СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н А Зайцева Согласование сказуемого и определения с однородными членами 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Карточки»

ТБ-1. (Теоретический блок)

Изучите мате­риал из теоретического блока, затем выполни­те упражнение на закрепление изученного.


1. Сказуемое, стоящее после однородных под­лежащих, ставится, как правило, в форме мно­жественного числа. Например: Жара и засуха стояли более трех недель.

2. Сказуемое, стоящее перед однородными подлежащими, обычно ставится в форме единственного числа. Например: Мне нравится его спо­койствие и ровная речь.

3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный знак, то сказуемое согласуется с ближайшим подле­жащим. Например: Не то морось, не то дым окутывал всю улицу. Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение.



Упражнение 1. Согласуйте сказуемое с однородными подлежащими и объясните форму согласования.


1. Мне слышал__сь(ся) шорох и звук голосов.

_____________________________________________________________

2. Молодость и природа ускорил__ мое выздо­ровление.

_____________________________________________________________

3. Не роман, а повесть будет опубликован__ в журнале.

_____________________________________________________________

4. Иногда мертвой змеей проплывал__ жердь и бревно.

_____________________________________________________________

5. В деревне послышал__сь(ся) топот и крики.

_____________________________________________________________

6. Сын или дочь помо__ вам донести вещи до станции?

_____________________________________________________________

7. На лице у него выступал__ не то страх, не то досада.

_____________________________________________________________

8. Исчез__ ревность и досада.

_____________________________________________________________

9. Лицо и поза его выража__т много ленивого, бесконечного довольства.

_____________________________________________________________


ТБ-2. (Теоретический блок)

Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Определение, относящееся к существитель­ным – однородным членам, ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно связано с двумя существительными. Напри­мер: Дикий гусь и утка прилетели первыми.

Если ясности нет, то сказуемое ставится в фор­ме множественного числа. Например: Зеленели молодые рожь и пшеница.





Упражнение 2. Допишите окончания, согласуя определе­ния с существительными – однородными членами.


1. Реставрированн__ музей и картинная гале­рея открыты для посетителей.

_____________________________________________________________

2. Проводился конкурс на решение шахматн__ этюда и задачи.

_____________________________________________________________

3. Языков__ краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя.

_____________________________________________________________

4. Наш__ наука и культура нуждаются в госу­дарственной поддержке.

_____________________________________________________________

5. Загоревш__ и окрепш__ брат и сестра верну­лись из деревни.

_____________________________________________________________

6. Мать с гордостью говорила об успехах сво__ сына и дочери.

_____________________________________________________________

7. Пушист__ верба и черемуха встретили нас на краю деревни.

_____________________________________________________________


ТБ-3. (Теоретический блок)

Изучите материл из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Существительное, имеющее при себе несколько определений, указывающих на разновидности пред­метов, ставится во множественном числе. Например: Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы.

Если перечисляемые разновидности внутренне связаны или представляют собой терми­ны, то существительное ставится в единственном числе. Например: левая и правая рука, сущест­вительные женского и мужского рода, глаголы несовершенного и совершенного вида.




Упражнение 3. Раскройте скобки, поставьте определя­емое существительное в нужном падеже и числе.


1. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона).

_____________________________________________________________

2. Шансы на победу есть и у той, и у другой (команда).

_____________________________________________________________

3. Он был отличником в девятом и десятом (класс).

_____________________________________________________________

4. Широкий шрам на его лбу проходил как раз между правым и левым (глаз).

_____________________________________________________________

5. Проект достаточно подготовлен с техничес­кой и организационной (сторона).

_____________________________________________________________

6. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский (завод).

_____________________________________________________________

7. Большой научный материал дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).

_____________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«Раздаточные материалы»


ТБ-1. (Теоретический блок)


Изучите мате­риал из теоретического блока, затем выполни­те упражнение на закрепление изученного.


1. Сказуемое, стоящее после однородных под­лежащих, ставится, как правило, в форме мно­жественного числа. Например: Жара и засуха стояли более трех недель.

2. Сказуемое, стоящее перед однородными подлежащими, обычно ставится в форме единственного числа. Например: Мне нравится его спо­койствие и ровная речь.

3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный знак, то сказуемое согласуется с ближайшим подле­жащим. Например: Не то морось, не то дым окутывал всю улицу. Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение.


Упражнение 1. Согласуйте сказуемое с однородными подлежащими и объясните форму согласования.


1. Мне слышал__сь(ся) шорох и звук голосов.

2. Молодость и природа ускорил__ мое выздо­ровление.

3. Не роман, а повесть будет опубликован__ в журнале.

4. Иногда мертвой змеей проплывал__ жердь и бревно.

5. В деревне послышал__сь(ся) топот и крики.

6. Сын или дочь помо__ вам донести вещи до станции?

7. На лице у него выступал__ не то страх, не то досада.

8. Исчез__ ревность и досада.

9. Лицо и поза его выража__т много ленивого, бесконечного довольства.


ТБ-2.

Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Определение, относящееся к существитель­ным – однородным членам, ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно связано с двумя существительными. Напри­мер: Дикий гусь и утка прилетели первыми.

Если ясности нет, то сказуемое ставится в фор­ме множественного числа. Например: Зеленели молодые рожь и пшеница.


Упражнение 2. Допишите окончания, согласуя определе­ния с существительными – однородными членами.


1. Реставрированн__ музей и картинная гале­рея открыты для посетителей.

2. Проводился конкурс на решение шахматн__ этюда и задачи.

3. Языков__ краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя.

4. Наш__ наука и культура нуждаются в госу­дарственной поддержке.

5. Загоревш__ и окрепш__ брат и сестра верну­лись из деревни.

6. Мать с гордостью говорила об успехах сво__ сына и дочери.

7. Пушист__ верба и черемуха встретили нас на краю деревни.


ТБ-3.

Изучите материл из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Существительное, имеющее при себе несколько определений, указывающих на разновидности пред­метов, ставится во множественном числе. Например: Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы.

Если перечисляемые разновидности внутренне связаны или представляют собой терми­ны, то существительное ставится в единственном числе. Например: левая и правая рука, сущест­вительные женского и мужского рода, глаголы несовершенного и совершенного вида.


Упражнение 3. Раскройте скобки, поставьте определя­емое существительное в нужном падеже и числе.


1. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона).

2. Шансы на победу есть и у той, и у другой (команда).

3. Он был отличником в девятом и десятом (класс).

4. Широкий шрам на его лбу проходил как раз между правым и левым (глаз).

5. Проект достаточно подготовлен с техничес­кой и организационной (сторона).

6. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский (завод).

7. Большой научный материал дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).