Тема урока: Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
Цели урока:
привлечь внимание обучающихся к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”,
формировать у школьников уровень мышления, необходимый для продуктивной жизни в обществе.
Задачи урока:
показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными качествами, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;
продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;
создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;
воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки , отзывчивость, стремление прийти на помощь, чувство любви к ближнему.
Ход урока
“…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны
всеми зависящими от нас средствами увеличивать
сумму добра в себе и кругом себя.”
Н.С.Лесков
1. Организация начала урока.
–Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «поступок»? Подберите к нему эпитеты (правильный, осознанный, выстраданный, человечный, добрый, справедливый, эгоистичный,милосердный, безответственный, жертвенный.) А теперь выберите те определения , которые относятся к понятию «нравственность».
-Когда люди оказываются в экстремальной ситуации, ситуации выбора, проявляется их сущность, то есть, те качества, которые составляют основу его личности. Каждый из нас ежедневно сталкивается с проблемой выбора: совершить тот или иной поступок.
-Скажите , от чего зависит этот выбор?(от наших желаний, принципов, движения души, т.е. уровня нашей нравственности.) Литературным персонажам тоже приходится делать выбор. Оказался перед выбором и главный герой рассказа «Человек на часах» солдат Постников.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить дальше? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Представьте себе, что вот сейчас откроется дверь и сюда войдёт солдат Постников. Какой главный вопрос вы бы ему задали? (Почему он сделал такой выбор?)
-Но поскольку Постников – литературный персонаж, нам самим придётся ответить на этот вопрос. Как вы думаете, что мы для этого должны делать?( Хорошо ориентироваться в тексте рассказа, разбираться в мотивах поступков героев, выяснить позицию автора, сформировать собственное отношение к проблемам рассказа.) Слайд 4.
2.Работа над текстом рассказа. Слово учителя.
Рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» впервые увидел свет в журнале «Русская мысль» в 1887 году и назывался «Спасение погибавшего». Впоследствии автор изменил название.
Беседа по вопросам.
-Вымышлены или реальны события, изображённые в рассказе?(гл.1) «Вымысла в наступающем рассказе нет никакого»
-Какая эпоха описана в рассказе? Слайд 5 Презентация ученицы. ( Эпоха Николая 1 Палкина , так прозвали его в народе).Сообщение ученика. При правлении Николая 1 в стране, а особенно в армии царили жестокие законы, произвол, страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность, отступление от закона или воинского устава грозило жестокое наказание: могли прогнать сквозь строй шпицрутенами, назначить каторжные работы или расстрелять.(слайд с репродукцией миниатюры «Сквозь строй шпицрутенов». Художник Гейслер, 1805г.
-Когда и где происходит действие в рассказе? Экспозиция рассказа. (гл.2.)1839г.,зима,Нева,Зимний дворец, рота Измайловского полка, дворцовый караул.)
-Найдите в тексте строки , которые дают понять читателю характер дальнейших событий?(«…событие трогательное и ужасное по своему значению для главного героического лица.)
Вывод. Ещё не приступив к повествованию о том , что случилось , Лесков дал определение событию, которое произошло в точно указанном месте.
-Какова сюжетная линия этого рассказа? (Солдат Постников услыхал, что в полынье тонет человек (завязка) ,полчаса мучается: спасать или не спасать( развитие действия), отлучился ненадолго с караульного поста, чтобы спасти утопающего (кульминация),после этого вернулся на свой пост, но был наказан за нарушение воинского Устава.(развязка).
-А теперь попробуем разобраться в мотивах поступка солдата Постникова. Что за человек солдат Постников?(гл4.1-2 абзацы зачитать»…из дворцовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный, солдат умный, исправный, с рассудком ясным).
-Найдите и прочитайте строки , характеризующие душевное состояние героя, когда он услыхал, что в полынье «заливается человек и отчаянно молит о помощи»?(приходил от криков, стонов «в оцепенение», «в ужасе оглядывался», «…стал соображать , как спасти».)
Вывод. Мы видим ,что Постников мечется, вступает в борьбу с самим собою, которая длится «получас», что человек за это время истерзался сердцем.
-А теперь попробуйте сформулировать проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти утопающего и нарушить Устав караульной службы или остаться верным воинскому долгу, но тогда оказаться причастным к гибели человека?)
-Знал ли наш герой, что за самовольное оставление поста ему грозит наказание?(Да, знал.)
-Какое событие является кульминацией рассказа ? (гл.4 «Часовой не выдержал и покинул свой пост». Постников сделал свой выбор между долгом и состраданием.)
-Как , ребята, вы понимаете выражение «нравственный выбор»? (Выбор , который мы делаем , согласуясь со своей совестью)
3.Создание проблемной ситуации: как спасти тонущего человека, не покидая поста?
Задание: записать возможные варианты ответа на вопрос.
(Подать установленный сигнал опасности, привлечь внимание прохожих криками о помощи , вызвать помощника караула и сообщить ему об опасности). Выбор оптимального варианта и его обоснование.
