СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Н.Носов "Федина задача"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Н.Н.Носов "Федина задача"»

Тема: Н. Н. Носов. « Федина задача »

Тип урока: ОЗН (открытие новых знаний)

Цель урока: познакомится с произведением Н.Н. Носова «Федина задача»

Задачи урока:

  • расширить знание о детском писателе Н.Н. Носова;

  • учится правильно и выразительно читать произведение;

  • учиться анализировать произведение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: Наглядный, частично-поисковый, словесный.

Педагогические технологии: ИКТ-технология, технология здоровье- сбережения, игровая технология, технология достижения прогнозируемых результатов.

Планируемые учебные результаты:

Предметные: называть произведения Николая Николаевича Носова; прогнозировать содержание текста по заголовку и опорным словам; делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста; определять тему и главную мысль произведения,  работать с текстом произведения, проводить исследование поведения героя.

Метапредметные:

познавательные: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализировать текст (под руководством учителя); выделять основную мысль произведения.

коммуникативные: участвовать в дискуссии; выражать свободно своё мнение; толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения.

регулятивные: формулировать учебные задачи урока, сохранять их на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданными задачами; высказывать свои предположения, оценивать результаты своего труда.

Личностные: выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного произведения, проявлять интерес к чтению произведений Н.Носова; усвоить главный урок, извлеченный из рассказа.

 

Учебное оборудование: учебник «Литературное чтение», ноутбук, проектор, раздаточный материал.















































1.Организация начала урока (2 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.





2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

Цель: проверить и воспроизвести коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы и учебных задач урока.

- Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? (Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.)

- А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/

- Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора. Сейчас я буду называть названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.

-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин)

- «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)

- «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)



















3.Определение темы урока. Постановка учебной задачи (5 мин.)

Цель: согласовать тему и учебные задачи урока.

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. Поиграем в игру и узнаем , кто автор произведения, которое мы будем изучать.

Игра «Стол находок».

- Кто здесь был и что оставил?

(Учащиеся рассматривают предметы, определяют произведение. Ставим книгу на выставку.)


1.Огурцы.(«Огурцы»)

2. Нитки и иголка («Заплатка»)

3.Телефон.( «Телефон»)

4. Кастрюля («Мишкина каша»)

5. Шляпа («Живая шляпа»)

6. Замазка ( «Замазка»)


-Замечательная получилась выставка книг. А что объединяет все эти произведения? (У них один автор Н.Н.Носов)

-Сейчас мы будем работать с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».

- Какие задачи мы поставим перед собой?

На сегодняшнем уроке нам предстоит решить следующие задачи (слайд):

1.Познакомиться с биографией писателя Н. Носова.

2. Познакомиться с рассказом Н. Носова «Федина задача».

3.Объяснить значение незнакомых слов, которые встретятся нам в тексте.

4.Дать характеристику герою.

5.Определим основную мысль рассказа.

6.Ответим на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»









4. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа над произведением.

(15 мин.)

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для решения поставленной цели исследования.

-С биографией писателя нас познакомят ученики нашего класса.

(Выступления заранее подготовленных учеников)

Рассказ об авторе. (Слайд )

1. -Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

2.Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Нико­лаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся хи­мией и готовился к поступлению на химический фа­культет Политехнического института, потом пере­думал и поступил в Художественный институт, ра­ботал в кино, потом стал детским писателем».

3. Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

4. Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

5. Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы .

6.Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забав­ные рассказы.

7. Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

8. Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

9. В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

10. Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

11. Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

1)Первичное восприятие текста.


На стр.164 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача"


Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками по частям.

- Понравился ли вам рассказ? (Ответы детей)

- Что особенно понравилось? (Ответы детей)

- Можно ли его считать смешным? Почему? (Ответы детей)


-А внимательно ли вы слушали рассказ? Сейчас проверим. Выполните тест в рабочих листах.

