Тема
Н. В. Гоголь – «поэт жизни действительной» (В. Г. Белинский)
Цели:
- расширить знания учащихся о личности писателя;
- показать идейно-художественную эволюцию писателя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду»;
- ознакомить с историей создания повести.
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя
Русская литература дала миру созвездие блистательных имен. Одним из них был Николай Васильевич Гоголь. Целая эпоха отделяет нас от писателя, но его творчество изумляет и восхищает нас до сих пор. Художественное слово Гоголя образно, выразительно и самобытно. Он не копировал жизнь, а одухотворял ее авторской идеей. Глубина и меткость реалистических зарисовок, юмористическое изображение характеров завораживают читателя.
Тема нашего урока «Н.В.Гоголь – «поэт жизни действительной»»
Определите задачи нашего урока исходя из темы.
Л.Толстой писал: «Когда я читаю рассказ… - я всегда спрашиваю: «Что за человек ты, который пишешь? Что ты можешь дать мне?
Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Что представляет собой писатель, создавший «Вечера на хуторе близ Диканьки», комедию «Ревизор» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
Интересно о Гоголе (прослушивание сообщения учащегося)
Викторина «По следам изученных произведений Н.В.Гоголя» (Иллюстрации)
Сообщения учащихся
Комедия «Ревизор»
Комментарий учителя
В январе 1836 Гоголь читал комедию на утре у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере: «Читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный
Сам Гоголь так отзывался о своей работе: В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» — первая книга Николая Васильевича Гоголя. Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 году. Рассказы «Вечеров» Гоголь писал в 1829—1832 годах. По сюжету рассказы книги якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько»
Комментарий учителя
Составляя в 1842 году первое собрание собственных сочинений, Гоголь написал для него предисловие. В нём он так отозвался о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»:
«Всю первую часть следовало бы исключить вовсе: это первоначальные ученические опыты, недостойные строго внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключать их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности».
А. С. Пушкин: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
Поэт Евгений Баратынский, получив от 22-летнего Гоголя экземпляр повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» с автографом, написал в апреле 1832 года в Москву литератору Ивану Киреевскому: «Я очень благодарен Яновскому за подарок. Я очень бы желал с ним познакомиться. Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель, и в повести своей „Страшная месть“ он не однажды был поэтом. Нашего полку прибыло: это заключение немножко нескромно, но оно хорошо выражает моё чувство к Яновскому».
Слово учителя.
«Миргород» (февраль, 1835) — сборник повестей Николая Гоголя, который позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудый Панько, нет единого "издателя", замыкающего цикл рассказов.
В сборник вошла и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Сообщение ученика «История создания «Повести…»»
Викторина « Внимательный читатель!»
По какому поводу Иван Иванович постоянно делал замечания Ивану Никифоровичу? (за упоминание в речи черта)
Предмет их ссоры? (ружье)
Когда и где взял ружье Иван Никифорович? (купил у турчанина во времена, когда собирался служить в милиции)
Каким обидным, по мнению Ивана Ивановича, словом назвал его Иван Никифорович? (гусак)
Кто из героев "очень искусно, не хуже токаря, умеет выделывать разные вещи из дерева"? (Иван Иванович)
Для чего Ивану Ивановичу пригодилась пила? (чтобы спилить хлев соседа)
Что это? ":в нем ..восемь окошек! Восемь окошек в ряд, прямо на площадь и на то водное пространство, о котором я уже говорил и которое городничий называет озером!" (поветовый (уездный)суд)
В чем Иван Иванович обвинял Ивана Никифоровича в своей жалобе? (оскорбление, захват земли, умысел на поджог)
Какого наказания требовал Иван Никифорович для Ивана Ивановича? (ссылки на каторгу, лишения дворянского титула и уплаты убытков)
Зачем городничий лично пришел домой к Ивану Ивановичу? (сказать, что его свинья украла в суде важный документ и её надлежит арестовать)
Чем закончилась ссора главных героев? (тяжба длилась более 10 лет, но так и не закончилась)
В каком году происходили упомянутые выше события? (в 1810)
В каком городе происходили события "Повести.."? (В Миргороде)
Словарная работа.
Дай определения словам:
бекеша
казимир
нанка
саж
зерцало
бобон
утрибка
позов
серяк
сохи
Итак, кто главные герои «Повети…»?
