СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. С. Лесков – пытливый исследователь русского национального характера.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для изучения творчества Н.С.Лескова. Урок постоен таким образом, чтобы обучающиеся 10 класса , проведя соответственную исследовательскую деятельность, выявили в произведениях Н.С.Лескова национальные черты, присущие русскому человеку.

Просмотр содержимого документа
«Н. С. Лесков – пытливый исследователь русского национального характера.»

Н. С. Лесков – пытливый исследователь русского национального характера.


Цели урока: проанализировать произведения Н. С. Лескова «Соборяне», «Запечатлённый ангел», «Леди Макбет Мценского уезда»; помочь десятиклассникам пристальнее вглядеться в человека, которого до сих пор почему-то принято называть «простым», и увидеть в русской душе то, что позволяло выстоять и «граду», и русской земле в самых жестоких испытаниях; продолжить формирование навыков и умений проблемного изучения литературного произведения, составления плана ответа; воспитывать чувство гордости за свой народ.


Тип урока: исследование.


Оформление урока: 1) доска – подставка, на которой выставлены произведения Лескова и о Лескове.

2) На доске: тема урока;

эпиграф:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

Ф. И. Тютчев.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

Итак, сегодня мы продолжим изучение творчества выдающегося русского писателя Н. С. Лескова, но сначала повторим материал прошлого урока. Для этого я предлагаю вам решить кроссворд.

(Работа с карточками – 3-5 минут).



























 


 5










 1

 

 

 

 

 


 










 





 


 










 




 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 



 










 







 










 

















 

















 














 6

 

 

 

 

 













По горизонтали: 1. Имение, где прошло детство писателя. (Панино)

3. Первый роман Н. С. Лескова. («Некуда»)

4. Псевдоним, под которым выступал писатель в раннем творчестве. (Стебницкий)

6. Главный герой повести «Очарованный странник». (Флягин)

По вертикали: 1. Место, где прошла вся литературная деятельность писателя. (Петербург)

2. Обрусевший англичанин, у которого служил Лесков. (Шкотт)

5. Один из рассказов Лескова. (Грабёж)


2. Слово учителя.

Сегодня мы проанализируем произведения Н.С. Лескова «Соборяне», «Запечатлённый ангел» и «Леди Макбет Мценского уезда» и ответим на вопрос: «Кто он такой – русский человек и что такое русский национальный характер?»

Мы постараемся вглядеться в русского человека, которого до сих пор почему-то принято называть «простым», и увидеть в русской душе то, что позволяло выстоять и «граду», и «целой земле» в самых жестоких испытаниях.

Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф.

(Чтение темы урока и эпиграфа). (Выяснение значения слова характер).

Характер – 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-либо или кого-либо.

Что такое национальный характер? (Совокупность черт, присущих человеку определённой национальности)

(Выделение ключевых слов в теме и эпиграфе)


Учитель: Проблема идеала, проблема положительного героя особенно остро встала перед Лесковым с середины 70-х годов. Отойдя от бесплодной полемики с революционными демократами и обратясь к жизни народа, Лесков нашёл среди простых людей подлинно героические личности, и это позволило ему обрести веру в будущее России. Поиски своеобразного, оригинального человека привести писателя к созданию «богатырей духа», носителей основных качеств русского народного характера. Задачу этой работы Н.С. Лесков определил в следующих словах.

(Чтение высказывания)

Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самою его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги. Я с народом был свой человек.


3.Анализ произведений Н. С. Лескова.

Из множества произведений Н.С. Лескова для конкретного анализа мы привлечём лишь те, которые наиболее непосредственно связаны с поставленной проблемой нашего урока.

Обратимся к хронике «Соборяне»

(Определение хроники)

Учитель: Внимательно послушайте сообщение и составьте план с выпиской небольших тезисов, выражающих главную мысль этого сообщения.

Индивидуальное задание: сообщение учащегося о хронике «Соборяне».

Учитель: А сейчас давайте вдумчиво проанализируем хронику с точки зрения поставленной выше проблемы. В течение всей работы вы должны в тетрадях вести записи, выделяя те черты характера лесковских героев, которые, по вашему мнению, можно считать национальными чертами русского человека.

Познакомившись с хроникой «Соборяне», как бы вы отнеслись к её героям, соотнося прочитанное с эпиграфом нашего урока? О ком из героев произведения сказал Тютчев?

Ответ: Хроника «Соборяне» - одно из лучших произведений писателя. Герой «Соборян», и в первую очередь Савелий Туберозов и дьяк Ахилла Десницын, привлекают своим стихийным бунтарством, правдолюбием)

Учитель: Какие правдивые картины трудовой жизни простого русского народа рисует нам Лесков?

Ответ: Несправедливость, жестокое отношение властей, с чем не хочет мириться отец Савелий.

Учитель: Давайте проследим это по тексту

Индивидуальное задание – чтение страниц дневника Савелия Туберозова (10 мая, 20-го июня 1841г.)

Учитель: Кто же, по мнению Лескова достоин звания русского человека?

Ответ: Савелий Туберезов, его жена, дьяк Ахилла, карлик Николай Афанасьевич.

Учитель: Послушайте ещё один отрывок из хроники и ответьте на вопрос: Как дневник отца Савелия характеризует героя и можно ли считать черты характера этого героя чертами характера, присущими русскому человеку?

