| Зиазова Алсу Фаварисовна, учительница начальных классов I квалификационной категории МБОУ Муслюмовский лицей Муслюмовского муниципального района РТ |
Тема: Николай Сладков «Песенки подо льдом»
Цель: формирование читательской компетенции (грамотности) обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
-знакомство учащихся с творчеством Н. И. Сладкова;
- формирование навыков чтения вслух и про себя;
- развитие умения отвечать на вопросы учителя, высказывать предположения, аргументировать свою точку зрения, пересказывать прочитанное
Развивающие:
-развитие устной речи, внимания, эмоциональной и мотивационной сферы
Воспитывающие:
- привитие любви и бережного отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) выявлять сущность, особенности объектов;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу;
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в парах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) экологическое воспитание;
2) эстетическое воспитание.
3) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
4) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
5) воспитание здорового образа жизни
Технология продуктивного чтения
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, книги Николая Сладкова.
Ход урока
Орг.момент
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
У. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Надеюсь, что у нас получится интересный урок, о котором останутся только приятные воспоминания (Слайд 1 – урок литературного чтения).
Я приглашаю вас на необычную прогулку (Слайд 2 – лыжня). Лыжня зовет нас в зимний лес. Встали. Представили, что мы лыжники, оттолкнулись, поехали. (Слайд 3 – снегири) Посмотрите, прямо над нами на ветках снегири. Садитесь тихонько, не вспугните.
(Слайд 4) - Наш урок я хочу начать словами известного французского философа Ж.Ж.Руссо
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в этом высказывании!
Актуализация знаний
- Давайте вспомним название раздела, который вы начали читать на прошлых уроках? (Зимние картины)
На доске словосочетание “Зимние картины”.
- Кто создает картины? (Художники)
- А поэты и писатели могут создать зимние картины? Как? (с помощью слов, словосочетаний, предложенией и др.)
- давайте и мы попробуем описать словами “Зимние картины”. У вас на столах есть разные прилагательные. Ваша задача выбрать те прилагателные, с помощью которых можно описать зимние картины: (составление кластера)
- снежные
- холодные
-свежие
- Жаркие
- суровые
- интересные
- дождливые
- лиственные
- веселые
- красные
- зеленые
- обманчивые
-улыбчивые
III. Этап мотивации. Постановка учебной проблемы. Постановка Ц и З.
Просмотр видеофрагмента (слайд 5 – оляпка)
- Что это за птица? И какое вообще имеет отношение к уроку лит.чтения? (ответы детей)
- Вы знаете эту птицу? Где живет? Чем питается?
- А хотите узнать?
- Хорошо. Это и будет главным вопросом нашего сегодняшнего урока.
IV. Открытие новых знаний.
- Ребята, я сегодня принесла для вас несколько книг (или презентация слайд 6). Внимательно посмотрите, пожалуйста, эти книжки. Кто автор этих книг? И какая тема объединяет все эти книги?
- (автор Николай Сладков и основная тема его творчества «Природа»)
- Он говорил: « Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие».
Н. Сладков (слайд 7)
- Вы когда-нибудь слышали о таком писателе, может быть, кто-то читал его произведения? (ответы детей)
Рассказ учителя о Сладкове: (слайд 8)
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе.
Работа с текстом до чтения.
- Ребята, откройте пожалуйста стр. 120 учебника. И прочитайте название произведения Н.Сладкова. («Песенки подо льдом»)
- Разве подо льдом бывают песни? Интересно, о какой же песне идет речь?
- Рассмотрите иллюстрацию? Может по иллюстрации сможете предположить о чем будет идти речь?
- Прежде чем начнем читать необходимо понять смысл незнакомых слов.
словарная работа
провал – провалившееся место(слайд 9)
полынья – пространство чистой воды в ледяном покрове реки слайд 10)(незамёрзшее или растаявшее место на поверхности реки или другого водоёма).
лазоревый - яркий, светло-голубой цвет (слайд 11)
- Прочитайте толкование (объяснение) слова. (Читает 1 ученик)
Работа с текстом во время чтения (текст читает учитель)
- Читать текст мы будем разделяя его на части. Перед тем, как мы начнем читать, давайте приклеим стикер на начало текста. Это будет первая часть нашего текста. После прочтения первой части, я остановлюсь, и мы с вами побеседуем.
Чтение первой части (чтение по абзацам).
Одновременная работа со стикерами
- Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру?
- Вы можете сказать, почему пели лыжи?
- в чём дело! Это не лыжи пели, а кто-то подо льдом!
Стикер.
Чтение второй части
Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться?
Откуда же доносились звуки? (Из-подо льда)
Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы?
Стикер.
Чтение третьей части .
- Что вам показалось необычным в этой части?
- Почему автор назвал птичку «чудо-птица»?
- Действительно ли птица поклонилась автору?
Стикер.
Чтение четвёртой части.
- Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку)
- Что вы узнали о водяном воробье?
V. Первичное закрепление.
Работа с текстом после чтения
- Сколько частей мы выделили в тексте? (4)
(Выявление первого впечатления)
- Какой удивительный случай произошел с автором? Прочитайте последнее предложение …. «А нам чего бы его не послушать»
- А действительно, почему бы нам не посмотреть на оляпку и не послушать его?
(Слайд 12 –аудиозапись)
А теперь я предлагаю вам изобразить эту птичку. Я расскажу вам стихотворение. А вы слушайте и повторяйте движения.
Физминутка
VI. Cамостоятельная работа. (работа в парах)
Работа с планом (мнемотехника )
- у вас на столах есть листочки с картинами. Их всего 4. Почему?
- наш текст состоит из 4 частей.
- Но эти картины необходимо расположить в правильном порядке по содержанию произведения. Работаем в парах.
(общая проверка.дети работают в парах. После окончания работы, правилный вариант появляется на слайде. Проверяют)
Я вам сейчас раздам вот такие листы для самооценки. Вам нужно соединить со словом я те утверждения, которые подходят вам.
VIII. рефлексия.
Что Николай Сладков хотел сказать нам ?
(предположения детей)
Сам он говорил так: (слайд 15) но его слова немного остались под снегом. Попробуем прочитать…
«Мне хочется одного: оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги – везде жизнь таинственная и удивительная… Мы должны уважать и беречь ее»
- Николай Иванович надеялся, что его книжки помогут вам полюбить природу, а общение с природой сделает вас лучше, чище, терпимее
VII. Домашнее задание (слайд 14)
1) подготовиться к пересказу по плану.
2) Подготовить сообщение о жизни оляпки.
- А сейчас я хочу вернуться к словам, которые я сказала в начале урока. (слайд 13)
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".