СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Носов. Федина задача.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с рассказом Н. Н. Носова «Федина задача» в интересной форме.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия-мишень»



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Литературное чтение 3 класс. УМК «Школа России»

Н.Н.Носов «Федина задача»


Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: создание условий для формирования умения определять тему и главную мысль произведения.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Н. Н. Носова «Федина задача»; способствовать формированию представлений о понятиях сатира и юмор; способствовать совершенствованию техники чтения, умению высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, самостоятельной аналитической работы, нацеленной на решение поставленных вопросов, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать стремлению соблюдать правила при выполнении домашней работы.

Планируемые результаты:

предметные: познакомятся с произведением автора, получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев, выделять главную мысль произведения, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать позицию автора, его отношение к героям, подтверждать словами из текста; определять характер смешного в произведении Н.Н.Носова;

метапредметные: познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст, выделяя основную мысль произведения и нравственный урок; умеют извлекать информацию из иллюстраций; регулятивные: формулируют учебные задачи урока; осуществляют прогноз деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу, оценивают деятельность свою и товарища; коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, составляют монологические высказывания, умеют донести свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, умеют работать в группе;

личностные: проявляют интерес к чтению произведений Н.Н.Носова; усваивают урок, извлечённый из рассказа.

Технология: продуктивного чтения. Приёмы: чтение с пометками, чтение с остановками.


Методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Образовательные ресурсы: Презентация. Приложение: составление плана, памятки выполнения д/з; рефлексивная мишень.

Этап урока

СЛАЙД

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

Организация начала урока Создание ситуации успеха. Концентрация внимания.

Я желаю вам интересной и активной работы.

Название раздела. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословиц.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места

РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ

Цель –развитие умения предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов).Вызвать желание прочитать произведение, создание мотивации.

Познавательные– соотносить автора и название произведения.

Регулятивные– самостоятельно формулировать задачи урока.

Личностные – проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова.


СЛАЙД 1


Актуализация знаний

СЛАЙД 2



- Какая пословица подходит к данной иллюстрации?

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Объяснение смысла.

-А какой писатель расскажет об этом историю, вы узнаете сами, вспомнив героев его произведений. его герои: Коротышки из цветочного города

Автор говорил: «Сочинять для детей – наилучшая работа».

- Почему стал детским писателем?

-Какие произведения этого автора вы читали? В каких жанрах писал?

И сегодня Носов приготовил для вас интересную историю.


Отвечают на вопросы учителя. Объясняют смысл пословицы. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.



Владеют литературовед

ческими понятиями

Отличают новое от уже известного с помощью учителя.


СЛАЙД 3 прогнозирование содержания, тематической направленности текста

-Посмотрите на иллюстрацию. Предположите, о чём пойдёт речь в этом произведении?

- Прочитайте название.

- Что может произойти в истории с таким названием?

-Какие ассоциации возникают при слове ЗАДАЧА?

- Только ли на математике можно решать задачи? А в жизни?

Подтвердятся ли наши предположения, об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Рассуждают о содержании произведения.


Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрации.

Постановка учебных задач

СЛАЙД 4










СЛАЙД 5

- Определим задачи урока:

1. Познакомимся с произведением …
2. Будем развивать свою …
3. Проанализируем поступки героев …
4.
Будем учиться определять главную …
5. Проведём диалог с …

6. Будем высказывать свою …

- Какие произведения писал Носов? ВЕСЁЛЫЕ

Весёлые истории вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Смех может быть добрым и злым.

- Может ли смех воспитывать?

Носов мог рассказать о важномв жизни весело и шутливо.

- ЮМОР веселит. (добродушное изображение чего-то в смешном, комическом виде).

- САТИРА заставляет задуматься над недостатками.(высмеивание недостатков человека с недовольством, осуждением) ТОНКАЯ ГРАНЬ между понятиями

- Прочитав произведение, вы сможете решить – оно юмористическое или сатирическое.

Высказывают свое мнение.

Определяют задачи урока.

Строят речевое высказывание.

Принимают и сохраняют задачи учебной деятельности.

Первичное чтение

Текста С.164


Чтение с остановками (вдумчивое чтение – диалог с автором)


Чтение с пометками


















-Отмечайте непонятные слова. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ и хорошо читающими учениками).

НИКТО НЕ БУДЕТ МЕШАТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ

-Что можно сказать о Феде? Каким мы его себе представили? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам)


ВЕСЕЛЕЙ БУДЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ

- Что может произойти дальше?

- В чём Федина ошибка?


ПЛОХАЯ ПЕСНЯ

- Почему решил, что песня плохая? (не сказано, как портной справился с задачей)


КТО ТАКОЙ ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК предположите сами (посмотрите в словаре)

ПРИНЯЛСЯ ЧИТАТЬ ЗАДАЧУ ДАЛЬШЕ.