Индивидуальное задание – отрывок из хроники

Ответ: Савелий Туберозов обладает живой, любящей душой. Он жаждет, чтобы жизнь была целостной и гармоничной. Его безмерно радует и умиляет любое счастье человека, и, наоборот, он впадает в жестокую тоску, когда убеждается в жестокости окружающей жизни. Отзывчивость, широта души – это качества, всегда присущие русскому характеру, и они очень ярко проявляются в образе Савелия Туберезова.

(Вывод записать в тетрадь)

Учитель: Итак, Савелий Туберезов открывает галерею праведников, кротких правдолюбцев. Его жизнь – каждодневный бой с несправедливость. Об этом свидетельствует «Демикотоновая книга» - дневник отца Савелия за тридцать лет его служения в церкви.

Такими же качествами обладает и дьяк Ахилла. Он способен пожалеть человека даже тогда, когда тот виноват. Послушайте отрывок из хроники и ответьте на вопрос: Как характеризует Ахиллу следующий эпизод?

Индивидуальное задание – отрывок из хроники.

Ответ: Услышав от мещанина Данилки, что он наряжался чертом и пугал людей «с голоду», Ахилла немедленно прекращает следствие и велит толпе расходится, а Данилку отпускает. Ахилла предстаёт в этом эпизоде человеком, способным сочувствовать и понимать несчастье другого.

Учитель: Почему же неожиданно наступившее нравственное преображение Ахиллы, который стал человечен и мудр, лишь приближает его гибель?

Ответ: Сочувствуя своему герою, Лесков ясно видит, что в обстоятельствах современной ему социальной действительности попытка претворить в жизнь евангельские принципы братской любви к людям заведомо обречена на неудачу.

Учитель: Итак, мы увидели, что любимые герои писатели – это люди, связанные с родной «почвой», с глубинами русского национального духа. Лесков восхищается своими героями. Об этом нам говорит эпизод из другого его произведения «Запечатлённый ангел»

Индивидуальное задание – чтение эпизода (глава II)

Учитель: Герои рассказа «Запечатлённый ангел» поистине русские люди, которые обладают и искренней верой, и милосердием, и широтой натуры, и трудолюбием, и незаурядным талантом, идущим из недр самой русской души.

(Выводы записываем в тетрадь)

Учитель: Особое место в творчестве Лескова занимает его повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Со страниц этого произведения перед нами возникает удивительный образ русской женщины, которая является порождением чего-то тёмного, страшного. Вспоминая о своей работе над повестью, Лесков писал: «Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которые мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описаний таких ужасов».

Обратите внимание на название повести. Оно кажется нам странным. В чём же эта странность?

Ответ: Здесь происходит столкновение понятий, относящихся к разным стилистическим пластам: «леди Макбет» вызывает в сознании читателя ассоциации с известной шекспировской трагедией, а упоминание Мценского уезда соотносит эту трагедию с глухой российской провинцией.

Учитель: В чём вы видите трагедию главной героини повести?

Ответ: В том, что настоящая любовь приходит к Катерине Измайловой после того, как она вышла замуж за нелюбимого человека

Индивидуальное задание – чтение отрывка из повести

Учитель: Образ какой героини возникает в вашем сознании, когда вы знакомитесь с Катериной Измайловой?

Ответ: Образ Катерины Кабановой из драмы А.Н. Островского «Гроза».

Индивидуальное задание – сравнительная характеристика двух героинь

Учитель: Почему Лесков, который всегда пытался найти положительный идеал, вдруг решил изобразить именно такой характер?

Ответ: Эта повесть стоит в творчестве писателя особняком потому, что он ищет в русской жизни противостояние «добра» и «света», позволяющее надеяться, что в самых тяжёлых испытаниях удаётся «устоять целой земле».

Учитель: Итак, заканчивая нашу работу, давайте сделаем вывод. Какой же он, русский национальный характер, который пытается показать нам Лесков?



Чтение записей в тетради.

Основные черты характера лесковских героев:

1.Стихийное бунтарство, правдолюбие.

2. Связь с родной «почвой», с глубинами русского национального духа.

3. Отзывчивость, широта души.

4. Искренняя вера, милосердие, широта натуры, трудолюбие, незаурядный талант.

5. Противостояние «добра» и «света».

Учитель: Можем ли мы назвать выявленные нами черты характера национальными чертами характера, присущими русскому человеку? Как мы соотнесём их с эпиграфом нашего урока?

Вывод: Со страниц произведений Н.С. Лескова перед нами предстают типичные черты русского национального характера. В сознании Лескова, а вместе с тем и в его произведениях очень чётко оформляется мысль о том, что важнейший критерий нравственной ценности человека – его близость к национальной стихии русской жизни и верность её традициям, уходящим в далёкое прошлое. Именно об этом говорится в эпиграфе нашего урока.

Естественно, что поэтому в современной ему действительности идеальных героев - носителей лучших черт национального духа Лесков ищет и находит не в привилегированных сословиях, а среди народа, верного самому себе, своей истории, своим преданиям, отразившим его исстари сложившийся нравственный идеал.


4.Заключительное слово учителя.

Итак, мы познакомились сегодня с произведениями Н.С. Лескова, со страниц которых перед нами предстали люди разных сословий России. «Праведники» Лескова имеют своё особое лицо. Их стремление к добру, к поискам истины, к защите обездоленных активно и страстно. Это не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям до конца. Это люди несгибаемых характеров, широкой натуры, близкие к былинным русским богатырям. Детская чистота и наивность сочетаются в них с отвагой воина, мудростью пророка, одержимостью подвижника. Именно таких людей имел ввиду Тютчев, когда сказал:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

Д.З. Написание сочинения - рассуждения: «Существуют ли «лесковские праведники» сегодня?»