СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н-НН в прилагательных и причастиях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке изучаются и закрепляются несколько разделов языкознания: морфология, морфемика, синтаксис и орфография. Этот урок можно рассматривать как эпат подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Н-НН в прилагательных и причастиях»

Тема: Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных.

Цели:

образовательная: обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;

-закрепление сведений об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных;

-выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

-повторение сведений о причастном обороте, обособлении причастных оборотов.

развивающая:

- способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;

воспитательная:

- способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Повторить правила написания Н и НН в прилагательных

- От каких частей могут быть образованы прилагательные? ( от имен существительных)

- Когда пишется одна -Н- в отыменных прилагательных?

- В каких случаях пишется -НН- в отыменных прилагательных?

- Сколько -Н – пишется в краткой форме прилагательных?


3. Цифровой диктант. Цифрой 1 обозначаем прилагательные , в которых пишется одна буква Н, цифрой 2 обозначьте прилагательные, в которых пишется две буквы Н: багря…ый закат , ветре…ая погода, тума…ое утро румя…ые щеки,  бесчисле…ое   множество , сви…ая туша,  вещь це…а, оловя…ый солдатик  ,   воробьи…ые бои,  чугу…ая ограда, клюкве…ое варенье ,   кожа…ое пальто,   безветре…ый день.

Результат:1121212212212

                                                                                                           

4.Повторение знаний об отглагольных прилагательных .

Фронтальная беседа:

-Какой вид прилагательных не был включен в диктовку? (отглагольные)

-А как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

-Когда пишется –Н- в отглагольных прилагательных?

А) –Н- пишется в суффиксах отглагольных прилагательных, образованных от форм несовершенного вида :

Ходить – хоженый

Носит – ношены

Звать – званый

Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный;

Б) в составе сложных слов:

гладкокрашеный, домотканый, малоношеный

- Когда пишется –НН- в отглагольных прилагательных?

А) в суффиксах отглагольных прилагательных, образованных от форм совершенного вида:

Поносить – поношенный

Растерять- растерянный

Исключения: названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)

Б) в отглагольных прилагательных с суффиксами –ованн- (ёванн),- ированный:

Рисковать –рискованный

Циклевать – циклеванный

Мариновать- маринованный

Исключение: в прилагательных кованый, жёваный пишется одна буква –н-

Внимание: в сочетаниях «глаженые-переглаженые брюки», «латаная-перелатаная шуба», «ношеный-переношеный костюм». «штопаные-перештопаные носки»;

5. Всегда ли в причастиях пишется –НН-?( в полных причастиях всегда –НН-,

краткие причастия - Н-):

переписать - переписанный - переписан

расстрелять- расстрелянный – расстрелян

нарисовать- нарисованный - нарисован


- Мы с вами вспомнили правописание –Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.



6. А сейчас небольшая самостоятельная работа. 



1.  В каком ряду  во всех словах на месте пропуска пишется Н?

1.ути..ая походка, ошибка исправле..а, высуше..ое белье

2.суше..ый среднеазиатский чернослив, нефтя..ая скважина, предоставле..ая работа

3.ледя..ой взгляд, глаже..ый светлый пиджак, скоше..ая трава

4.чище..ая рязанская картошка, жестя..ая труба, сделка заключе..а


2.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется  Н?

1.ледя..ая дорожка, вкусные жаре..ые семечки, заплете..ые косички

2.ледя..ая корка, багря..ый закат, глаже.. ая скатерть

3.сделка заключе..а, рва..ая белая рубашка, сформулирова..ое правило

4.глиня..ый горшок, балова..ый ребенок, вещь прода..а


3.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН? 

1.краше..ый высокий забор, руки ухоже..ы, крепле..ое виноградное вино

2.демобилизова..ый офицер,  подкова..ая лошадб, клюкве..ый сироп

3.пастеризова..ое молоко, некоше..ый зеленый луг, девушка влюбле..а

4.избалова..ый подросток, стилизова..ое произведение,  ветря..ой двигатель      


4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?       

1.штампова..ая  продукция,  прочита..ые статьи,  реше..ый вопрос    

2.маринова..ые  яблоки, ране..ый молодой солдат, охрана усиле..а

3.вкусная вяле..ая рыба, кипяче..ое коровье молоко, ядро раздробле..о

4.обоснова..ое  выступление, заявле..ая позиция, овся..ое печенье


5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

1.необоснова..ый вывод, доставле..ые вовремя газеты, документы подписа..ы,

2.разочарова..ый путник, организацио..ые вопросы, кипяче..ое козье молоко

3.бракова..ый товар, тренирова..ый юноша, скоше..ая вовремя трава

4.патентова..ые изделия, автоматизирова..ый дезодорант, водя..ая баня

7.Работа с текстом. Лермонтовский Кавказ

Вдохновен..о воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал об..тован..й землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не)возможно представить себе этот чудесный край (не)думая о Лермонтове. Где бы вы (н..) были в походе или на отдыхе в диких ущел..ях на горных тропинках в Грузи.. или Дагестане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными пейзажами в..личествен..ной красотой Кавказа вы (не)вольно подумаете о том что когда-то уже познакомились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта… На всем Кавказе из..е..жен..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографии поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли.

Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорск

это частица жизни поэта (на) веки запечатлён..ая в старин..ых домах и памятниках и в с..неющих горах и в прозрачной лазур.. неба…



Задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания.

2. Выписать слова с орфограммой «–Н- ,–НН- в прилагательных и причастиях» и произведите их морфемный разбор..

3.Выпишете из текста предложения с причастными и деепричастными оборотами и произведите их синтаксический разбор.

8. Рефлексия. Закрепление теоретического материала.



9.Домашнее задание. Учебник ГрековаВыполнить задания к тексту,

выполнить задание № 22: вариант 1-5, сборник И.П. Цыбулько,





Литература:

1. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. Учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. -5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 368 с.

2. Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. / Д.Э.Розенталь – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 1008 с.

3.

Ссылки:

  1. http://www.myshared.ru/slide/1116880

  2. http://gigabaza.ru/doc/165005.html





Пояснительная записка

На данном этапе изучения причастий обучающиеся знают, что причастия, имеющие приставки и /или зависимые слова, пишутся с удвоенной Н.  

Трудности освоения правила «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях» связаны с разграничением отглагольных прилагательных и причастий, во-первых, и с различением отглагольных и отымённых прилагательных (правила разные, о чём дети забывают), во-вторых.

На данном уроке совершенствуются имеющиеся знания и умения, даётся новый материал (различение причастий и отглагольных прилагательных), повторяется правописание отымённых прилагательных.

В приложении к уроку дается теоретический материал и правописание слов- исключений.