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)


ПРИСУКИВАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ В ТАКТ

-Что сейчас можно сказать о Феде? (невнимательный, отвлекается, рассеянный)

- Есть ли у Феди чувство юмора?


ДА ЭТО НЕ ТА ЗАДАЧА

- Почему стал читать не ту задачу? (часто отвлекается)

- К чему приводит такое отношение ученика к своей домашней работе?

- К какому жанру относится это произведение? (рассказ –небольшой объём и сюжет, мало героев)

Делятся своими впечатлениями (эмоциональная реакция на текст).

Высказывают своё мнение.

Включаются в диалог с автором.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения.



Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание.Полно и точно выражают свои мысли и чувства.

Осуществляют анализ произведения.

Словарная работа (толкование в контексте)

СЛАЙД 6

– Смысл каких слов вам остался непонятен?

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Блоха

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая – быстрая

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Перечитывание текста



-Над кем вы смеялись? … А может над собой?

- Могла такая ситуация произойти на самом деле или это придумал автор?

- Почему я вам предложила вначале урока Пословицу именно про зайцев?

- С чем сравниваются ЗАЙЦЫ? (разные дела)

- Было ли вам жалко Федю?

- Долго ли мальчик решал задачу?

-Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним?Осуждает его?Или помогает ему что-то понять? (Автору Федя нравится, он не высказывает своё отношение открыто, мы только догадываемся об этом)

Высказывают свое мнение. Формулируют свои вопросы, отвечают.

Нахождение авторских подсказок.


Делают выводы.Извлекают информацию из иллюстраций. Осуществляют логические действия.

Формирование собственного отношения к героям.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ СЛАЙДЫ 7,8.9


- Подберите к иллюстрациям предложения из текста.

Поиск информации в тексте.

Проблемный вопрос



- Подтвердились наши ассоциации к слову ЗАДАЧА?

-КАКУЮ ЗАДАЧУ ДЛЯ СЕБЯ ДОЛЖЕН РЕШИТЬ МАЛЬЧИК?

(научиться создавать условия для выполнения домашнего задания)


Выявление совпадений первоначальных предположений с окончательными выводами.

Строят монологические высказывания. Делают выводы.

Идея произведения

беседа по тексту

СЛАЙД 10





СЛАЙД 11


- Чему учит эта история?

-В чём Федина ошибка? (не умеет сосредоточиться на чём-то важном)

-Что нужно для того, чтобы решить задачу, выполнить любое задание?

(Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление)

- Предположите, как в следующий раз Федя сядет за уроки?- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, ИЗБАВЛЯЛИСЬ от них).

-  Какой это рассказ сатирический или юмористический?  ДОБРАЯ САТИРА (т.к. о детях) Эта Федина черта не приносит вреда другим.

Выделяют главную мысль произведения.Находят подтекст.

Полно и точно выражают свои мысли.

Делают выводы.







Знакомство с писателем

СЛАЙД 12






Этому рассказу очень много лет, он написан 1940 году (первоначально «слушал по радио»). - А первый рассказ Носова напечатали в журнале «Мурзилка» - «Затейники» в 1938г.

- Читали ли рассказы Носова ваши бабушки/дедушки, родители? - Почему рассказы Носова не стареют и интересны вам так же, как и родителям в детстве?

Все герои Носова добрые. Он говорил о своём творчестве: «Писателя не станут читать, если он не будет говорить людям правду. Но не всякую правду приятно слушать, нужно смягчить шуткой. Получается смешно и полезно».

-Каждый рассказ Носова заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться.«Преодолевая трудности, мы учимся чему-либо».Книги автора переведены на разные языки мира.


Беседа о личности писателя. Ответы на вопросы учителя.


Анализ личности писателя. Корректировка первоначальных представлений о писателе.

Работа с заглавием


ТЕСТ




- Так о чем же этот рассказ?

- Подтвердились наши предположения о содержании рассказа?

Тест « Проверь себя»1. Почему Федя включил телевизор?А) там была интересная программа В) захотел отдохнуть перед телевизоромС) чтобы веселей делать уроки2. Откуда пришёл главный герой?А) из школы В) с катка С) из магазина3. Сколько раз прочитал Федя задачу?А) 6 раз В) 8 раз С) 4 раза4. О чем важном хотел рассказать автор. А) о любви Феди к концертамВ) о том, как надо готовить урокиС) о дружбе Феди и Юры Сорокина5. Какова главная мысль рассказа? А) Бесполезно делать сразу два дела.В) В трудную минуту на помощь всегда придет друг.С) Задача легче решается, если никого нет дома.

