СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь. Комедия Ревизор история создания. Сюжет, композиция, система образов. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. Комедия Ревизор история создания. Сюжет, композиция, система образов. 8 класс.»

Н.В. Гоголь. Комедия

Н.В. Гоголь.

Комедия "Ревизор": история создания. Сюжет, композиция, особенности конфликта

« Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…» В. Г. Белинский Б. И. Лебедев. Белинский и Гоголь (1946)

« Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…»

В. Г. Белинский

Б. И. Лебедев. Белинский и Гоголь (1946)

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем . (Н.В. Гоголь)

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем .

(Н.В. Гоголь)

История создания «Ревизора» Как драматург Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. В 30-е годы XIX века он серьёзно задумывается о будущем русской комедии.

История создания «Ревизора»

Как драматург Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. В 30-е годы XIX века он серьёзно задумывается

о будущем

русской комедии.

 В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н. В. Гоголь взял известную народную пословицу: “ На зеркало неча пенять, коли рожа крива”

В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н. В. Гоголь взял известную народную пословицу:

На зеркало неча пенять,

коли рожа крива”

Интересно, что эпиграф появился не сразу, а только через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя.

Интересно, что эпиграф появился не сразу, а только через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя.

В 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»). Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин.

В 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).

Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал

А.С. Пушкин.

В октябре 1835 года Н.В. Гоголь писал А.С. Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит писать тем временем комедию... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин дал сюжет. Пушкин рассказал историю , случившуюся в Одессе с общим их знакомым, редактором журнала «Отечественные записки», которого приняли было за ревизора, приносили ему просьбы, совали взятки. Вспоминают, как однажды самого Пушкина приняли за ревизора инкогнито.

В октябре 1835 года Н.В. Гоголь писал А.С. Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит писать тем временем комедию... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта».

И Пушкин дал сюжет.

Пушкин рассказал историю , случившуюся в Одессе с общим их знакомым, редактором журнала «Отечественные записки», которого приняли было за ревизора, приносили ему просьбы, совали взятки. Вспоминают, как однажды самого Пушкина приняли за ревизора инкогнито.

 Над текстом комедии писатель работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года.  Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внёс последние изменения в одну из реплик 4 действия.  Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841, 1842.

Над текстом комедии писатель работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года.

Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внёс последние изменения в одну из реплик 4 действия.

Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841, 1842.

Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на сцене Александринского театра в Петербурге.

Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на сцене Александринского театра в Петербурге.

На петербургской премьере 1836 г. присутствовал сам Николай I. Комедия не была официально запрещена. Но Николай I решил по-своему бороться с комедией. Сразу после премьеры гоголевского «Ревизора» по императорской инициативе было заказано написание пьесы на тот же сюжет, но с другим финалом: все чиновники-казнокрады должны быть наказаны, что, безусловно, ослабило бы сатирическое звучание «Ревизора». Кто был выбран для авторства нового «настоящего» «Ревизора», долгое время не афишировалось..

На петербургской премьере 1836 г. присутствовал сам Николай I.

Комедия не была официально запрещена. Но Николай I решил по-своему бороться с комедией. Сразу после премьеры гоголевского «Ревизора» по императорской инициативе было заказано написание пьесы на тот же сюжет, но с другим финалом: все чиновники-казнокрады должны быть наказаны, что, безусловно, ослабило бы сатирическое звучание «Ревизора».

Кто был выбран для авторства

нового «настоящего»

«Ревизора», долгое время не

афишировалось..

ДРАМА КОМЕДИЯ произведение, предназначенное для постановки на сцене. драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

ДРАМА

КОМЕДИЯ

произведение, предназначенное для постановки на сцене.

драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

Особенности драматического произведения Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене. Пьеса делится на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления. В основе драматического произведения лежит конфликт. В пьесе в диалогической и монологической формах воссоздаётся речь героев, воспроизводятся их поступки, поведение в целом. Каждый период речи героев называется репликой. В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки.

