СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.С. Лесков. "Левша". Жанр. Герои. Тема. Идея.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об авторе. Образ левши. Жанр произведения. Отличия о сказки. Тема. Идея.

 

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков. "Левша". Жанр. Герои. Тема. Идея.»

Николай  Семенович  Лесков   (1831-1895)

Николай Семенович Лесков (1831-1895)

Жизнь Лескова. Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым . Детские годы его прошли на Орловщине , в небольшом хуторе. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные. Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет , и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми.

Жизнь Лескова.

  • Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым . Детские годы его прошли на Орловщине , в небольшом хуторе.
  • Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные.
  • Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет , и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми.
Сюжет. Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой : получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.

Сюжет.

  • Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой : получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.
Источники произведения Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: « Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».

Источники произведения

  • Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: « Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….».
  • Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».
Жанр произведения Как в думаете, каков жанр произведения? Сказка  - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории . Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Похоже ли это произведение на сказку? Как же определить его жанр? Сказ   – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды . Повествование ведется от лица рассказчика , человека с особым характером, складом речи .

Жанр произведения

  • Как в думаете, каков жанр произведения?
  • Сказка  - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории . Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла.
  • Похоже ли это произведение на сказку?
  • Как же определить его жанр?
  • Сказ   – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды . Повествование ведется от лица рассказчика , человека с особым характером, складом речи .
Сравнительная таблица Хар-ки СКАЗ род литературы СКАЗКА особенности   ( определение) событие герои место действия повествование ведётся эпос эпос опирается на народные предания и легенды невероятная, но поучительная история. реальное вымышленное Исторические, реальные и вымышленные Вымышленные герои и существа Реальные города, страны (Англия, Россия , Тула) Вымышленное место (царство-государство) От лица рассказчика Нет рассказчика

Сравнительная таблица

Хар-ки

СКАЗ

род литературы

СКАЗКА

особенности  

( определение)

событие

герои

место действия

повествование

ведётся

эпос

эпос

опирается на народные предания и легенды

невероятная, но поучительная история.

реальное

вымышленное

Исторические, реальные и вымышленные

Вымышленные

герои и существа

Реальные города, страны (Англия, Россия , Тула)

Вымышленное место (царство-государство)

От лица рассказчика

Нет рассказчика

Особенности речи рассказчика  просторечные, разговорные обороты  повторы  рифма  необычное употребление слов  словообразование Найдите примеры характеристик речи героя.

Особенности речи рассказчика

  • просторечные, разговорные обороты
  • повторы
  • рифма
  • необычное употребление слов
  • словообразование

Найдите примеры характеристик речи героя.

Герои. Какие реальные личности присутствуют в сказе? Каково отношение автора к ним? Докажите. Какие герои являются вымышленными? Как автор относится к ним? Докажите.

Герои.

  • Какие реальные личности присутствуют в сказе?
  • Каково отношение автора к ним? Докажите.
  • Какие герои являются вымышленными?
  • Как автор относится к ним? Докажите.
Задание:  Дайте характеристику Платову Каким изобразил его Н.С. Лесков? (кем был Платов?) Что главное в его характере? Над чем и почему подсмеивается автор? Что он не принимает и отвергает? Его отношение к русскому народу?

Задание: Дайте характеристику Платову

  • Каким изобразил его Н.С. Лесков? (кем был Платов?)
  • Что главное в его характере?
  • Над чем и почему подсмеивается автор?
  • Что он не принимает и отвергает?
  • Его отношение к русскому народу?
Энциклопедический словарь « Платов, Матвей Иванович (1751-1818),русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А.В. Суворова и М.И.Кутузова. В 1790 году Платов Командовал колонной при штурме Измаила.. В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков»

Энциклопедический словарь

« Платов, Матвей Иванович (1751-1818),русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А.В. Суворова и М.И.Кутузова. В 1790 году Платов Командовал колонной при штурме Измаила.. В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков»

Подумайте!  Чем отличается Платов из статьи от изображения в сказе «Левша»?

Подумайте!

Чем отличается Платов из статьи от изображения в сказе «Левша»?

Расскажите о характере левши. Найдите в сказе все описания и характеристики Левши.  «-Горите себе, а нам некогда ,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялс я». « Идёт в чём был : в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются .., но ничего не конфузится » «… Я мельче этих подковок работал : я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп не может ». « А я желаю скорее в родное место , потому что иначе я могу род помешательство достать».

Расскажите о характере левши.

Найдите в сказе все описания и характеристики Левши.

«-Горите себе, а нам некогда ,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялс я».

« Идёт в чём был : в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются .., но ничего не конфузится »

«… Я мельче этих подковок работал : я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп не может ».

« А я желаю скорее в родное место , потому что иначе я могу род помешательство достать».

Подумайте!  Какие слова левши подтверждают его преданность Родине и русскому народу?

Подумайте!

Какие слова левши подтверждают его преданность Родине и русскому народу?

Тема и идея произведения Тема:  Русский народ, народное творчество . Идея:  всё великое наследие России – это дело рук простого народа. Русский человек – неистощим как творчески, так и духовно. Присущие только ему качества (доброта, смекалка, ум, любовь к Родине и т.д. ) нужно беречь.

Тема и идея произведения

  • Тема: Русский народ, народное творчество .
  • Идея: всё великое наследие России – это дело рук простого народа. Русский человекнеистощим как творчески, так и духовно. Присущие только ему качества (доброта, смекалка, ум, любовь к Родине и т.д. ) нужно беречь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!