«О каком герое идет речь?» (в раздатку)
«…никогда не был женат. Хотя поговаривают, что он женился, но это совершенная ложь. Я очень хорошо знаю ЕГО и могу сказать, что он даже не имел намерения жениться». (Иван Никифорович)
«ОН очень любит дыни. Это его любимое кушанье» (Иван Иванович)
«…голова ЕГО похожа на редьку хвостом вниз» (Иван Иванович)
«ОН бреет бороду в неделю 2 раза» (Иван Иванович)
«ОН чрезвычайно любил купаться» (Иван Никифорович)
«…уже тогда прошло более десяти лет, как ОН овдовел. Детей у него не было» (Иван Иванович)
«ОН лежит весь день на крыльце» (Иван Никифорович)
«…По виду ЕГО чрезвычайно трудно узнать, доволен ли он или сердит; хоть и обрадуется чему-нибудь, то не покажет.» ( Иван Никифорович)
Аналитическая работа с текстом
- Почему повесть так называется?
- Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как рисуется этот образ? Какой художественный прием использует Гоголь? Какие эпитеты употребляет для характеристики? Продолжите ряд: «прекрасный, богомольный» (праздный, черствый, эгоистичный)
- Что говорит Гоголь об Иване Никифоровиче? Почему так подробно говорил об Иване Ивановиче, а об Иване Никифоровиче в двух словах?
- Что говорит об их дружбе? Почему они дружат? Какие различия показывает Гоголь? Найдите примеры иронии.
- Почему, сделав в конце вывод, что герои — «прекрасные люди», автор не поставил восклицательный знак?
Инсценировка эпизода «Ссора». (просмотр отрывка фильма).
- Что смешного в поведении героев?
- Как вы считаете, почему Гоголь вводит как предмет обмена свинью? Когда этот образ возникает еще?
- Найдите отношение автора к происходящему. («Великолепный спектакль»)
Эпизод о хлеве (чтение)
- Озаглавьте эпизод.
- Какую роль играет пейзаж? Как относится автор к изображаемому? До чего доходят герои в мести друг другу?
Анализ эпизодов (задание группам)
Миргород (гл.4)
Суд (гл. 5)
Обитатели суда (гл.5)
Ассамблея (гл.6)
Антон Прокофьевич (гл.6)
- Какие люди живут в городе? Случайно ли среди них наши герои?
- Какова основная идея произведения?
Слово учителя
Основная идея произведения – разоблачение провинциального помещичье-дворянского общества, раскрытие его духовной и моральной опустошенности: «Два почетных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что? За вздор, за гусака. Не захотели видеть друг друга, прервали все связи, между тем как прежде были известны за самых неразлучных друзей!» Два почтенных в глазах всего Миргорода человека оказались обычными небокоптителями!
Сюжет «Повести…» довольно прост. Содержание развертывается всего в семи главах. Но вот композиция произведения довольно интересна. Она играет важную роль, так как связывает содержание и язык повести в одно целое. Это уже тема нашего следующего урока.
Домашнее задание.
Выставление отметок
Приложение 1
В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасечника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию. И они действительно были таковыми. Самая тематика повестей убедительно говорит об этом.
Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы (смешного чёрта, злой бабы, мужика-простака, цыгана-пройдохи), характер и приёмы народного юмора, меткие народные слова, самый склад речи.
«Вечера» ценны тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка.
Прекрасны парубки и девушки, живущие простой и целостной жизнью.
Но жизнь народа не течёт ровно и счастливо. Естественному стремлению народа к полноте жизни на родной земле препятствуют враждебные силы. Они воплощены у Гоголя в страшных образах. Таковы, например, Басаврюк и ведьма в повести «Вечер накануне Ивана Купала», силой золота погубившие трудового человека — батрака Петруся, колдун, продающий свою родину врагам («Страшная месть»).
И пока существуют в мире злые силы, не может быть для народа подлинного счастья и безоблачной жизни, настоящего веселья. Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе. Вот почему даже в таких весёлых повестях «Вечеров», как «Сорочинская ярмарка», слышатся нотки грусти, горести. «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» — такими словами заканчивает Гоголь повесть «Сорочинская ярмарка».
И не случайно в конце второй части «Вечеров» помещён рассказ «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочно-поэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» явились важным этапом на творческом пути Гоголя. Они стали тем зерном, из которого выросли последующие произведения великого писателя. Здесь определилась идейная направленность Гоголя: любовь к народу, источнику красоты и полноты жизни, и ненависть к «пошлости пошлого человека», «небокоптителя», «существователя».
«Вечера» имели большой успех.
Приложение 2
Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г.Сердобск (Пензенской области,а тогда Саратовской губернии) — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». По другой версии, также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 года принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте. Также есть предположение, что история произведения восходит к рассказам о командировке Павла Свиньина в Бессарабию в 1815. За год до дебюта «Ревизора» на ту же тему был опубликован сатирический роман А. Ф. Вельтмана «Неистовый Роланд». Ещё ранее начала ходить в рукописи написанная Г. Ф. Квиткой-Основьяненко в 1827 году комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе».
Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».