Особенности драматического произведения

  • Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене.
  • Пьеса делится на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления.
  • В основе драматического произведения лежит конфликт.
  • В пьесе в диалогической и монологической формах воссоздаётся речь героев, воспроизводятся их поступки, поведение в целом.
  • Каждый период речи героев называется репликой.
  • В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки.
Средства создания образа в драматическом произведении Декорации, интерьер; Ремарки; Речь персонажа; Самохарактеристика; Взаимные характеристики героев; Поступки персонажей; Художественная деталь; Говорящие имена

Средства создания образа в драматическом

произведении

  • Декорации, интерьер;
  • Ремарки;
  • Речь персонажа;
  • Самохарактеристика;
  • Взаимные характеристики героев;
  • Поступки персонажей;
  • Художественная деталь;
  • Говорящие имена
Сюжет пьесы необычайно прост : в уездном городе чиновники ожидают приезда ревизора.

Сюжет пьесы необычайно прост : в уездном городе чиновники ожидают приезда ревизора.

Композиция комедии Экспозиция – сообщение городничего о тайном приезде ревизора. совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять; Завязка – предположения Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение чиновников; Развитие действия – все похождения Хлестакова в роли ревизора, закончилось сватовством и отъездом;  Кульминация – вечер у городничего, чтение письма;  Развязка – сообщение о приезде настоящего ревизора

Композиция комедии

Экспозиция – сообщение городничего о тайном приезде ревизора. совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять;

Завязка – предположения Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение чиновников;

Развитие действия – все похождения Хлестакова в роли ревизора, закончилось сватовством и отъездом; Кульминация – вечер у городничего, чтение письма; Развязка – сообщение о приезде настоящего ревизора

Уездный город Устюжна Новгородской губернии, где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора»  В черновиках «Ревизора» мелькает название уездного городка Устюжна. Маленький городок в центре России, от него «хоть три года скачи, ни до какой границы не доскачешь». Случилось в городке необычайное происшествие: ждали ревизора, а вместо него приехал молодой, ловкий человек, выдал себя за ревизора, набрал взяток – да и был таков. После него, точно, приехал настоящий ревизор, и вся авантюра открылась. Дом администрации города, в котором мог управлять делами Городничий Старинный особняк, где мог жить Сквозник-Дмухановский Улица со старыми домами, по которой могли гулять герои «Ревизора» Почти центр города…

Уездный город Устюжна Новгородской губернии, где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора»

В черновиках «Ревизора» мелькает название уездного городка Устюжна. Маленький городок в центре России, от него «хоть три года скачи, ни до какой границы не доскачешь». Случилось в городке необычайное происшествие: ждали ревизора, а вместо него приехал молодой, ловкий человек, выдал себя за ревизора, набрал взяток – да и был таков. После него, точно, приехал настоящий ревизор, и вся авантюра открылась.

Дом администрации города, в котором мог управлять делами Городничий

Старинный особняк,

где мог жить Сквозник-Дмухановский

Улица со старыми домами,

по которой могли гулять герои «Ревизора»

Почти центр города…

Комедия начинается сценою в доме городничего: « Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».  Чиновники озадачены. За каждым водятся грешки, которые надобно быстро прикрыть, чтобы безобразие общее запустение не казалось замеченным. Забыты распри, зависть – их объединяет страх, опасность. Читатель и зритель сразу знакомятся со всеми чиновниками, узнают их слабости и, таким образом, оказывается в центре событий. Городничий : « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»
  • Комедия начинается сценою в доме городничего: « Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

  • Чиновники озадачены. За каждым водятся грешки, которые надобно быстро прикрыть, чтобы безобразие общее запустение не казалось замеченным. Забыты распри, зависть – их объединяет страх, опасность. Читатель и зритель сразу знакомятся со всеми чиновниками, узнают их слабости и, таким образом, оказывается в центре событий.

Городничий : « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»

ПОЗНАКОМИМСЯ С ГЕРОЯМИ Афиша - перечень действующих лиц, в ней перечислены все участники пьесы. Для чего?

ПОЗНАКОМИМСЯ С ГЕРОЯМИ

Афиша - перечень действующих лиц, в ней перечислены все участники пьесы. Для чего?

Городничий Из письма Чмыхова : «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…» Земляника при разговоре с Хлестаковым : «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!» Один из купцов : «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай… ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…» Ляпкин-Тяпкин : «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!» Из письма Хлестакова : «городничий глуп, как сивый мерин» О себе: «Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства», «а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог», «да, признаюсь…очень хочу быть генералом», «как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»

Городничий

Из письма Чмыхова : «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…»

Земляника при разговоре с Хлестаковым : «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!»