Высказывают свое мнение.



Определение степени понимания текста его идеи в ходе самостоятельной работы.




Обсуждение смысла заглавия. Определение характера заглавия(тема/главная мысль).

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.

Творческое задание

Работа с пословицами СЛАЙД 13

- Какие пословицы подходят к этому рассказу?

Объясняют смысл пословиц.

Полно и точно выражают свои мысли.

Итог урока. Рефлексия


СЛАЙД 14


СЛАЙД 15

-Выполнили мы задачи, которые поставили в начале урока? - Что дал вам этот урок для жизни? В каких ситуациях пригодится?

Оцени свою работу на уроке РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ

Ребята, читайте книги Н.Носова!

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Владеют навыками самоанализа.

Домашнее

задание

СЛАЙД 16


Пересказ от 1 лица (Феди).








Просмотр содержимого документа
«Характеристика Феди»

Подчеркни положительные черты мальчика

красным карандашом,

отрицательные – синим карандашом.

Какие черты остались?

самостоятельный

невнимательный

весёлый

ленивый

внимательный

глупый

злой

рассеянный

старательный добрый




Просмотр содержимого презентации
«Н.Носов Федина задача»

За двумя зайцами погонишься –  ни одного не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

1908 – 1976 Николай Носов

1908 – 1976

Николай Носов

« Сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний (…).Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением». Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки.

« Сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний (…).Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением».

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки.

Николай Носов  Федина задача

Николай Носов Федина задача

Задачи урока: 1. Познакомимся с произведением …  2.  Будем развивать свою …  3.  Проанализируем поступки …  4.  Будем учиться определять главную …  5. Будем высказывать свою ... 6.  Проведём диалог с …

Задачи урока:

1. Познакомимся с произведением … 2. Будем развивать свою … 3. Проанализируем поступки … 4. Будем учиться определять главную … 5. Будем высказывать свою ...

6. Проведём диалог с …

Юмор  – добродушное изображение чего-то в смешном, комическом виде.   Сатира – высмеивание недостатков человека с недовольством, осуждением.  ? юмористическое сатирическое

Юмор – добродушное изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира высмеивание недостатков человека с недовольством, осуждением.

?

юмористическое

сатирическое

Словарная работа Сшил блохе кафтан Титулярный советник

Словарная работа

Сшил блохе кафтан

Титулярный советник

Вместо диктора на экране появился певец в чёрном костюме  и запел рокочущим басом.

Вместо диктора на экране появился певец в чёрном костюме и запел рокочущим басом.

Хоть из дому беги, с ума можно сойти! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял!

Хоть из дому беги, с ума можно сойти!

Прямо наказание какое-то! Двадцать раз

прочитал задачу – и ничего не понял!

Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил телевизор  и пошёл к своему другу…

Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошёл к своему другу…

Идея произведения Какую задачу должен решить мальчик?  Нельзя отвлекаться во время выполнения домашнего задания!

Идея произведения

Какую задачу должен решить мальчик?

Нельзя отвлекаться во время выполнения домашнего задания!

Юмор  – добродушное изображение чего-то в смешном, комическом виде.   Сатира  – высмеивание недостатков человека с недовольством, осуждением.  ? юмористическое сатирическое

Юмор – добродушное изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира высмеивание недостатков человека с недовольством, осуждением.

?

юмористическое

сатирическое

«Преодолевая трудности  мы учимся чему-либо» 1938г. 1940г.

«Преодолевая трудности мы учимся чему-либо»

1938г.

1940г.

Пословицы и поговорки  * Не спеши языком, спеши делом.  * Всему своё время.  * Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.  * За много дел не берись, а в одном отличись.

Пословицы и поговорки

* Не спеши языком, спеши делом.

* Всему своё время.

* Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

* За много дел не берись, а в одном отличись.

Оцени свою работу на уроке

Оцени свою работу на уроке

Домашнее задание :   Пересказ от 1 лица(Феди).

Домашнее задание :

Пересказ от 1 лица(Феди).

Ребята, читайте книги Носова!

Ребята, читайте книги Носова!

