СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»»

Тема

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Педагогическая цель

Познакомить с биографией писателя, показать своеобразие его первого сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Тип урока

Первичного предъявления новых знаний

Планируемые образовательные результаты (предметные)

Знание основных сведений о писателе, видят своеобразие «Вечера на хуторе близ Диканьки» понимают сюжет произведения, видят реальное и фантастическое в повести.

Личностные результаты

формирование навыков анализа, расширение кругозора.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

познакомились с элементами жизни и быта украинского народа, умеют пересказывать содержание текста.

Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.


Основное содержание темы, понятия, термины

Повесть, юмор, сатира, фантастика

Формы и методы
обучения

Образовательные
ресурсы


Дидактические моменты

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля



Осуществляемые действия

Формируемые умения


I. Организационный момент


приветствие

Демонстрируют готовность к уроку

организация рабочего места

Самоконтроль,

II. Актуализация знаний

«свободный микрофон»


Слушает выступление уч-ся (

чтение наизусть отрывка «Бородино»

Выразительное чтение стих-я

Индивид-й

Стадия «вызов»

Инсерт


Работа в парах

Составьте из данных слов рассказ

Колдовство Украина, помещик, Миргород, гимназия, театр, фантастика, хутор, село Васильевка.

Составляют из данных слов рассказ

Коммуникативные, регулятивные

парная

III. Проблематизация

Сообщение темы.

Слово учителя


Чтение с маркировкой

Собственные имена относятся к имени великого русского писателя Н.В. Гоголя., автора замечательной повести «заколдованное место»

- Какую цель поставим перед собой?


Предлагаю вам прочесть текст учебника и увидеть, как данные на слайде слова связаны с его биографией

Формулируют цель урока:


Читают текст учебника с.157-158 с маркировкой

Коммуникативные, регулятивные

фронтальный

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Беседа:

Что общего нашли со своим рассказом? Что узнали нового?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные

фронтальный

V. Изучение

нового материала

Словарная работа

Значение каких слов нужно посмотреть в словаре?

Выпишите эти слова и их значения


К этим словам мы часто будем обращаться, поставьте значок НВ

Составьте кластер : какие повести вошли в сборник «Вечера…»?

Выписывают значения слов юмор, сатира, фантастика







Составляется кластер

Коммуникативные осуществляет совместную деятельность в парах Личностные: формирование навыков анализа, расширение кругозора.

парная

VI. Первичное осмысление и закрепление

Слово учителя

Слайд

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» имел подзаго­ловок: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Этот вымышленный персонаж придает повестям народный колорит и достоверность.

Перед читателем открывается особый мир, основанный на украинском фольклоре - сказках, песнях, быличках, поверьях, пословицах. Гоголь с детства впитал этот мир, но вдали от родных мест, в Петербурге, ему хотелось перенести родной украинский колорит на страницы своих повестей, поделиться с читателями красотой, образностью, сочностью малороссийского, как тогда

говорили, народного творчества.

Н.В. Гоголь писал матери (апрель 1829 года): «Вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, потому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анек­дотов и проч. и проч. и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно».


Внимательно слушают

Коммуникативные Личностные: формирование навыков анализа, расширение кругозора.

фронтальн

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

беседа

Что же вошло в основу этих повестей?

Продолжите кластер

В основу повести положены народные легенды и сказки об «обманных», т. е. заколдованных, местах. В частности, в народных рассказах имеются указания на горящую свечку, обозначающую место над кладом. Точно так же имеются в украинском фольклоре и мотивы призрачности «нечистого» богатства, превращения его в мусор.

Коммуникативные Личностные: формирование навыков анализа, расширение кругозора.

фронтальный


Чтение народных легенд

Барашек из-под пола

  Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома.   В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.

 — Какой барашек? — спрашивают.
      — Да с-под пола, — отвечают дети.   Просят дети достать барашка. Но кто поверит?  И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался. Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома. И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться.  И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.

ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ

Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.

Копали — он уже близко. Его бы уже взять только — а он опять загремит — да вниз. Копают глубже — опять он вниз.

Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать…

О чем эта легенда? О заговоренном кладе. В основу «Заколдованного места тоже вошла легенда о кладе

Читают легенды, отмечают их особенность

Коммуникативные Личностные: формирование навыков анализа, расширение кругозора.

фронтальный

IX. Итог урока. Рефлексия

Беседа по вопросам

-что нового узнали на уроке?

В чём особенность сборника «Вечера на хуторе…»?

С какими понятиями мы познакомились? Что нужно повторить и хорошо запомнить?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные, регулятивные

фронтальный

X. Домашнее задание


Прочитать повесть «Заколдованное место» выписать непонятные слова

Записывают Д_з

Коммуникативные, регулятивные

фронтальный