СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов "Железная дорога"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 6 класса при изучении творчества Некрасова

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов "Железная дорога"»

Н. А. Некрасов. Вера в счастливое будущее.  «Железная дорога» Автор презентации: Ляпунова Л.В.

Н. А. Некрасов. Вера в счастливое будущее.

«Железная дорога»

Автор презентации: Ляпунова Л.В.

 «Железная дорога». История создания. Поэма была написана Некрасовым в 1864 г. История появления данного произведения связана со строительством в России первых железнодорожных путей. Рабочие – крестьяне, трудившиеся на возведении железных дорог, пребывали в нечеловеческих условиях: они голодали, болели, подвергались различным унижениям. О качестве их существования никто и не думал: единственной целью начальства было скорейшее завершение работ и максимальная экономия на строительстве. Переживания Некрасова по этому поводу заставили его взяться за перо.

«Железная дорога». История создания.

Поэма была написана Некрасовым в 1864 г. История появления данного произведения связана со строительством в России первых железнодорожных путей. Рабочие – крестьяне, трудившиеся на возведении железных дорог, пребывали в нечеловеческих условиях: они голодали, болели, подвергались различным унижениям. О качестве их существования никто и не думал: единственной целью начальства было скорейшее завершение работ и максимальная экономия на строительстве. Переживания Некрасова по этому поводу заставили его взяться за перо.

Жанр, направление, размер Произведение относится к жанру гражданской лирики, так как в нём нашли отражения реальные события действительности без каких-либо украшательств. Некрасов искренне скорбит о несправедливой жизни простого народа, осуждая жадных и жестоких  начальников. Произведение представляет собой литературное направление «реализм». Мы наблюдаем реальную жизнь тысяч крестьян, вынужденных из-за чудовищной бедности работать за копейки на подобных строительствах. При этом ещё и оставаться в должниках у начальства. Поэма написана поэтическим трёхсложным размером – дактиль. Автор использовал разнообразные рифмы: точную, неточную, мужскую и женскую. Способ рифмы  перекрёстный.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру гражданской лирики, так как в нём нашли отражения реальные события действительности без каких-либо украшательств. Некрасов искренне скорбит о несправедливой жизни простого народа, осуждая жадных и жестоких  начальников.

Произведение представляет собой литературное направление «реализм». Мы наблюдаем реальную жизнь тысяч крестьян, вынужденных из-за чудовищной бедности работать за копейки на подобных строительствах. При этом ещё и оставаться в должниках у начальства.

Поэма написана поэтическим трёхсложным размером – дактиль. Автор использовал разнообразные рифмы: точную, неточную, мужскую и женскую. Способ рифмы  перекрёстный.

Композиция Поэма включает в себя четыре выделенных части, которые связаны и представляют единение нескольких образов людей, путешествующих поездом – это рассказчик (лирический герой), генерал и его малолетний сынок Ваня. Композиция построена на принципе антитезы двух смысловых частей: Первая часть – описание осеннего пейзажа, завораживающего своей красотой и яркостью красок. Лирический герой заявляет о том, что «нет безобразия в природе». Вторая часть – повествование об ужасных условиях жизни и работы строителей железной дороги. Мы узнаём, что люди существовали в условиях постоянного голода, холода, болезней и мучений. Лирический герой рассказывает о начальстве, прибывшем принимать работу: руководитель «в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик».

Композиция

Поэма включает в себя четыре выделенных части, которые связаны и представляют единение нескольких образов людей, путешествующих поездом – это рассказчик (лирический герой), генерал и его малолетний сынок Ваня. Композиция построена на принципе антитезы двух смысловых частей:

  • Первая часть – описание осеннего пейзажа, завораживающего своей красотой и яркостью красок. Лирический герой заявляет о том, что «нет безобразия в природе».
  • Вторая часть – повествование об ужасных условиях жизни и работы строителей железной дороги. Мы узнаём, что люди существовали в условиях постоянного голода, холода, болезней и мучений. Лирический герой рассказывает о начальстве, прибывшем принимать работу: руководитель «в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик».

Образы и символы

В поэме Некрасов представил несколько смысловых образов:

-образ железной дороги – центральный. Железная дорога становится причиной страдания русского народа: она заставляет строителей страдать и умирать. Тысячи невинно убиенных строителей одномоментно восстают и движутся за поездом, в котором едут генеральский сын Ваня, сам генерал и лирический герой (рассказчик). Железная дорога выступает символом несправедливой и тяжёлой крестьянской судьбы;

-образ лирического героя идентичен автору. Лирический герой выступает в роли рассказчика, повествующего мальчику Ване обо всех ужасах, происходящих при строительстве железнодорожного полотна. Герой преисполнен искреннего сочувствия к бесправным строителям, пытающимся заработать немного денег;

-образ несчастного белоруса является собирательным образом всего российского крестьянства, чья судьба, начиная от самого рождения, была обречена на мучительную смерть в землянках. Лирический герой восторгается способностью русских мужиков к непосильному труду, уважает простой народ;

-образ начальства – на просьбу генерала продемонстрировать Ване «светлую сторону», лирический герой с иронией повествует о том, как лабазник отмерил строителям бочонок вина и «щедро» простил недоимку. В данном случае подрядчик выступает в роли «благодетеля», люто ненавидящего свой народ и использующего данную ему власть в корыстных целях личного обогащения.