Приложение 3
В творческом развитии Гоголя период после создания "Вечеров на хуторе близ Диканьки" отмечен напряженными художественными исканиями. Как ни значителен был тот вклад, который внес Гоголь в литературу своим первым повествовательным циклом, ограничиваться кругом уже знакомых тем, найденными принципами их воплощения он, естественно, не мог и не хотел. В живой связи с действительностью рождались новые замыслы. Но они требовали и нового художественного решения, которое писатель находил не сразу.
Отражением тех творческих трудностей, которые переживал Гоголь в это время, являются его неоднократные высказывания в письмах, относящихся к 1833 году. "Вот скоро будет год, - сообщал он Максимовичу 2 июля 1833 года, - как я ни строчки. Как ни принуждаю себя, нет, да и только". В письме к Погодину (28 сентября того же года) писатель с огорчением заявлял: "Какой ужасный для меня этот 1833-й год!.. Сколько я поначинал, сколько пережег, сколько бросил! Понимаешь ли ты ужасное чувство: быть недовольну самим собою".
Через глубокие раздумья, через большой творческий труд Гоголь шел к созданию своих новых творений с их неповторимыми художественными образами. Отвечая на просьбу Максимовича прислать ему что-либо в альманах "Денница", он писал: "Я чертовски досадую на себя за то, что ничего не имею, чтобы прислать вам в вашу Денницу. У меня есть сто разных начал и ни одной повести, и ни одного даже отрывка полного, годного для альманаха".
Между новыми произведениями и "Вечерами на хуторе близ Диканьки" сохранились связи. И это Гоголь подчеркнул, дав "Миргороду" подзаголовок - "Повести, служащие продолжением "Вечеров на хуторе близ Диканьки".
Состоящий из двух частей "Миргород" появился в печати в начале 1835 года. Но работа над произведениями, вошедшими в эти две части, началась вскоре же после окончания "Вечеров". Немаловажную роль тут сыграли те жизненные впечатления, которыми обогатила Гоголя его поездка на Украину в 1832 году. В письме к И.И. Дмитриеву он писал: "Теперь я живу в деревне, совершенно такой, какая описана незабвенным Карамзиным... Чего бы, казалось, недоставало этому краю? Полное, роскошное лето! Хлеба, фруктов, всего растительного гибель! А народ беден, имения разорены и недоимки неоплатные».
Из повестей "Миргорода" ранее других появилась в печати "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"; впервые она была опубликована в альманахе "Новоселье", изданном Смирдиным в 1834 году. Перед тем как напечатать это свое произведение, Гоголь читал его Пушкину, который в дневнике (3 декабря 1833 г.) записал: "Вчера Гоголь читал мне сказку "Как Ив. Ив. поссорился с Ив. Тимоф." - очень оригинально, и очень смешно".
Через цензуру повесть прошла с большими трудностями. Разрешение на ее опубликование было дано лишь после того, как из нее были изъяты некоторые "недозволительные" места. Цензор А.В. Никитенко записал в своем дневнике (14 апреля 1834 г.): "Был у Плетнева. Видел там Гоголя; он сердит на меня за некоторые непропущенные места в его повести, напечатанной в "Новоселье". Восстановить текст этих "непропущенных мест" сейчас не представляется возможным, так как рукопись произведения до нас не дошла. Цензурные злоключения продолжались и во время печатания повести в сборнике "Миргород". Из текста сборника было изъято предисловие, написанное Гоголем уже после появления этого произведения в смирдинском "Новоселье". Предисловие это подчеркивало общий критический дух повести. "Долгом почитаю предуведомить, - заявлял Гоголь, - что происшествие, описанное в этой повести, относится к очень давнему времени. Притом оно совершенная выдумка. Теперь Миргород совсем не то. Строения другие; лужа среди города давно уже высохла, и все сановники: судья, подсудок и городничий - люди почтенные и благонамеренные".
«О каком герое идет речь?» (в раздатку)
«…никогда не был женат. Хотя поговаривают, что он женился, но это совершенная ложь. Я очень хорошо знаю ЕГО и могу сказать, что он даже не имел намерения жениться».
«ОН очень любит дыни. Это его любимое кушанье»
«…голова ЕГО похожа на редьку хвостом вниз»
«ОН бреет бороду в неделю 2 раза»
«ОН чрезвычайно любил купаться»
«…уже тогда прошло более десяти лет, как ОН овдовел. Детей у него не было»
«ОН лежит весь день на крыльце»
«…По виду ЕГО чрезвычайно трудно узнать, доволен ли он или сердит; хоть и обрадуется чему-нибудь, то не покажет.»
Анализ эпизодов (задание группам)
Миргород (гл.4)
Суд (гл. 5)
Обитатели суда (гл.5)
Ассамблея (гл.6)
Антон Прокофьевич (гл.6)
- Какие люди живут в городе?
- Случайно ли среди них наши герои?
7