СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Г. Чернышевский " Что делать?" ( Система уроков по литературе, презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.Г. Чернышевский " Что делать?" ( Система уроков по литературе, презентация)

Просмотр содержимого документа
«Н.Г. Чернышевский " Что делать?" ( Система уроков по литературе, презентация)»

СИСТЕМА УРОКОВ ПО  Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМУ  «ЧТО ДЕЛАТЬ?» . Презентация учителя русского языка и литературы МАОУ гимназия№4,Хабаровск-2020 Буяло Ю.Ю.

СИСТЕМА УРОКОВ ПО

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМУ

«ЧТО ДЕЛАТЬ?»

.

Презентация

учителя русского языка и литературы

МАОУ гимназия№4,Хабаровск-2020

Буяло Ю.Ю.

Современники о Чернышевском Жандармы: « Нам поручено вести каторжника, преступника, а мы везем святого» А.И.Герцен « Сильная личность» «Сыны Отечества»: «Всепоглощающее чудовище» «Домашняя беседа»: «Пропагандист гнусной коммуны» Из доносов на Чернышеского: «Эта бешеная шайка жаждет крови, ужасов, избавьте нас от Чернышевского».

Современники о Чернышевском

Жандармы: « Нам поручено вести каторжника, преступника, а мы везем святого»

А.И.Герцен « Сильная личность»

«Сыны Отечества»: «Всепоглощающее чудовище»

«Домашняя беседа»: «Пропагандист гнусной коммуны»

Из доносов на Чернышеского: «Эта бешеная шайка жаждет крови, ужасов, избавьте нас от Чернышевского».

  ЭСТЕТИКА Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «природа и жизнь выше искусства» «прекрасно будет произведение искусства тогда только, когда художник передал в произведении своем всё то, что хотел передать» «прекрасное есть жизнь», «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» Сфера жизни не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою всё, что в действительности ( в природе и в жизни) интересует человека; общеинтересное в жизни – вот содержание искусства» «необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности» «первая цель искусства – воспроизведение действительности»

ЭСТЕТИКА Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

«природа и жизнь выше искусства»

«прекрасно будет произведение искусства тогда только, когда художник передал в произведении своем всё то, что хотел передать»

«прекрасное есть жизнь», «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»

Сфера жизни не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою всё, что в действительности ( в природе и в жизни) интересует человека; общеинтересное в жизни – вот содержание искусства»

«необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»

«первая цель искусства – воспроизведение действительности»

Н.Г.Чернышевский. Личность писателя и история создания романа « Что делать? » ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ГОВОРЯТ УСТА ПОЭТА Н.Г.Чернышевский.

Н.Г.Чернышевский.

Личность писателя и история создания романа « Что делать? »

ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ГОВОРЯТ УСТА ПОЭТА

Н.Г.Чернышевский.

История создания       Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг.  Осужденный за революционную деятельность, Чернышевский показал «новых» людей, которые в будущем построят идеальную Россию .  Цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать. 2 ЦЕНЗУРА- ЗАПРЕТ  на публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным Направление — социалистический реализм Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время).  Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса? 

История создания      

Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг.

Осужденный за революционную деятельность, Чернышевский показал «новых» людей, которые в будущем построят идеальную Россию . 

Цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать.

2 ЦЕНЗУРА- ЗАПРЕТ  на публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным

Направление — социалистический реализм

Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время).

Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса? 

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ  РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ  ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА- РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ -ПРИНЯТИЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ - ИДЕОЛОГИЯ

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

СОЦИАЛЬНО-

ФИЛОСОФСКИЙ

РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА- РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ -ПРИНЯТИЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ - ИДЕОЛОГИЯ

СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА  СТАРЫЕ ЛЮДИ НОВЫЕ ЛЮДИ МОРАЛЬ-ДОЛГ БУРЖУАЗНЫЕ МЕЩАНЕ ЛИЧНОСТЬ ВО БЛАГО ДРУГОГО СМИРЕНИЕ НОВАЯ МОРАЛЬ-ЭМАНСИПАЦИЯ К БУДУЩЕМУ ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ СТРОГО ПОЛЕЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТРИЦАЮТ ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА- РАСЧЕТ ВО ВСЕМ  «ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» От прошлого через настоящее к будущему

СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА

СТАРЫЕ ЛЮДИ

НОВЫЕ ЛЮДИ

  • МОРАЛЬ-ДОЛГ
  • БУРЖУАЗНЫЕ МЕЩАНЕ
  • ЛИЧНОСТЬ ВО БЛАГО ДРУГОГО
  • СМИРЕНИЕ
  • НОВАЯ МОРАЛЬ-ЭМАНСИПАЦИЯ К БУДУЩЕМУ
  • ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ СТРОГО ПОЛЕЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  • ОТРИЦАЮТ ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА- РАСЧЕТ ВО ВСЕМ

«ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

От прошлого через настоящее к будущему

Тематика романа Свобода- личностная свобода, свобода выбора Равенство -герои аскетичны, довольствуются лишь необходимым, поэтому среди них нет вражды и зависти Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака  Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора  Семья- соблюдение границ личного пространства Труд  - пользу всему обществу, призвание женщины   в общественных занятиях

Тематика романа

Свобода- личностная свобода, свобода выбора

Равенство -герои аскетичны, довольствуются лишь необходимым, поэтому среди них нет вражды и зависти

Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака

Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора

Семья- соблюдение границ личного пространства

Труд  - пользу всему обществу, призвание женщины

  в общественных занятиях

 Структура романа Главы Связь с сюжетом. Сны 1. «Дурак» Интригующая завязка 2. «Первое следствие дурацкого дела» Аллегорический призыв к революции 3. «Предисловие» Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный» 4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме» Старый мир 5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак» Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон 6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь» Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек 7. Глава четвертая. «Второе замужество» Мечты о будущем. Четвертый сон 8. Глава пятая. «Новые лица и развязка» Предчувствие революции 9. Глава шестая. «Перемена декораций» Итог

Структура романа

Главы

Связь с сюжетом. Сны

1. «Дурак»

Интригующая завязка

2. «Первое следствие дурацкого дела»

Аллегорический призыв к революции

3. «Предисловие»

Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»

4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»

Старый мир

5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак»

Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон

6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь»

Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек

7. Глава четвертая. «Второе замужество»

Мечты о будущем. Четвертый сон

8. Глава пятая. «Новые лица и развязка»

Предчувствие революции

9. Глава шестая. «Перемена декораций»

Итог

Беседа  Гл.1 Кто герои ? В чем конфликт? Гл. 3 Что узнаем об отношению автора к своему произведению?  Какова роль пролога? Вера Павловна   Лопухов Кирсанов

Беседа

  • Гл.1 Кто герои ? В чем конфликт?
  • Гл. 3 Что узнаем об отношению автора к своему произведению?
  • Какова роль пролога? Вера Павловна

Лопухов Кирсанов

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Роль образа Сторешникова и матери Веры- « ПОШЛЫЕ ЛЮДИ»  Характеристика Лопухова и Кирсанова  ( ГЛ.2.подгл. 1-2,)  Основы разумного эгоизма ( Гл.2подгл.8)- выписать цитаты  1Сон Веры Павловны ( ГЛ.2 подгл.12)- схема сна и его роль.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Роль образа Сторешникова и матери Веры- « ПОШЛЫЕ ЛЮДИ»
  • Характеристика Лопухова и Кирсанова

( ГЛ.2.подгл. 1-2,)

Основы разумного эгоизма ( Гл.2подгл.8)- выписать цитаты

1Сон Веры Павловны ( ГЛ.2 подгл.12)- схема сна и его роль.

Новые люди в романе Кого можно отнести к «пошлым людям»? «Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны» Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

Новые люди в романе

Кого можно отнести к «пошлым людям»?

«Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны»

Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ  Розальская Вера Павловна-она открыла общие швейные мастерские, готовилась стать медиком, стремление к саморазвитию, общественному прогрессу, а не к созданию семьи/её семейные отношения с Лопуховым и Кирсановым отличаются не только равноправием, но и уважением личного пространства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

  • Розальская Вера Павловна-она открыла общие швейные мастерские, готовилась стать медиком, стремление к саморазвитию, общественному прогрессу, а не к созданию семьи/её семейные отношения с Лопуховым и Кирсановым отличаются не только равноправием, но и уважением личного пространства.
Марья Алексеевна-мать Веры-  «ужас прежней жизни» Она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. Она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.

Марья Алексеевна-мать Веры- «ужас прежней жизни»

Она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. Она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.

Михаил Сторешников Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)

Михаил Сторешников

Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)

 БЕСЕДА Первый сон — о сыром подвале.        — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?        — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?        — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией?        — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?        — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»?        — Как этот сон связан с судьбой Верочки?

БЕСЕДА

Первый сон — о сыром подвале.       — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?       — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?       — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией?       — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?       — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»?       — Как этот сон связан с судьбой Верочки?

 Сон Веры Павловны – первый  ( Гл.2 подгл. 12)  Паралич-подвал- готовность освободить- «Невеста твоего жениха»- Любовь к людям= освобождение- весело  Маскировка революционных идей-интерпретация сюжета в духовную жизнь героини.

Сон Веры Павловны – первый ( Гл.2 подгл. 12)

Паралич-подвал- готовность освободить- «Невеста твоего жениха»- Любовь к людям= освобождение- весело

Маскировка революционных идей-интерпретация сюжета в духовную жизнь героини.

