Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. "Шинель"»
Н. В. Гоголь
«Шинель»
Тема «маленького человека» в повести
Цель:
- Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
- выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
“ сам ая загадочн ая фигур а в русской литературе”
- “ Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять, почему продрогшие немцы проиграли свой блиц (войну с СССР), если вас интересуют “идеи”, “факты”, “тенденции”, не трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение”.
В. Набоков
Эпиграф
Весь мир против меня:
Как я велик!…
М.Ю.Лермонтов
«Все мы вышли
из «Шинели» Гоголя»
Ф.М. Достоевский
Зачем же изображать бедность…
и несовершенства нашей жизни,
выкапывая людей и з жизни,
из отдалённых закоулков государства?
… нет, бывает время, когда иначе
нельзя устремить общество и даже
поколение к прекрасному, пока
не покажешь всю глубину его
настоящей мерзости
Н.В. Гоголь
“ НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”.
Притча о человеке
- В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.
- -Ты что ищешь?- спросили они.
- -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:
- - Так что же ты ищешь, Демосфен?
- -Я ищу человека...
- -Кого: его, меня..?
- - Я ищу Че-ло-ве-ка!
К ак через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой.
- Может ли быть душа мёртвой?
- Нет, душа бессмертна.
- Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света, любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя до безумия.
- Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.
“ Петербургские повести”
- новый шаг в развитии русского реализма.
- В этот цикл входят повести : “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”.
- Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами.
- Объединены повести по общему месту событий – Петербургу . Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей , в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях.
- Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
- Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
- - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий.
- - В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью».
Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.
- Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”.
- А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего.
- А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты.
Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).
Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Какова главная тема повести “Шинель”?
- Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни;
- тема “маленького человека”.
А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”.
Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.
- Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…
- В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…
Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?
- Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.
Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости
С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
- Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.
- Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…
- Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие:
- “ Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.
- Письменный ответ на вопрос “Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести “Шинель”?