Конспект урока чтения
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Кулакова Ирина Александровна
Тема: «Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Цель: -учить воспринимать содержание поэтического произведения.
Образовательные задачи:
-Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»; развивать умение исследовать текст, понимать его смысл.
-Формировать у учащихся навык выразительного чтения стихотворных произведений.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Коррекция слухового восприятия через чтение стихотворения по цепочке, по ролям.
-Коррекция и развитие связной устной речи посредством устных ответов на вопросы.
-Развитие навыка осмысленного чтения, коррекция грамотности и внимания посредством упражнений: «Молчанка», «Угадай-ка», «Разный шрифт».
-Коррекция пространственной ориентировки и внимания.
-Коррекция и развитие навыков самоконтроля, самооценивания.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать мотивацию к учению, любовь к поэзии.
-Учить понимать и чувствовать окружающую природу.
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, портрет Н.А.Некрасова, игрушка "солнышко", карточки с названиями весенних месяцев.
Дидактический (раздаточный) материал: карточки с коррекционными упражнениями, лучи (прищепки).
Здоровьесберегающие методики и технологии: элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: физминутка для профилактики близорукости, смена динамических поз; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания; дыхательная гимнастика.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой на урок, снятие напряженности.
- Приветствие. Давайте возьмемся за руки, ощутим теплоту рук своего товарища, подарим частичку своего тепла и пожелаем что-нибудь хорошее друг другу.
Дыхательная гимнастика.
«Каша кипит» (Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз)
«Шарик» (Учитель предлагает учащимся представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – учащиеся делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.)
Коррекционные упражнения.
- Как называется раздел, над которым работаем? («Весна идет»)
Какая общая тема объединяет прочитанные нами произведения? (Весна)
Игра «Молчанка» (направлено на расширение возможностей ребенка читать и понимать прочитанное про себя. Упражнения такого рода повышают скорость чтения, внимание, самоконтроль. Смысл заключается в поиске и произнесении ребенком только заданных слов.)
- Читайте слова молча, каждый в своем темпе, вслух произнося названия только весенних месяцев.
январь, сентябрь, октябрь, март, февраль, июль, ноябрь, апрель, август, ноябрь, май, декабрь.
(индивидуальная работа детей)
Игра «Угадайка» (направлено на повышение скорости чтения, понимания прочитанного, развитие воображения)
-Прочитайте и подумайте о ком вы прочитали. (индивидуальная работа детей)
мурлыкает, шипит, лает, мычит, чирикает.
-Скажите о ком вы прочитали (ответы детей).
Задание «Разный шрифт» (Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом направлены на расширение оперативного поля обзора глаза при чтении слова, активизации коры головного мозга, приводящей к существенному улучшению памяти и внимания ребенка).
-Прочитайте все слова.
каПЕль СОЛнце леДОхоД СНЕгоТАяНИе
(Работа детей)
- Прочитай второе слово. Последнее. Первое и третье.
- К какому времени года относятся эти слова?
Проверка домашнего задания.
- Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто автор? Что было задано на подготовку?
Пересказ рассказа «Резеда» Е.Кононенко по вопросам учителя.
- Какой подарок искал Коля для мамы? Где он его отыскал? Что садовник предложил сделать Коле за резеду? Чем Коля доказал свою любовь к маме?
(индивидуальная работа с __________________________________________)
Физминутка. Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию (по методике В.Ф.Базарного)
- Все встали. Руки на пояс. Я называю цифру. Вы смотрите на картинку, под которой находится данная цифра и запоминаете, какой весенний месяц записан:
- Закройте глаза. Какой весенний месяц под цифрой 2,3,1?
- Какая картинка лишняя? Почему?
1- АПРЕЛЬ 5-МАЙ 7 – МАРТ 2 - ДЕКАБРЬ
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему весны и познакомимся еще с одним из произведений Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы". (портрет писателя на доске). Слайд 1-2
- С какими произведениями Н.А. Некрасова вы уже знакомы? («Мужичок с ноготок», «Не ветер бушует над бором…»)
Изучение новой темы.
Подготовка к первичному чтению
а) Рассказ учителя о творчестве Н.А. Некрасова.
-Н.А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.
Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.
- Посмотрите, ребята, как хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, рек! Очень любил Н.А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.
- В произведении «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи.
- Сейчас вы услышите, что же однажды увидел, а потом описал Н.А. Некрасов.
- А чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанную поэтом ситуацию, сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана .Художник-живописец очень точно описал то время года и природные явления, которые мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Слайд 3
- Скажите, какое время года изображено? (Это весна, потому что в роще деревья сейчас без листочков, но чувствуется, что скоро они появятся.)
- Как бы вы назвали картину? (Весна. Ранняя весна. Наводнение. Река разлилась.)
- Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода».
- Как вы думаете, почему строения оказались в воде? (Их построили близко к реке. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко.)
- Народное выражение большая вода и означает широкий разлив, большое половодье. (Слово ПОЛОВОДЬЕ прочитывается вслух, ставится ударение, повторяется значение слова.)
Знакомство с текстом (чтение произведения учителем)
Проверка первичного восприятия текста
- О каком интересном случае рассказал дед Мазай?
- Кто главные герои этого произведения?
- Когда этот случай произошел?
- Кто рассказывает эту историю?
Физминутка для глаз по тренажеру В.Базарного (профилактика близорукости)
- Внимательно следим за направлением стрелок, точно повторяя глазами их траекторию.
Упражнение на дыхание "Задуй свечу"( насыщение коры головного мозга кислородом).
-Сделайте глубокий вдох и выдох. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
Работа над тестом
Инд-но____________________________________________________________
Словарная работа.
- Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.
Уточнение смысла слов: разболтался, болотистом, впятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми.
Силки- приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.
Зипун - старинная верхняя одежда крестьян, сшитая из грубого сукна.
Багор - длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Гуторить - разговаривать.
Горемыка - слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Гинут - гибнут.
Аршин - старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см).
Сажень - старинная мера длины, равная трем аршинам (2м 13 см).
Чтение стихотворения детьми цепочкой, ин-но_________________________
Анализ прочитанного.
Инд-но____________________________________________________________
- Что такое половодье?
- Почему Мазай отправился за дровами на лодке?
- Что увидел дед? Как он поступил?
- Как автор называет зайчишек?
- Как дед Мазай обращается с зайцами?
- О какой черте характера Мазая говорится?
- Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?
- С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам?
Физминутка
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись.
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись лицом ты к другу.
Правую дай руку другу.
Закрепление изученного.
Слайд 4-15 Выборочное чтение
Инд-но____________________________________________________________
Итог урока.
- Понравился ли вам дед Мазай?
– Каким вы увидели дедушку Мазая? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
- Выберите слова, характеризующие Мазая. (Добрый. Злой. Внимательный. Заботливый. Охотится на зверей. Любит животных) Слайд 16
- Какое отношение к животным пробуждает автор? (Доброе, заботливое отношение, как у деда Мазая. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.)
- Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.
Домашнее задание:
Дифференцированно: 1,2 группа - приготовится к выразительному чтению, 3 группа – выразительное чтение стр. 217, инд-но________________________
Рефлексия.
- Весна идет! И все ей рады! Пусть сегодня и в нашем классе засветит яркое весеннее солнышко. Если у вас хорошее настроение и вам понравился урок, то выбирайте лучик желтого или красного цветов, какой кому нравится. Если вам грустно, вас что-то расстроило, то синего цвета.