Литературное чтение 3 класс. УМК «Школа России» Н.Н.Носов «Федина задача» Тип урока: Открытие новых знаний. Цель: создание условий для формирования умения определять тему и главную мысль произведения. Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Н. Н. Носова «Федина задача»; способствовать формированию представлений о понятиях сатира и юмор; способствовать совершенствованию техники чтения, умению высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, самостоятельной аналитической работы, нацеленной на решение поставленных вопросов, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать стремлению соблюдать правила при выполнении домашней работы. Планируемые результаты: предметные: познакомятся с произведением автора, получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев, выделять главную мысль произведения, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать позицию автора, его отношение к героям, подтверждать словами из текста; определять характер смешного в произведении Н.Н.Носова; метапредметные: познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст, выделяя основную мысль произведения и нравственный урок; умеют извлекать информацию из иллюстраций; регулятивные: формулируют учебные задачи урока; осуществляют прогноз деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу, оценивают деятельность свою и товарища; коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, составляют монологические высказывания, умеют донести свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, умеют работать в группе; личностные: проявляют интерес к чтению произведений Н.Н.Носова; усваивают урок, извлечённый из рассказа. Технология: продуктивного чтения. Приёмы: чтение с пометками, чтение с остановками. Методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, ИКТ. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Образовательные ресурсы: Презентация. Приложение: составление плана, памятки выполнения д/з; рефлексивная мишень. |
Этап урока СЛАЙД | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
Организация начала урока Создание ситуации успеха. Концентрация внимания. | Я желаю вам интересной и активной работы. Название раздела. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. - Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословиц. | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места |
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ Цель –развитие умения предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов).Вызвать желание прочитать произведение, создание мотивации. Познавательные– соотносить автора и название произведения. Регулятивные– самостоятельно формулировать задачи урока. Личностные – проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова. |
СЛАЙД 1 Актуализация знаний СЛАЙД 2 | - Какая пословица подходит к данной иллюстрации? За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Объяснение смысла. -А какой писатель расскажет об этом историю, вы узнаете сами, вспомнив героев его произведений. его герои: Коротышки из цветочного города Автор говорил: «Сочинять для детей – наилучшая работа». - Почему стал детским писателем? -Какие произведения этого автора вы читали? В каких жанрах писал? И сегодня Носов приготовил для вас интересную историю. | Отвечают на вопросы учителя. Объясняют смысл пословицы. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Владеют литературовед ческими понятиями Отличают новое от уже известного с помощью учителя. |
СЛАЙД 3 прогнозирование содержания, тематической направленности текста | -Посмотрите на иллюстрацию. Предположите, о чём пойдёт речь в этом произведении? - Прочитайте название. - Что может произойти в истории с таким названием? -Какие ассоциации возникают при слове ЗАДАЧА? - Только ли на математике можно решать задачи? А в жизни? Подтвердятся ли наши предположения, об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Рассуждают о содержании произведения. | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрации. |
Постановка учебных задач СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 | - Определим задачи урока: 1. Познакомимся с произведением … 2. Будем развивать свою … 3. Проанализируем поступки героев … 4. Будем учиться определять главную … 5. Проведём диалог с … 6. Будем высказывать свою … - Какие произведения писал Носов? ВЕСЁЛЫЕ Весёлые истории вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Смех может быть добрым и злым. - Может ли смех воспитывать? Носов мог рассказать о важномв жизни весело и шутливо. - ЮМОР веселит. (добродушное изображение чего-то в смешном, комическом виде). - САТИРА заставляет задуматься над недостатками.(высмеивание недостатков человека с недовольством, осуждением) ТОНКАЯ ГРАНЬ между понятиями - Прочитав произведение, вы сможете решить – оно юмористическое или сатирическое. | Высказывают свое мнение. Определяют задачи урока. | Строят речевое высказывание. Принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. |
