ТБ-1. (Теоретический блок)
Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закрепление изученного.
1. Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, ставится, как правило, в форме множественного числа. Например: Жара и засуха стояли более трех недель.
2. Сказуемое, стоящее перед однородными подлежащими, обычно ставится в форме единственного числа. Например: Мне нравится его спокойствие и ровная речь.
3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный знак, то сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим. Например: Не то морось, не то дым окутывал всю улицу. Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение.
Упражнение 1. Согласуйте сказуемое с однородными подлежащими и объясните форму согласования.
1. Мне слышал__сь(ся) шорох и звук голосов.
2. Молодость и природа ускорил__ мое выздоровление.
3. Не роман, а повесть будет опубликован__ в журнале.
4. Иногда мертвой змеей проплывал__ жердь и бревно.
5. В деревне послышал__сь(ся) топот и крики.
6. Сын или дочь помо__ вам донести вещи до станции?
7. На лице у него выступал__ не то страх, не то досада.
8. Исчез__ ревность и досада.
9. Лицо и поза его выража__т много ленивого, бесконечного довольства.
ТБ-2.
Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закрепление изученного.
Определение, относящееся к существительным – однородным членам, ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно связано с двумя существительными. Например: Дикий гусь и утка прилетели первыми.
Если ясности нет, то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: Зеленели молодые рожь и пшеница.
Упражнение 2. Допишите окончания, согласуя определения с существительными – однородными членами.
1. Реставрированн__ музей и картинная галерея открыты для посетителей.
2. Проводился конкурс на решение шахматн__ этюда и задачи.
3. Языков__ краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя.
4. Наш__ наука и культура нуждаются в государственной поддержке.
5. Загоревш__ и окрепш__ брат и сестра вернулись из деревни.
6. Мать с гордостью говорила об успехах сво__ сына и дочери.
7. Пушист__ верба и черемуха встретили нас на краю деревни.
ТБ-3.
Изучите материл из теоретического блока, затем выполните упражнение на закрепление изученного.
Существительное, имеющее при себе несколько определений, указывающих на разновидности предметов, ставится во множественном числе. Например: Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы.
Если перечисляемые разновидности внутренне связаны или представляют собой термины, то существительное ставится в единственном числе. Например: левая и правая рука, существительные женского и мужского рода, глаголы несовершенного и совершенного вида.
Упражнение 3. Раскройте скобки, поставьте определяемое существительное в нужном падеже и числе.
1. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона).
2. Шансы на победу есть и у той, и у другой (команда).
3. Он был отличником в девятом и десятом (класс).
4. Широкий шрам на его лбу проходил как раз между правым и левым (глаз).
5. Проект достаточно подготовлен с технической и организационной (сторона).
6. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский (завод).
7. Большой научный материал дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).