СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь. "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. В. Гоголя - драматурга.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. "Ревизор"»



ГБОУ «Гимназия № 1507» города Москвы

Короткова Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы

Тема: «Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Понятия: Драма. Комедия. Ремарка. Комментарии.

УУД: Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом и жизнью русского народа, уметь пересказывать содержание текста.

Регулятивные:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё собственное мнение; составлять речевую характеристику литературных героев

Предметные результаты: Научиться выделять признаки драматического произведения.

Продолжить развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с личностью Н.В. Гоголя, услышали воспоминания современников о нем, проанализировали слова писателя В. Набокова, который сказал, что Гоголь «самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия». Сегодня мы поговорим о причинах обращения Н.В. Гоголя к драматургии и начнем знакомство с его самой известной комедией «Ревизор».

  1. Актуализация знаний. Задание классу. Используя знания биографии писателя, сформулируйте предпосылки обращения к драматургии.

  2. Обобщение ответов, составление тезисного плана.

Примерный вариант:

А) родился на Украине, которая славилась песнями, гуляньями, ярмарками, театрализованными представлениями (фольклорные источники);

Б) отец Гоголя был комедиографом;

В) одной из характерных черт Гоголя, проявившейся очень рано, была склонность к юмору.

Г) Славу первого среди гимназистов актера принесли Гоголю женские комические роли — Простаковой в «Недоросле» и Василисы в «Уроке дочкам» . Эти роли считались у юношей-актеров легкими и выигрышными, а поскольку всем заправлял Гоголь, он выбрал их сам. Гоголь, как известно, приехав в Петербург, пробовал поступить на казенную сцену, но провалился на экзамене. На амплуа комических старух театру требовались опытные актрисы, а не юнцы с несомненным даром комика..

  1. Учитель : Еще в 18 веке Ж..Б. Мольер сказал, что «назначение комедии состоит в том, чтобы исправить человека, его пороки. Лучшие образцы серьезной морали обычно менее могущественны, чем сатира и ничто так не действует на людей, как изображение их недостатков.. Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмеяние. Порицание люди сносят легко, но насмешек они не терпят. Быть дурными они согласны, но быть смешными они не хотят». Поэтому веселость Гоголя не всегда простодушна, порой она переходит в сатиру, злую иронию.

К драматургии Н.В. Гоголь обращается в 1833 году – создает «Женитьбу (первое название «Женихи», так как основное внимание было уделено характерам).

В 1835 году пишет «Ревизора». В 1836 – постановка в Санкт –Петербурге, в Александринском театре. Гоголь был недоволен трактовкой, в 1842 году вносит поправки, окончательная редакция относится в 1851 году.

  1. Изучение нового учебного материала. Запись на доске и в тетрадях:



Комедия – драматическое произведение, которое высмеивает пороки общества и человека.

Комедия – это драматический жанр литературы, в центре которого стоит комическое смешное событие. Комедия противостоит трагедии в том плане, что трагедия – это высокий жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный жанр. Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в который участники обряда разыгрывали определенные ситуации, вступая в диалог друг с другом. Комический персонаж, наоборот, приниженный, нелепый, смешной, глупый, порочный, неполноценный, в большинстве случаев лишенный внутреннего мира, этакий простачок, не понимающий того, что он смешон.

  1. Учитель: определение мы записали для того, чтобы понять, почему же Н.В. гоголь создал новый тип комедии.

Реакция на пьесу была резко отрицательной. Положительно оценили ее только А.С. Пушкин и П.А. Вяземский.

Основные направления комедии (запись на доске и в тетрадях))

- «Хлестаковщина»;

- комедия власти;

- комедия страха и ошибок;

- комедия любви.

Выбор персонажей таков, что он охватывает все стороны управления: суд, здравоохранение, просвещение, связь, социальное обеспечение.

В образе этого города писатель показал всю российскую жизнь.

Внесценические персонажи: герои писем, дети всех чиновников, персонажи в сцене вранья Хлестакова - расширяют пространство пьесы.



  1. «Парад действующих лиц». Чтение «афишки». Цель – показать «говорящие» фамилии, фамилии – прозвища.

  2. Домашнее задание: читать первое действие комедии, выбрать героя для подробной характеристики.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!