Темы

В произведении Некрасов поднял три важных темы:

  • Тема несправедливой эксплуатации народа – центральная. Поэма повествует о нечеловеческих мучениях рабочих в конце 19 века, строивших железнодорожное полотно.
  • Тема социального неравенства – поэма описывает два противостоящих социальных класса: крестьяне/рабочие против господ. Этим классам никогда не договориться между собой, не поменяться местами. Мальчик Ваня родился в генеральской семье, а значит, ему повезло: будущее ребёнка будет светлым и благополучным. А крестьянским детям «повезло» родиться в нищете, всю жизнь влачить жалкое существование. Лирическому герою обиднее всего от мысли, что этого не изменить до тех пор, пока не грянет революция.
  • Тема бегства от реальности – представители высшего сословия осознанно скрываются от негативных реалий народной жизни за обманчивой иллюзией того, что все блага строятся и произрастают из ничего, буквально по взмаху волшебной палочки. Лирический герой призывает читателей понять, что никакая работа не делается легко и просто, как это описывает своему сыну генерал. Для достижения результата необходимо приложить массу усилий.
Идея Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: без самоотверженного труда простого русского мужика в России не может быть создано ничего стоящего. Мы не имеем права забывать тех, благодаря труду которых можем ездить по железной дороге. Главная несправедливость состоит в том, что трудовые заслуги народных тружеников нагло приписывают себе различные начальники, подрядчики и прочие «господа». Помимо этого они ещё и крайне жестоко обращаются с людьми, результатами трудов которых активно пользуются.

Идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: без самоотверженного труда простого русского мужика в России не может быть создано ничего стоящего. Мы не имеем права забывать тех, благодаря труду которых можем ездить по железной дороге. Главная несправедливость состоит в том, что трудовые заслуги народных тружеников нагло приписывают себе различные начальники, подрядчики и прочие «господа». Помимо этого они ещё и крайне жестоко обращаются с людьми, результатами трудов которых активно пользуются.

Выразительные средства Большое разнообразие выразительных средств помогает автору воссоздать правдивую действительность трагической судьбы бесправных железнодорожных строителей. Некрасов использует следующие тропы: эпитеты – «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух»; метафоры – «скопище пьяниц», «чудо искусства»; сравнения – «листья… желты и свежи лежат, как ковёр», «лед… словно … сахар лежит»; обобщения – «немец уж рельсы кладёт»; гиперболы – «труд этот, Ваня, был страшно громаден»; метонимия – «а, по бокам – то всё косточки русские»; олицетворение – «свисток оглушительный взвизгнул».

Выразительные средства

Большое разнообразие выразительных средств помогает автору воссоздать правдивую действительность трагической судьбы бесправных железнодорожных строителей. Некрасов использует следующие тропы:

  • эпитеты – «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух»;
  • метафоры – «скопище пьяниц», «чудо искусства»;
  • сравнения – «листья… желты и свежи лежат, как ковёр», «лед… словно … сахар лежит»;
  • обобщения – «немец уж рельсы кладёт»;
  • гиперболы – «труд этот, Ваня, был страшно громаден»;
  • метонимия – «а, по бокам – то всё косточки русские»;
  • олицетворение – «свисток оглушительный взвизгнул».
Главный образ Самым главным образом всего произведения становится сама железная дорога. Она является символом того времени, когда сотни ни в чём не повинных людей страдали и мучились от голода, прокладывая новые железные пути. В произведении показано, как восставшие погибшие люди, которые не смогли вытерпеть таких мук, направляются вслед за поездом, где едут генерал и Ванечка с рассказчиком.

Главный образ

Самым главным образом всего произведения становится сама железная дорога. Она является символом того времени, когда сотни ни в чём не повинных людей страдали и мучились от голода, прокладывая новые железные пути. В произведении показано, как восставшие погибшие люди, которые не смогли вытерпеть таких мук, направляются вслед за поездом, где едут генерал и Ванечка с рассказчиком.

Образ белоруса Образ белоруса является собирательным и отражает все те муки, которым довелось прочувствовать многим крестьянам той эпохи. Рассказчик поражён тому, насколько привита любовь к труду у простого мужичка. Первые три главы стихотворения отведены под повествования о том, как на самом деле шёл процесс строительства путей. Увы, представители власти решили умолчать, сколько крестьян не выдержало и погибло за то время.

Образ белоруса

Образ белоруса является собирательным и отражает все те муки, которым довелось прочувствовать многим крестьянам той эпохи. Рассказчик поражён тому, насколько привита любовь к труду у простого мужичка. Первые три главы стихотворения отведены под повествования о том, как на самом деле шёл процесс строительства путей. Увы, представители власти решили умолчать, сколько крестьян не выдержало и погибло за то время.

Вера в светлое будущее Эту привычку к труду благородную  Нам бы не худо с тобой перенять…  Благослови же работу народную  И научись мужика уважать. Да не робей за отчизну любезную…  Вынес достаточно русский народ,  Вынес и эту дорогу железную —  Вынесет всё, что Господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную  Грудью дорогу проложит себе.  Жаль только — жить в эту пору прекрасную  Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Вера в светлое будущее

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.