Тема: Н. Н. Носов. « Федина задача »
Тип урока: ОЗН (открытие новых знаний)
Цель урока: познакомится с произведением Н.Н. Носова «Федина задача»
Задачи урока:
-
расширить знание о детском писателе Н.Н. Носова;
-
учится правильно и выразительно читать произведение;
-
учиться анализировать произведение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: Наглядный, частично-поисковый, словесный. Педагогические технологии: ИКТ-технология, технология здоровье- сбережения, игровая технология, технология достижения прогнозируемых результатов. |
Планируемые учебные результаты:
Предметные: называть произведения Николая Николаевича Носова; прогнозировать содержание текста по заголовку и опорным словам; делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста; определять тему и главную мысль произведения, работать с текстом произведения, проводить исследование поведения героя.
Метапредметные:
познавательные: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализировать текст (под руководством учителя); выделять основную мысль произведения.
коммуникативные: участвовать в дискуссии; выражать свободно своё мнение; толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения.
регулятивные: формулировать учебные задачи урока, сохранять их на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданными задачами; высказывать свои предположения, оценивать результаты своего труда.
Личностные: выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного произведения, проявлять интерес к чтению произведений Н.Носова; усвоить главный урок, извлеченный из рассказа.
Учебное оборудование: учебник «Литературное чтение», ноутбук, проектор, раздаточный материал.
1.Организация начала урока (2 мин.)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности (5 мин.)
Цель: проверить и воспроизвести коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы и учебных задач урока.
- Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? (Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.)
- А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/
- Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора. Сейчас я буду называть названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.
-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин)
- «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)
- «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)
3.Определение темы урока. Постановка учебной задачи (5 мин.)
Цель: согласовать тему и учебные задачи урока.
- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. Поиграем в игру и узнаем , кто автор произведения, которое мы будем изучать.
Игра «Стол находок».
- Кто здесь был и что оставил?
(Учащиеся рассматривают предметы, определяют произведение. Ставим книгу на выставку.)
1.Огурцы.(«Огурцы»)
2. Нитки и иголка («Заплатка»)
3.Телефон.( «Телефон»)
4. Кастрюля («Мишкина каша»)
5. Шляпа («Живая шляпа»)
6. Замазка ( «Замазка»)
-Замечательная получилась выставка книг. А что объединяет все эти произведения? (У них один автор Н.Н.Носов)
-Сейчас мы будем работать с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».
- Какие задачи мы поставим перед собой?
На сегодняшнем уроке нам предстоит решить следующие задачи (слайд):
1.Познакомиться с биографией писателя Н. Носова.
2. Познакомиться с рассказом Н. Носова «Федина задача».
3.Объяснить значение незнакомых слов, которые встретятся нам в тексте.
4.Дать характеристику герою.
5.Определим основную мысль рассказа.
6.Ответим на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа над произведением.
(15 мин.)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для решения поставленной цели исследования.
-С биографией писателя нас познакомят ученики нашего класса.
(Выступления заранее подготовленных учеников)
Рассказ об авторе. (Слайд )
1. -Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.
2.Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем».
3. Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.
4. Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.
5. Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы .
6.Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.
7. Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.
8. Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».
9. В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.
10. Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.
11. Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.
1)Первичное восприятие текста.
На стр.164 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача"
Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками по частям.
- Понравился ли вам рассказ? (Ответы детей)
- Что особенно понравилось? (Ответы детей)
- Можно ли его считать смешным? Почему? (Ответы детей)
-А внимательно ли вы слушали рассказ? Сейчас проверим. Выполните тест в рабочих листах.
-Проверим себя. (слайд)
2)Словарная работа
В тексте нам встретились незнакомые слова. Давайте попробуем разобраться с их значением. В рабочих листах есть задание «Соедини линией». Выполняем его.
Соедини линией
задачник - удлиненный пиджак
отрегулировал - объяснил
рокочущий бас - громкий грубый голос
чурбан - чиновник
кафтан - учебник
Титулярный советник - глупый человек
растолковал - настроил.
Физкультминутка (3 мин.)
Цель: снять умственное и физическое перенапряжение.
- Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала отдохнём, а затем продолжим работать.
Как карасики плывем,
Огурцы на грядках рвем,
Кашу ложкой помешаем,
Картошкой шляпу забросаем,
Посыпем горочку песком,
Заплатку мы к штанам пришьем,
Из одеял построим дом,
Ещё раз Носова прочтем.
Всё закончились движенья,
Приступаем дальше к чтенью.
5.Закрепление знаний и способов действий. Продолжение работы над произведением. (10 мин.)
Цель: зафиксировать полученные знания.
1)Беседа по содержанию
-
Определите жанр произведения
-
Какое настроение вызвал у вас рассказ?
-
Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок
-
Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
-
Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
-
Почему Феде так и не удалось решить задачу?
-
Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать
-
Что бы вы посоветовали Феде?
-
Какие черты характера ему необходимо развивать?
-
Как автор относится к герою своего рассказа?
Посмеивается над ним?
Осуждает его?
Или помогает ему что-то понять?
-
Не случалось ли с вами подобных историй?
-
Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах)
Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.
-
Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?
2)Работа в парах:
-Нас ждет интересная работа, проявите сообразительность, творчество, внимание.
Работа в парах (по карточкам):
Провести исследование:
а) Какой номер задачи был задан Феде? (639)
б) Сколько раз начинал читать задачу Федя?(6)
в) Сколько мелодий прослушал Федя? (7)
г) В скольких песнях встречается слово "колокольчики"? (2)
Составить план рассказа:( пункты плана перепутаны, надо востановить порядок)
Возвращение домой с прогулки
Решение выполнить школьное домашнее задание по математике
Включение телевизора
Прослушивание концерта на большой громкости
Задача по математике и комментарии к музыкальному концерту
Федя идет за помощью к однокласснику Юре
3) Составить характеристику Феди:
(Федя Рыбкин-школьник. Он довольно ответственный мальчик, хотя и не всегда организованный.
Например, он сел решать домашнее задание по математике, но при этом включил телевизор и постоянно отвлекался и не мог сосредоточиться.
В результате, задача не решалась и Федя совершенно запутался.
Но всё-таки он решает довести дело до конца и идёт к своему другу, Юре Сорокину, чтобы вместе решить задачу.
Это характеризует Федю Рыбкина с хорошей стороны.)
4) Чтение и анализ пословиц.
Прочитайте пословицы и скажите:
- Какая пословица больше подходит к нашему тексту?
На доске:
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Ум хорошо, а два лучше.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
- Какой же вовод можно сделать?
Вывод: делать два дела сразу – трудно, практически невозможно!
6. Итог урока(2 мин.)
- А сейчас, подведём итог нашей работы.
- С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились?
- Кто главный герой?
- Что бы вы посоветовали Феде?
- Что полезного для себя вы взяли из рассказа?
7. Домашнее задание - творческое. (по выбору)
1.Перечитать рассказ «Федина задача».
2.Написать сочинение о Феде Рыбкине.
3. Подготовить краткий пересказ рассказа Н. Носова «Федина задача».
4.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
5.Написать отзыв о рассказе.
8.Рефлексивно-оценочный (3 мин.)
Цель: подвести итог о проделанной работе на уроке.
-Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?
- Выберите солнышко, которое отражает ваше настроение.
-В листе самооценки поставьте себе отметку за урок.
- Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Носов - детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
-Ребята, обязательно читайте рассказы Н.Носова. Они не только интересные и веселые. Они могут многому нас научить.