Первичное чтение Текста С.164 Чтение с остановками (вдумчивое чтение – диалог с автором) Чтение с пометками | -Отмечайте непонятные слова. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ и хорошо читающими учениками). НИКТО НЕ БУДЕТ МЕШАТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ -Что можно сказать о Феде? Каким мы его себе представили? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам) ВЕСЕЛЕЙ БУДЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ - Что может произойти дальше? - В чём Федина ошибка? ПЛОХАЯ ПЕСНЯ - Почему решил, что песня плохая? (не сказано, как портной справился с задачей) КТО ТАКОЙ ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК предположите сами (посмотрите в словаре) ПРИНЯЛСЯ ЧИТАТЬ ЗАДАЧУ ДАЛЬШЕ. -Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио) ПРИСУКИВАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ В ТАКТ -Что сейчас можно сказать о Феде? (невнимательный, отвлекается, рассеянный) - Есть ли у Феди чувство юмора? ДА ЭТО НЕ ТА ЗАДАЧА - Почему стал читать не ту задачу? (часто отвлекается) - К чему приводит такое отношение ученика к своей домашней работе? - К какому жанру относится это произведение? (рассказ –небольшой объём и сюжет, мало героев) | Делятся своими впечатлениями (эмоциональная реакция на текст). Высказывают своё мнение. Включаются в диалог с автором. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. | Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание.Полно и точно выражают свои мысли и чувства. Осуществляют анализ произведения. |
Словарная работа (толкование в контексте) СЛАЙД 6 | – Смысл каких слов вам остался непонятен? Рокочущим басом – низким мужским голосом Блоха Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. Борзая – быстрая | Определяют совместно с учителем толкование слов. | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
Перечитывание текста | -Над кем вы смеялись? … А может над собой? - Могла такая ситуация произойти на самом деле или это придумал автор? - Почему я вам предложила вначале урока Пословицу именно про зайцев? - С чем сравниваются ЗАЙЦЫ? (разные дела) - Было ли вам жалко Федю? - Долго ли мальчик решал задачу? -Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним?Осуждает его?Или помогает ему что-то понять? (Автору Федя нравится, он не высказывает своё отношение открыто, мы только догадываемся об этом) | Высказывают свое мнение. Формулируют свои вопросы, отвечают. Нахождение авторских подсказок. | Делают выводы.Извлекают информацию из иллюстраций. Осуществляют логические действия. Формирование собственного отношения к героям. |
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ СЛАЙДЫ 7,8.9 | - Подберите к иллюстрациям предложения из текста. | Поиск информации в тексте. |
Проблемный вопрос | - Подтвердились наши ассоциации к слову ЗАДАЧА? -КАКУЮ ЗАДАЧУ ДЛЯ СЕБЯ ДОЛЖЕН РЕШИТЬ МАЛЬЧИК? (научиться создавать условия для выполнения домашнего задания) | Выявление совпадений первоначальных предположений с окончательными выводами. | Строят монологические высказывания. Делают выводы. |
Идея произведения беседа по тексту СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 | - Чему учит эта история? -В чём Федина ошибка? (не умеет сосредоточиться на чём-то важном) -Что нужно для того, чтобы решить задачу, выполнить любое задание? (Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление) - Предположите, как в следующий раз Федя сядет за уроки?- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, ИЗБАВЛЯЛИСЬ от них). - Какой это рассказ сатирический или юмористический? ДОБРАЯ САТИРА (т.к. о детях) Эта Федина черта не приносит вреда другим. | Выделяют главную мысль произведения.Находят подтекст. | Полно и точно выражают свои мысли. Делают выводы. |
Знакомство с писателем СЛАЙД 12 | Этому рассказу очень много лет, он написан 1940 году (первоначально «слушал по радио»). - А первый рассказ Носова напечатали в журнале «Мурзилка» - «Затейники» в 1938г. - Читали ли рассказы Носова ваши бабушки/дедушки, родители? - Почему рассказы Носова не стареют и интересны вам так же, как и родителям в детстве? Все герои Носова добрые. Он говорил о своём творчестве: «Писателя не станут читать, если он не будет говорить людям правду. Но не всякую правду приятно слушать, нужно смягчить шуткой. Получается смешно и полезно». -Каждый рассказ Носова заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться.«Преодолевая трудности, мы учимся чему-либо».Книги автора переведены на разные языки мира. | Беседа о личности писателя. Ответы на вопросы учителя. | Анализ личности писателя. Корректировка первоначальных представлений о писателе. |
Работа с заглавием ТЕСТ | - Так о чем же этот рассказ? - Подтвердились наши предположения о содержании рассказа? Тест « Проверь себя»1. Почему Федя включил телевизор?А) там была интересная программа В) захотел отдохнуть перед телевизоромС) чтобы веселей делать уроки2. Откуда пришёл главный герой?А) из школы В) с катка С) из магазина3. Сколько раз прочитал Федя задачу?А) 6 раз В) 8 раз С) 4 раза4. О чем важном хотел рассказать автор. А) о любви Феди к концертамВ) о том, как надо готовить урокиС) о дружбе Феди и Юры Сорокина5. Какова главная мысль рассказа? А) Бесполезно делать сразу два дела.В) В трудную минуту на помощь всегда придет друг.С) Задача легче решается, если никого нет дома. | Высказывают свое мнение. Определение степени понимания текста его идеи в ходе самостоятельной работы. | Обсуждение смысла заглавия. Определение характера заглавия(тема/главная мысль). Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. |
Творческое задание Работа с пословицами СЛАЙД 13 | - Какие пословицы подходят к этому рассказу? | Объясняют смысл пословиц. | Полно и точно выражают свои мысли. |
Итог урока. Рефлексия СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 | -Выполнили мы задачи, которые поставили в начале урока? - Что дал вам этот урок для жизни? В каких ситуациях пригодится? Оцени свою работу на уроке РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ Ребята, читайте книги Н.Носова! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. | Владеют навыками самоанализа. |
Домашнее задание СЛАЙД 16 | Пересказ от 1 лица (Феди). | | |