Один из купцов : «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай… ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…»

Ляпкин-Тяпкин : «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!»

Из письма Хлестакова : «городничий глуп, как сивый мерин»

О себе:

«Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства», «а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог», «да, признаюсь…очень хочу быть генералом», «как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»

Городничий - судье : «У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками…кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…»  Ляпкин-Тяпкин:  «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело» Ляпкин-Тяпкин - Землянике:  «Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..» Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин судья

Городничий - судье :

«У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками…кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…»

Ляпкин-Тяпкин: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело»

Ляпкин-Тяпкин - Землянике:

«Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..»

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

судья

Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека Городничий - Землянике : «Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему» Артемий Филиппович Земляника  попечитель богоугодных заведений  (руководитель больниц) Земляника - Хлестакову : « Больные все, как мухи, выздоравливают» Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку: «Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается»

Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека

Городничий - Землянике :

«Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему»

Артемий Филиппович Земляника

попечитель богоугодных заведений

(руководитель больниц)

Земляника - Хлестакову :

« Больные все, как мухи, выздоравливают»

Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку:

«Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается»

Христиан Иванович Гибнер  уездный лекарь (главный врач) Земляника о Гибнере:  «Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли меры: человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет… да и Христиан Иванович по-русски ни слова не знает…»

Христиан Иванович Гибнер

уездный лекарь

(главный врач)

Земляника о Гибнере:

«Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли меры: человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет…

да и Христиан Иванович по-русски

ни слова не знает…»

Иван Кузьмич Шпекин почтмейстер (начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров) С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма: «Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»

Иван Кузьмич Шпекин почтмейстер

(начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров)

С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма:

«Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»

Бобчинский о Хлестакове :  «Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?» Добчинский о своих ощущениях : «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх» Пётр Иванович Бобчинский Пётр Иванович Добчинский  городские помещики Они похожи, но не тождественны: Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками»  В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров.

Бобчинский о Хлестакове :

«Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?»

Добчинский о своих ощущениях : «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх»

Пётр Иванович Бобчинский

Пётр Иванович Добчинский

городские помещики

Они похожи, но не тождественны:

Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками»

В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров.

Иван Александрович Хлестаков чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга Хлестаков о себе :« Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия» Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как  у него что на уме, то и на языке Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку.  Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия Гоголь: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»

Иван Александрович Хлестаков

чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга

Хлестаков о себе :« Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия»

Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как

у него что на уме, то и на языке

Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку.

Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость

Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия

Гоголь: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»

Осип слуга Хлестакова «…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни) «…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге) «добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( * коллежский регистратор-чиновник самого низшего 14 класса) « генерал, да только с другой стороны»  ( о Хлестакове) « что, там другой выход есть?»  ( о доме Городничего)

Осип слуга Хлестакова

«…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни)

«…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге)

«добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( * коллежский регистратор-чиновник самого низшего 14 класса)

« генерал, да только с другой стороны»

( о Хлестакове)

« что, там другой выход есть?»

( о доме Городничего)

Анна Андреевна жена городничего  Марья Антоновна дочь городничего Объяснение в любви  Сцена вранья

Анна Андреевна жена городничего

Марья Антоновна дочь городничего

Объяснение в любви

Сцена вранья

ВОПРОС, ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДНИЧИЙ Место, занимаемое персонажем в произведении. ХЛЕСТАКОВ Общественное и семейное положение. Образование и воспитание Основные интересы, жизненные цели. Внешность, манера держаться. Речь персонажа. Поступки, особенности поведения. Взаимоотношения с другими персонажами. Значение в раскрытии идеи произведения. Роль в развитии сюжета. Авторская оценка персонажа и способы её выражения.

ВОПРОС, ХАРАКТЕРИСТИКА

ГОРОДНИЧИЙ

Место, занимаемое персонажем в произведении.

ХЛЕСТАКОВ

Общественное и семейное положение.

Образование и воспитание

Основные интересы, жизненные цели.

Внешность, манера держаться.

Речь персонажа.

Поступки, особенности поведения.

Взаимоотношения с другими персонажами.

Значение в раскрытии идеи произведения.

Роль в развитии сюжета.

Авторская оценка персонажа и способы её выражения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Заполните таблицу  Характеристика чиновников уездного города Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Заполните таблицу Характеристика чиновников уездного города

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту