СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Ученый сын»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого; карточки с частями по­словиц.

Ход урока

 

I. Организационный момент

II.     Проверка домашнего задания

Выразительное чтение басен.

III.    Постановка цели урока

Дети отгадывают шифровку: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ- {Ответ: Лев Николаевич Толстой.)

-  Сегодня мы познакомимся с рассказами Льва Николаевича Толстого.

IV.    Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Просмотр содержимого документа
«Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Ученый сын»»

.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Ученый сын»

Цели урока: ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого; карточки с частями по­словиц.

Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение басен.

III. Постановка цели урока

Дети отгадывают шифровку: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ- {Ответ: Лев Николаевич Толстой.)

- Сегодня мы познакомимся с рассказами Льва Николаевича
Толстого.

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Лев Николаевич родился в 1828 году- почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь по­святил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений - 90 томов! (Чтение учителем статьи в учебнике на с. 108.)

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было еще очень


мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

В старшей школе вы будете читать его повести и романы. Даже роман «Война и мир», состоящий из 4 томов.

2. Творческое задание.

- Рассмотрите иллюстрации на странице 109. Узнали ли вы
сказку? Расскажите ее по рисункам.

3. Подготовка к восприятию.

  • Сейчас мы познакомимся с рассказами Л.Н. Толстого для детей. Так как они написаны специально для школьников, то все они поучительные.

  • Какой вы уже знаете жанр литературы, который создается с такой целью? (Басни.)

  • А жанр устного народного творчества? Как называются ко­роткие, мудрые высказывания? (Пословицы и поговорки.)

  • На доске у нас написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец - другой. Соеди­ните начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

1) При солнышке тепло... .. .детки же и горе.

..и душа на месте. . .тот вовек не погибает, .при матери добро. ..чем родная матушка.

  1. Нет лучше дружка...

  2. Вся семья вместе...

  3. Кто родителей почитает...

  4. Детки - радость...


  • Какой смысл вложил народ в эти пословицы?

  • Какой темой они объединены? (О семье.)

  • Сегодня мы будем читать рассказы о семье. Посмотрите на иллюстрацию на странице 110. О какой семье пойдет речь?

  • Где они живут?

Как вы думаете, какие они?

4. Первичное чтение басни «Старый дед и внучек».

Дети читают по цепочке, по ходу чтения объясняют слова: «лохань», «невестка», «слаживает».

5. Первичная проверка понимания:

  • Интересный ли рассказ?

  • Чем он вам понравился?

  • Какие действующие лица в этой басне?


V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения темы

1. Выборочное чтение.

  • Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?

  • Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

  • Зачем Миша делал лохань?

  • Почему родители Миши заплакали?

2. Обобщающая беседа.

  • Как они стали относиться после этого к дедушке?

  • Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?

  • Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу?

  • Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?

  • Что означает почитать старших? (Любить, уважать, бало­вать, заботиться?) Как вы понимаете?

  • Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним отно­ситесь? Почему?

VII. Итог урока

  • Какой рассказ вы сегодня прочитали?

  • Какая главная мысль этого рассказа? Чему он вас научил?

Домашнее задание

Составьте рассказ о своей семье.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!