Новые люди Дмитрий Лопухов и Александр Кирсанов — идеальные интеллигенты, которые служат обществу.  ТРУД- ДЕНЬГИ-РАСЧЕТ-ВЫГОДА-ПОЛЬЗА НО ГЛАВНОЕ ЗАБОТА О СЕБЕ- ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА   « Недавно зародился у нас этот тип... Он рожден временем, он знамение времени»

Новые люди

  • Дмитрий Лопухов и Александр Кирсанов — идеальные интеллигенты, которые служат обществу.
  • ТРУД- ДЕНЬГИ-РАСЧЕТ-ВЫГОДА-ПОЛЬЗА НО ГЛАВНОЕ ЗАБОТА О СЕБЕ- ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА

  « Недавно зародился у нас этот тип... Он рожден временем, он знамение времени»

АНАЛИЗ ТЕКСТА ГЛ. 3 подгл. 4 -5 Чем занимается Вера Павловна,находясь в браке с Лопуховым? Какова ее жизнь? Есть ли между ними любовь? ГЛ. 4подгл. 7-8  Почему Вера сблизилась с Кирсановым?  Сравните Кирсанова и Лопухова ( подгл.10)

АНАЛИЗ ТЕКСТА

  • ГЛ. 3 подгл. 4 -5
  • Чем занимается Вера Павловна,находясь в браке с Лопуховым?
  • Какова ее жизнь? Есть ли между ними любовь?
  • ГЛ. 4подгл. 7-8
  • Почему Вера сблизилась с Кирсановым?
  • Сравните Кирсанова и Лопухова ( подгл.10)
 Лопухов и Кирсанов-  «новые люди» История Крюковой и Кирсанова   ( подгл. 17) В чем разумный эгоизм Кирсанова? Остаться или удалиться? « Пить вино,пока оно не отравлено»  Подгл.20-21 В чем философия Кирсанова и Лопухова? Кто виновен в дружбе?  Подгл. 12 О чем теоретический разговор? Почему герои «новые люди»?

Лопухов и Кирсанов- «новые люди»

История Крюковой и Кирсанова ( подгл. 17) В чем разумный эгоизм Кирсанова?

Остаться или удалиться?

« Пить вино,пока оно не отравлено»

Подгл.20-21 В чем философия Кирсанова и Лопухова? Кто виновен в дружбе?

Подгл. 12 О чем теоретический разговор?

Почему герои «новые люди»?

БЕСЕДА Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.        — Как расшифровать этот сон?        — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные?        — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?        — Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?        — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?

БЕСЕДА

Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.       — Как расшифровать этот сон?       — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные?       — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?       — Как этот сон связан с сюжетом романа?

С Марьей Алексеевной?       — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?

Что делать? ---- нужно трудиться Встреча с родными " width="640"

Сон Веры Павловны – второй ( Гл. 3.подг. 3)

  • Поле- свежие колосья и чахлые всходы
  • ? О грязи
  • Реальная и фантастическая
  • ? О труде и его отрицании
  • Солнце-труд образ жизни и просвещения

Как вырастает любовь к добру?

Неудовлетворённость ---- Что делать? ---- нужно трудиться

Встреча с родными

БЕСЕДА Третий сон — чтение дневника Веры Павловны.        — Какую роль играет этот сон в сюжете?        — Как он связан с судьбой героини?

БЕСЕДА

Третий сон — чтение дневника Веры Павловны.       — Какую роль играет этот сон в сюжете?       — Как он связан с судьбой героини?

Что делать? ---- нужно быть честной! любовь к Кирсанову Почему рассказывает свой сон Лопухову? тревога в любви =\= любовь любовь =\= ложь Чтение дневника- прошлое ? За что любит Лопухова (вывел из « подвала») Любит ли? Второе « я»- нет " width="640"

Сон Веры Павловны – третий ( Гл.3.подгл. 19)

Неудовлетворённость ---- Что делать? ---- нужно быть честной!

любовь к Кирсанову Почему рассказывает свой сон Лопухову?

тревога в любви =\= любовь

любовь =\= ложь

Чтение дневника- прошлое

? За что любит Лопухова

(вывел из « подвала»)

Любит ли?

Второе « я»- нет

 Самостоятельная работа «Новые» люди»- это понятие вбирает в себя… «Разумный эгоизм» - мораль людей,…

Самостоятельная работа

«Новые» люди»- это понятие вбирает в себя…

«Разумный эгоизм» - мораль людей,…

Домашнее задание  Рахметов гл. « Особенный человек» ( ТАБЛИЦА письменно: образование, воспитание, интересы, девиз, идеалы, дальнейшая судьба)

Домашнее задание

  • Рахметов гл. « Особенный человек»

( ТАБЛИЦА письменно: образование, воспитание, интересы, девиз, идеалы, дальнейшая судьба)

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»? Эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает ни­кому зла без денежных расчетов. Эгоизм

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?

Эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает ни­кому зла без денежных расчетов.

Эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Суть его в том, что эгоизм "новых людей" подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческому интересам. «Разумный эгоизм" героев романа не имеет ничего общего с себялю­бием, своекорыстием, индивидуализмом. Чернышевский, опровергая мораль старого общества, отрицал божественное про­исхождение нравственных законов, так как оно использовалось в интересах господ­ствующих классов. Он же строил свою систему, опираясь на философский мате­риализм, а именно на антропологизм. В центре - не Бог, а человек.

Словарная работа Ригоризм – (rigorisme rigor – строгость, суровое, непреклонное соблюдение нравственных правил.  Нигилизм- ….  Что общего и в чем разница между взглядами Базарова и Рахметова?

Словарная работа

  • Ригоризм – (rigorisme rigor – строгость, суровое, непреклонное соблюдение нравственных правил.
  • Нигилизм- ….
  • Что общего и в чем разница между взглядами Базарова и Рахметова?
«Особенный человек»   Рахметов – профессиональный революционер- «соль земли», «особенный человек», посвятивший жизнь служению народу и борьбе за его права. Рахметов был обычным юношей из дворянской семьи, приехавшим в Петербург. поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Кирсановым, который познакомил героя с философскими трудами социалистов-утопистов.  Продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. Чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю Россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком.

«Особенный человек»

  Рахметов – профессиональный революционер- «соль земли», «особенный человек», посвятивший жизнь служению народу и борьбе за его права. Рахметов был обычным юношей из дворянской семьи, приехавшим в Петербург. поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Кирсановым, который познакомил героя с философскими трудами социалистов-утопистов.

Продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. Чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю Россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком.

Домашнее задание   4 сон Веры Павловны и его роль  Критика по роману  Н.Г. Чернышевского( письменно)

Домашнее задание 4 сон Веры Павловны и его роль Критика по роману Н.Г. Чернышевского( письменно)

Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны»

Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны»

Роман-утопия Революционно настроенный поэт В.В. Маяковский очень ценил «Что делать?» ( была последняя книга, которую он читал перед смертью)  «Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи,»-  Ф.М. Толстой (композитор и общественный деятель 19 века) А как считаете ВЫ?

Роман-утопия

Революционно настроенный поэт

В.В. Маяковский очень ценил «Что делать?»

( была последняя книга, которую он читал перед смертью)

«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи,»- Ф.М. Толстой

(композитор и общественный деятель

19 века) А как считаете ВЫ?

БЕСЕДА Четвертый сон — о будущем.        — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове?        — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом?        — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине?        — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?        — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?        — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее?        — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

БЕСЕДА

Четвертый сон — о будущем.       — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове?       — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом?       — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине?       — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?       — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?       — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее?       — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

Сон Веры Павловны-четвертый  Труд- швейная мастерская – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна. Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник.  Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну. В этом и заключается смысл романа «Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.

Сон Веры Павловны-четвертый

Труд- швейная мастерская – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна.

Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник.

Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну.

В этом и заключается смысл романа

«Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.

свобода других”. “ Без свободы нет счастья” Неудовлетворенность " width="640"

Любовь не может победить без революции

Равноправность – царица, которая дарит подменную свободу и определяет уровень развития общества.

Разговор с Рахметовым Равноправность и “Наше счастье невозможно без счастья

------------- свобода других”.

“ Без свободы нет счастья”

Неудовлетворенность

ВЫВОДЫ  Человек должен понять что его счастье зависит от других людей. Один он не будет счастливым.  Отрицание жалости и сострадания.  Во всем расчет и личная выгода ? О женской эмансипации  Что делать?- путь к революции

ВЫВОДЫ

  • Человек должен понять что его счастье зависит от других людей. Один он не будет счастливым.
  • Отрицание жалости и сострадания.
  • Во всем расчет и личная выгода
  • ? О женской эмансипации
  • Что делать?- путь к революции
 Сопоставим романы - утопии «Что делать?» «Мы» Человек — хозяин всего (в лучшем смысле) 1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому 2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» ( В. Маяковский.  Хорошо!) 2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение 3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное 3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

Сопоставим романы - утопии

«Что делать?»

«Мы»

  • Человек — хозяин всего

(в лучшем смысле)

1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому

2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» ( В. Маяковский.  Хорошо!)

2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение

3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное

3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

Домашнее задание Напишите сочинение-миниатюру «Можно ли построить реальную жизнь по теории?» (основывайтесь на впечатления о романе, свою читательскую практику, жизненный опыт

Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру «Можно ли построить реальную жизнь по теории?» (основывайтесь на впечатления о романе, свою читательскую практику, жизненный опыт