4.Постановка проблемного вопроса .Что же , по вашему мнению, заслужил Постников: поощрения или наказания?
Ответы ученики записывают в тетради, продолжая предложение:
Постников достоин…, потому что….
5.Заслушивание ответов учеников и обсуждение аргументов.
-Итак, часовой Постников спас человека. Можно ли утверждать, что он совершил героический поступок? ( Да. Спасая жизнь другому человеку, он не думал о собственном благополучии).
-А как отнеслось к поступку солдата воинское начальство? («Беда, ваше благородие, беда! Страшное несчастие постигло»)
-Как вы оцениваете поведение Миллера, Свиньина, Кокошина?
Миллер (капитан) боится оказаться главным виновником, потому что он является начальником караульной службы и это его солдат нарушил Устав гарнизонной и караульной службы.
Свиньин (подполковник) заботится о своей репутации строгого и требовательного начальника и мечтает о том, чтобы его портрет висел в галерее исторических лиц России.
Кокошкин ( генерал, обер-полицмейстер Петербурга ) любит наблюдать, как в глазах подчинённых при виде его появляется страх, любит казаться благородным, и , по его мнению, умеет умно и тактично решать самые щекотливые вопросы. Он боится, что если не накажет солдата Постникова достаточно строго, Свиньин может обратиться к чиновнику выше рангом, и дело дойдёт до Николая1.
Вывод. В государстве, построенном на страхе и насилии, люди перестают различать добро и зло. Человек лишается возможности поступать , как велит ему совесть, и его благополучие становится главной целью в жизни.
-Как вы понимаете фразеологизм «выйти сухим из воды»? (Благополучно выйти из неприятной ситуации).
-Кто же не сумел сухим выйти из воды? Развязка рассказа. (Постников: получил 200 розог )
Слово учителя. Каждый из персонажей рассказа считает свой поступок правильным. Все остались довольны, и, как говорит автор, Постников тоже доволен: Свиньин награждает солдата фунтом сахару и четвертью фунта чаю.
-А чем же больше всего остался доволен Постников? (гл.15. «…что не получил худшего. наказания, что его совесть чиста»)
-Каково отношение автора к происходящему? «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него… Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа».
6.Работа с дополнительным материалом. Слово учителя.
Оценивая своё творчество, Лесков писал: «Сила моего таланта в положительных типах».
А в одном из своих писем он так определил основную черту своих произведений: «Я всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно ищу и нахожу…». Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который наряду с другими произведениями вошёл в цикл «Праведники».
-Ребята, как вы понимаете , слово «праведник»? (выслушиваются версии учеников).
Определение понятия «праведник».
1.Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. ( Академический Словарь русского языка.)
2 «…во всём по закону Божьему поступающий, безгрешник». (Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.)
Вывод . Лесков называет праведниками людей, не всегда связанных с церковной жизнью, они живут обычной человеческой жизнью, но по каким-то особенным нравственным законам. Существует целый комплекс черт праведника. Вот некоторые из них
1) деятельное и самоотверженное добро – главная идея праведника, соотносимая с евангельской проповедью любви и добрых дел;
2) праведники никогда не смешивают «любовь к Отечеству» с выполнением распоряжений начальства. Норма поведения для них – независимое достойное служение своему народу, а не царю;
3) заботятся о спасении других и помощи другим и находят радость в утешении и помощи близким и дальним. Добры и скромны;
4) Ум в ладу с сердцем. Не требуют внимания к себе, не стремятся, чтобы их благородство было замечено, не ожидают наград за совершённое ими добро.
Вывод. Историк В.О.Ключевский писал: «Лесковские праведники напомнили обществу, всей России, как надобно жить».
-Для чего нужен эпиграф? (В нём заключена главная мысль).А теперь вспомним эпиграф к нашему уроку.
…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя.
-Что значит « увеличивать сумму добра»? (Добрый человек, живущий по законам совести, не может не помочь, когда слышит крик о помощи)
-Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? (Да, потому что он напоминает нам , чтобы мы оставались прежде всего людьми)
7.Физкультминутка.
8.Рефлексия. А теперь попробуйте выразить ваши мысли и чувства, которые у вас появились в течение урока, при помощи синквейна.
Темы-подсказки: человек, праведник, герой, Постников.
9.Завершение урока.
У каждого человека есть право выбора. И совершает он этот выбор в зависимости от своих нравственных принципов. Наверное, не важно , кем вы станете, важно, чтобы вы всегда оставались людьми.
10.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру, выбрав понравившуюся тему. 1. Над чем заставил меня задуматься рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах».
2)Нужны ли нам сегодня герои?
11.Комментирование оценок за урок.
Физкультминутка.
А сейчас сядьте поудобнее. Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе , как птицы. Вас пригревает ласковое солнце. Возьмитесь за руки, улыбнитесь, потянитесь к солнцу. Помните, что жизнь удивительна и прекрасна! Старайтесь в жизни быть добрыми и отзывчивыми людьми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
4