Источники информации https:// ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bf2/00024259-7c6047b2/2/img1.jpg  http :// vashechudo.ru/images/photos/medium/article923.jpg https:// i3.stat01.com/1/9310/93099708/075a3e/20180330104004-jpg.jpg http:// www.cult-and-art.net/uploads/posts_meta/albums/37681_album-hezs4ntr5tfnny3yd952.jpg http:// rasskajem.ru/wp-content/uploads/2012/06/Nosov-Nikolay-Nikolaevich.jpg https:// ds03.infourok.ru/uploads/ex/01e3/00055912-04122a5c/img1.jpg https:// static.raritetus.ru/storage/lots/hermes/82/80/84476982.jpg http:// static.newauction.ru/offer_images/2015/08/12/12/big/M/MAjkBAE7cts/nosov_fedina_zadacha_khud_valk_1979.jpg http:// www.vnikitskom.ru/antique/images/lots-new/92/cache/87-321-3538-9-W1284081_m_600x600.jpg https:// ds04.infourok.ru/uploads/ex/0965/000a2f0c-5be55964/img11.jpg https:// ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d5b/00026ad2-40cef1b2/hello_html_157bac80.png http:// mirror6.ru.indbooks.in/wp-content/uploads/2016/0159345/i_034.png http:// fenixclub.com/uploads/134515/img-291031-f2d94d0ce8.jpg http:// 5literatura.net/datas/literatura/Kratko-o-Leskove/0011-011-Illjustratsii-k-Levshe.jpg http:// bookscafe.net/books/175/175014/cover.jpg https:// knigirossii.ru/pictures/5/72/3409083_sbig1.jpg http:// www.ruskniga.com/media/catalog/product/1/3/137055.jpg https://i.ytimg.com/vi/Rtdow8phKYM/hqdefault.jpg https://i.ytimg.com/vi/QZkNhJAs26I/hqdefault.jpg https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/11/s_587603189dd83/img7.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/105b/0000ac9a-fd8228f4/img9.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c2e/000dc7cd-3486f0b3/img8.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0dcd/00002154-e34daf34/640/img15.jpg http:// images.myshared.ru/6/531358/slide_5.jpg

Источники информации

  • https:// ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bf2/00024259-7c6047b2/2/img1.jpg
  • http :// vashechudo.ru/images/photos/medium/article923.jpg
  • https:// i3.stat01.com/1/9310/93099708/075a3e/20180330104004-jpg.jpg
  • http:// www.cult-and-art.net/uploads/posts_meta/albums/37681_album-hezs4ntr5tfnny3yd952.jpg
  • http:// rasskajem.ru/wp-content/uploads/2012/06/Nosov-Nikolay-Nikolaevich.jpg
  • https:// ds03.infourok.ru/uploads/ex/01e3/00055912-04122a5c/img1.jpg
  • https:// static.raritetus.ru/storage/lots/hermes/82/80/84476982.jpg
  • http:// static.newauction.ru/offer_images/2015/08/12/12/big/M/MAjkBAE7cts/nosov_fedina_zadacha_khud_valk_1979.jpg
  • http:// www.vnikitskom.ru/antique/images/lots-new/92/cache/87-321-3538-9-W1284081_m_600x600.jpg
  • https:// ds04.infourok.ru/uploads/ex/0965/000a2f0c-5be55964/img11.jpg
  • https:// ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d5b/00026ad2-40cef1b2/hello_html_157bac80.png
  • http:// mirror6.ru.indbooks.in/wp-content/uploads/2016/0159345/i_034.png
  • http:// fenixclub.com/uploads/134515/img-291031-f2d94d0ce8.jpg
  • http:// 5literatura.net/datas/literatura/Kratko-o-Leskove/0011-011-Illjustratsii-k-Levshe.jpg
  • http:// bookscafe.net/books/175/175014/cover.jpg
  • https:// knigirossii.ru/pictures/5/72/3409083_sbig1.jpg
  • http:// www.ruskniga.com/media/catalog/product/1/3/137055.jpg
  • https://i.ytimg.com/vi/Rtdow8phKYM/hqdefault.jpg
  • https://i.ytimg.com/vi/QZkNhJAs26I/hqdefault.jpg
  • https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/11/s_587603189dd83/img7.jpg
  • https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/105b/0000ac9a-fd8228f4/img9.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c2e/000dc7cd-3486f0b3/img8.jpg
  • https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0dcd/00002154-e34daf34/640/img15.jpg
  • http:// images.myshared.ru/6/531358/slide_5.jpg

Памятка « Садимся за уроки » 1. Садись за уроки в одно и то же время!  Соблюдай режим дня ! 2. Проветри комнату до начала занятий ! 3. Убери со стола все посторонние предметы ! 4. Выполняй уроки в тишине ! 5. Внимательно прочитай задание в дневнике ! 6. Начинай выполнять уроки с более лёгких ! 7. Время выполнения заданий не более 1 часа 30 минут!

Памятка « Садимся за уроки »

1. Садись за уроки в одно и то же время!

Соблюдай режим дня !

2. Проветри комнату до начала занятий !

3. Убери со стола все посторонние предметы !

4. Выполняй уроки в тишине !

5. Внимательно прочитай задание в дневнике !

6. Начинай выполнять уроки с более лёгких !

7. Время выполнения заданий не более 1 часа 30 минут!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!