СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.С.Лесков Сказ "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с творчеством Н.С.Лескова

Просмотр содержимого документа
«Н.С.Лесков Сказ "Левша"»

План-конспект урока по литературе 6 класс

Тема урока: Литературный портрет писателя.

Сказ «Левша»: определение жанра.

Цель: Познакомиться с биографией Н.С. Лескова и определить своеобразие жанра произведения «Левша».


Что вы знаете о писателе и его семье?

( Николай Семенович Лесков родился в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей, в городе Орле. От матери, вышедшей замуж против воли родителей, он унаследовал страстность, а от отца, который отказался стать священником, унаследовал жизнелюбие.

Какое образование получил Н.С. Лесков?

(Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее он самостоятельно пополнял свои знания. Поступил на службу в Орловскую уголовную палату затем перевелся в Киевскую казенную палату, затем перешел в частную компанию и по служебным делам изъездил всю Россию.)

  1. Объяснение нового материала.

К изучению творчества одного из интереснейших русских писателей мы с вами обращаемся впервые.

Николай Семёнович Лесков принадлежит к лучшим писателям XIX в.

Никто из русских писателей не поражает так, как Лесков, своим мастерством и изумительным разнообразием тематики творчества. Перед читателями его произведений встаёт жизнь крестьян, мастеровых, помещиков и купцов, чиновников и духовенства, царей и солдат, сыщиков и полицейских, интеллигенции и раскольников… Вера в «нравственную доблесть» людей труда внушала писателю уверенность в неисчерпаемости народных сил.

Лесков исколесил всю Россию.

Все, что он увидел и узнал, явилось богатейшим материалом для его статей и очерков, которые начали появляться в печати с 1860-х годов. Лескова заметили читатели и журналисты , он становится сотрудником ряда газет и журналов.

Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» — Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Все вы, наверное, знаете самого знаменитого героя – Левшу. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Сказ был написан в 1881 г., хотя замысел

рассказа возник значительно раньше, в 1878 г., когда Лесков гости в доме оружейного мастера в

Сестрорецке. Его заинтересовала прибаутка, которой пользовались в народе, «как англичане из

стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да им назад отослали».

Положив в основу своего произведения эту присказку, Лесков изложил легенду о тульском мастере в жанре сказа.

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше исходила как бы из уст народа. А главное, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

Жанр своего произведения писатель определил сам: это сказ.

(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.)

Таким образом, жанр сказа предполагает сказителя – человека, близкого к народу. Сказ о Левше очень близок к произведению устного народного творчества. Здесь есть зачин, повторы, диалоги, концовка. В сказе много новых слов в смысл которых автор вкладывает юмористическое начало. Например, таблицу умножения он называет «долбица умножения». Но об особенностях языка сказа мы поговорим на следующих уроках.

А теперь поработаем с 1 главой сказа.
Ответы на вопросы.

1. Как вы считаете, кем мог быть рассказчик и почему?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется в его речи. В ней много неправильностей и просторечий – проездиться, междуусобные разговоры, дерябнул и т.д. Много слов, характерных для фольклорных произведений – в разных государствах чудес посмотреть, все государя домой манил, был человек женатый.

Кроме того, исторические персонажи - Александр I и Платов – показаны с точки зрения простого человека, их поступки и речь вызывают улыбку. Например, Платов сказал себе: «Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя».)

2. Когда и где происходит действие сказа?

(В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном.)

3. Какие исторические факты упоминаются в произведении?

(Венский конгресс 1814 – 1815 годов, поездка Александра I с Платовым в Лондон, восстание декабристов 1825 года, названное «смятением»)

  1. Закрепление нового материала.

Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека?

В чем необычность жанра этого произведения?

Выписать из текста произведения цитаты, характеризующие:

1 группа (вариант) – Александра Павловича

2 группа (вариант) – Николая Павловича

3 группа (вариант) – Платова

4 группа (вариант) – Левшу

Подготовить небольшое сообщение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!