-Проверим себя. (слайд)

2)Словарная работа

В тексте нам встретились незнакомые слова. Давайте попробуем разобраться с их значением. В рабочих листах есть задание «Соедини линией». Выполняем его.

Соедини линией

задачник - удлиненный пиджак

отрегулировал - объяснил

рокочущий бас - громкий грубый голос

чурбан - чиновник

кафтан - учебник

Титулярный советник - глупый человек

растолковал - настроил.

Физкультминутка (3 мин.)

Цель: снять умственное и физическое перенапряжение.

- Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала отдохнём, а затем продолжим работать.

Как карасики плывем,

Огурцы на грядках рвем,

Кашу ложкой помешаем,

Картошкой шляпу забросаем,

Посыпем горочку песком,

Заплатку мы к штанам пришьем,

Из одеял построим дом,

Ещё раз Носова прочтем.

Всё закончились движенья,

Приступаем дальше к чтенью.























5.Закрепление знаний и способов действий. Продолжение работы над произведением. (10 мин.)

Цель: зафиксировать полученные знания.

1)Беседа по содержанию

  1. Определите жанр произведения

  2. Какое настроение вызвал у вас рассказ?

  3. Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок

  4. Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

  5. Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

  6. Почему Феде так и не удалось решить задачу?

  7. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать

  8. Что бы вы посоветовали Феде?

  9. Какие черты  характера ему необходимо развивать?

  10. Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним?
Осуждает его?
Или помогает ему что-то понять?

  1. Не случалось ли с вами подобных историй?

  2.  Какой это рассказ сатирический или  юмористический?  (Работа в парах)

Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира –  осмеивание с оттенком негодования.

  1. Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?


2)Работа в парах:

-Нас ждет интересная работа, проявите сообразительность, творчество, внимание.

Работа в парах (по карточкам):

Провести исследование:

а) Какой номер задачи был задан Феде? (639)

б) Сколько раз начинал читать задачу Федя?(6)

в) Сколько мелодий прослушал Федя? (7)

г) В скольких песнях встречается слово "колокольчики"? (2)



Составить план рассказа:( пункты плана перепутаны, надо востановить порядок)

 Возвращение домой с прогулки

 Решение выполнить школьное домашнее задание по математике

 Включение телевизора

 Прослушивание концерта на большой громкости

 Задача по математике и комментарии к музыкальному концерту

 Федя идет за помощью к однокласснику Юре


3) Составить характеристику Феди:

(Федя Рыбкин-школьник. Он довольно ответственный мальчик, хотя и не всегда организованный.

Например, он сел решать домашнее задание по математике, но при этом включил телевизор и постоянно отвлекался и не мог сосредоточиться.

В результате, задача не решалась и Федя совершенно запутался.

Но всё-таки он решает довести дело до конца и идёт к своему другу, Юре Сорокину, чтобы вместе решить задачу.

Это характеризует Федю Рыбкина с хорошей стороны.)

4) Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы и скажите:

- Какая пословица больше подходит к нашему тексту?

На доске:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

- Какой же вовод можно сделать?

Вывод: делать два дела сразу – трудно, практически невозможно!

 


6. Итог урока(2 мин.)

- А сейчас, подведём итог нашей работы.

- С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились?

- Кто главный герой?
- Что бы вы посоветовали Феде?

- Что полезного для себя вы взяли из рассказа?



7. Домашнее задание - творческое. (по выбору)

1.Перечитать рассказ «Федина задача».

2.Написать сочинение о Феде Рыбкине.

3. Подготовить краткий пересказ рассказа Н. Носова «Федина задача».

4.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

5.Написать отзыв о рассказе.





























8.Рефлексивно-оценочный (3 мин.)

Цель: подвести итог о проделанной работе на уроке.


-Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

- Выберите солнышко, которое отражает ваше настроение.

-В листе самооценки поставьте себе отметку за урок.

- Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

-Ребята, обязательно читайте рассказы Н.Носова. Они не только интересные и веселые. Они могут многому нас научить.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!