москвой. Этой постройкой руководил граф Клейнмихель. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было самое бесчеловечное. Клейнмихель, желая выслужиться перед царём и быстрее построить дорогу, не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих: сотни и тысячи умирали от недоедания, болезней, холода.

Обратим внимание на эпиграф к этому стихотворению. Он построен в форме диалога. Оформлен эпиграф как миниатюрная пьеска – указаны действующие лица, имеются авторские реамарки. Мальчик спрашивает отца, кто построил эту железную дорогу. Папаша ответил, что граф Клейнмихель. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав ответ отца, посчитал необходимым вмешаться в разговор и рассказать мальчику о подлинных строителях Николаевской железной дороги.

8. Беседа с классом.

 - Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? Приведите цитату.

 - В каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали?

 - Какую песню поют мужики - призраки, о чём они напоминали едущим в поезде?

 - Чем заканчивается вторая часть стихотворения? (Некрасов не ограничивается нарисованной картиной, он раскрывает своё отношение к народу, к его труду, к результатам этого труда.)

Обращаясь к умному Ване, олицетворяющему новое, молодое поколение, он призывает уважать труд мужика:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Из высокой оценки труда народа, из уважения к его труду и понимания созидательной мощи вытекает и глубокий оптимизм поэта, верящего, что русский народ вынесет всё и добъётся освобождения.

Прочитаем конец второй главы.

 - Что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителями дороги являются мужики?

 - Что он говорит о людях? (По мнению генерала, представителя господствующего класса, оторванного от трудовой жизни, народ – «Варвары! Дикое скопище пьяниц!. . », способен только разрушать. )

 - Какие «светлые» картины показывает поэт в последней, заключительной части? В чём их иронический смысл?

 - Поняли ли рабочие, что их обманули? (Не умея активно протестовать против обсчётов и обмана, рабочие лишь крепко затылки почесали, да и махнули рукой. )

 - Каков идейный смысл стихотворения «Железная дорога»? (Это и утверждение созидательной мощи народного труда, и отрицание несправедливых слов генерала о русском народе, и уверенность Некрасова в светлом будущем родного народа. )

 - Какое значение имеет описание осени в начале стихотворения? (Прекрасная картина родной природы, в которой «всё хорошо под сиянием лунным» и которая так мила автору, противостоит тем безобразиям, которые описываются дальше. )

Приём антитезы помогает автору подчеркнуть неестественность положения наиода, страдающего от угнетения и рабства.

- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку.

Гражданин-человек, который

- любит

- проявляет

- осознаёт

- интересуется

- гордится

- протестует

Вывод: Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа. Сам Некрасов говорил: «Гражданин – это Отечества достойный сын».

Проблемный вопрос:

- А можно ли самого Н.А.Некрасова назвать гражданином?

(Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда)

вывод (в любой форме

Творческое задание: сочинить сенквейн «Некрасов…Гражданин»)

9. Переход к изучению стихотворения ««Железная дорога»

Сообщение краеведа

История написания

- Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)

- Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского (это писатель, с творчеством которого вы познакомитесь позже, друг Н.А.Некрасова): «В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был в крайне подавленном состоянии, кругом лежали разные части «Положения» о крестьянах. « Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами».А спустя год автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога»(1862).

Историческая справка о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом

Сообщение ученика (историка)

В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

Легенды, связанные с дорогой

• Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Возле Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.

• В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.

Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

- Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога".

Работа с эпиграфом.

- Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)

- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

- Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

- Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)

Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

10. Словарная работа. В стихотворении Некрасов использует устаревшую и диалектную лексику.

Ядрёный - перен. Отличный в каком - н. отношении: сильный, здоровый и крепкий.

Коч – мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое

Десятник – Лицо низшего технического персонала, старший над группой рабочих (преимущественно на строительных работах)

Колтун – болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок.

Заступ – устаревший синоним для копательной лопаты.

Скопище – Толпа, сборище; скопление

Подрядчик – лицо или учреждение, обязавшееся по договору, подряду выполнить определённую работу.

Лабаз – сарай, навес, балаган, амбар; пелевня, половня, сарай для мелкого корма; навес в лесу

Недоимка – Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных выплат.

11. Минутка релаксации

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте, что вы едете в поезде и под стук колёс любуетесь видами из окна вагона

Прослушивание 1 главы стихотворения (фонохрестоматия)

Анализ I главы стихотворения

Вопрос

1 глава


2 глава

1

Что изображено?















2

Каким настроением проникнута картина?







3


Какова лексика, создающая именно такое настроение?






4

Какие образные средства использует поэт?

  • Эпитеты







  • Метафоры





  • Сравнения





  • Другое


















5

Как читать?

Почему?



6

Каким размером написано стих-ие?

Что передаёт ритм?


Работа в группах

Заполнение таблицы

Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж).

- Каким настроением она проникнута? (бодрости, ясности, покоя).

- Какое восклицание повторяется дважды? ("Славная осень!").

- Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным").

-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?

(Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).

-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.

- Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо).

- Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.

Работа над II главой стихотворения.

Беседа.

- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).

-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода.

-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"

- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)

Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим. (слайд 13)

-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?

-Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический) (слайд 14)

Словесное рисование.

- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).

- А теперь зачитайте его описание в стихотворении.

- Какие чувства вызвало у вас описание белоруса?

Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге"

- Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

- Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему?

Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа).

Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?

Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда. Поэт использует антитезу: прекрасная мирная картина в 1-ой части «Нет безобразья в природе!» - безобразие в отношениях между людьми во время строительства дороги во 2-ой части .Это подчёркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего всё, «что Господь ни пошлёт»)

Обобщающая работа.

8. Подведение итогов урока

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Какой жизненный урок извлекли из знакомства с биографией Н.А.Некрасова и его произведением «Железная дорога»?

12. домашнее задание.

  1. Для всех: дочитать стихотворение; подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения (или 1 часть, или 3 последних строфы 2-ой части)

  2. Индивидуальное творческое задание: эссе по уроку или кроссворд