Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков. "Левша". Жанр. Герои. Тема. Идея.»
Николай Семенович Лесков (1831-1895)
Жизнь Лескова.
- Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым . Детские годы его прошли на Орловщине , в небольшом хуторе.
- Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные.
- Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет , и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми.
Сюжет.
- Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой : получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.
Источники произведения
- Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: « Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….».
- Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».
Жанр произведения
- Как в думаете, каков жанр произведения?
- Сказка - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории . Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла.
- Похоже ли это произведение на сказку?
- Как же определить его жанр?
- Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды . Повествование ведется от лица рассказчика , человека с особым характером, складом речи .
Сравнительная таблица
Хар-ки
СКАЗ
род литературы
СКАЗКА
особенности
( определение)
событие
герои
место действия
повествование
ведётся
эпос
эпос
опирается на народные предания и легенды
невероятная, но поучительная история.
реальное
вымышленное
Исторические, реальные и вымышленные
Вымышленные
герои и существа
Реальные города, страны (Англия, Россия , Тула)
Вымышленное место (царство-государство)
От лица рассказчика
Нет рассказчика
Особенности речи рассказчика
- просторечные, разговорные обороты
- повторы
- рифма
- необычное употребление слов
- словообразование
Найдите примеры характеристик речи героя.
Герои.
- Какие реальные личности присутствуют в сказе?
- Каково отношение автора к ним? Докажите.
- Какие герои являются вымышленными?
- Как автор относится к ним? Докажите.
Задание: Дайте характеристику Платову
- Каким изобразил его Н.С. Лесков? (кем был Платов?)
- Что главное в его характере?
- Над чем и почему подсмеивается автор?
- Что он не принимает и отвергает?
- Его отношение к русскому народу?
Энциклопедический словарь
« Платов, Матвей Иванович (1751-1818),русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А.В. Суворова и М.И.Кутузова. В 1790 году Платов Командовал колонной при штурме Измаила.. В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков»
Подумайте!
Чем отличается Платов из статьи от изображения в сказе «Левша»?
Расскажите о характере левши.
Найдите в сказе все описания и характеристики Левши.
«-Горите себе, а нам некогда ,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялс я».
« Идёт в чём был : в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются .., но ничего не конфузится »
«… Я мельче этих подковок работал : я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп не может ».
« А я желаю скорее в родное место , потому что иначе я могу род помешательство достать».
Подумайте!
Какие слова левши подтверждают его преданность Родине и русскому народу?
Тема и идея произведения
- Тема: Русский народ, народное творчество .
- Идея: всё великое наследие России – это дело рук простого народа. Русский человек – неистощим как творчески, так и духовно. Присущие только ему качества (доброта, смекалка, ум, любовь к Родине и т.д. ) нужно беречь.