9 класс | |
Урок №40-41 | Слово о Гоголе. История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиция произведения. |
Цели: | показать учащимся своеобразие Н.В.Гоголя как писателя и человека; познакомить с замыслом, историей создания, особенностями жанра и композиции, смыслом названия поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать умения отвечать на вопросы эвристического и проблемного характера, делать выводы; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; воспитывать потребность в осмысленном чтении; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия. |
Ожидаемые результаты: | учащиеся знают о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой. |
Оборудование: | учебник, видеофрагменты, раздаточный материал для работы в группах, листы А-3, фломастеры |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности. Притча «Тысяча загадок» Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: — Ничего я загадочного не увидел, учитель. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно изучены и всем знакомы. Второй ученик пришел только через неделю и сказал: — Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел дольше задерживаться, хотя мне не хватило времени, чтобы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо? Почему Бог создал так много разных трав? Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: — Где ты еще успел побывать кроме поля? — После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему Бог создал водных и земных животных? До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: — Больше я никуда не успел сходить, учитель. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки. — Ничего страшного, — ответил учитель. — Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца — все ясно. | Приветствуют учителя. Прослушивают притчу, определяют основной смысл, интерпретируя ее содержание. |
Этап актуализации опорных знаний | Литературный тренинг. Кто из перечисленных лиц имеет отношение к А.С. Пушкину, а кто – к М.Ю. Лермонтову? Кто из героев является персонажем произведений А.С. Пушкина, а кто – М.Ю. Лермонтова? Заполните таблицу. Литературный герой | Автор | Произведение | Вернер | | | Вещий Олег | | | О. Ларина | | | Грушницкий | | | Вулич | | | Шамаханская царица | | | Лиговская | | | Бурмин | | | Швабрин | | | Парус | | | Угадайте, кто автор? Этому литератору, намекая на его фамилию, однажды сказали: «Если вы и птица, то небесная!» У этого российского классика было два носа. Одна из его комедий заканчивается «немой сценой». По словам этого гения «в России две беды: дураки и дороги» Выберите из списка только те произведения, которые принадлежат данному писателю. | «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Шинель», «После бала», «Горе от ума», «Станционный смотритель», «Недоросль», «Мертвые души», «Отцы и дети». | | Работа в группах. Взаимопроверка – прием «Карусель» |
Операционно-деятельный этап | Совместное целеполагание. Работа с эпиграфом. Просмотр видеофрагментов о биографии писателя. Создание кластера «Н.В.Гоголь». Составление «тонких» и «толстых» вопросов. Взаимоопрос. Назовите новые для вас факты биографии Н.В.Гоголя. Какие произведения были написаны писателем? Какова их судьба? По сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чём причина? Легко ответить: в его гениальности. Но такое объяснение будет слишком неконкретным, общим. Ведь каждый великий художник имеет свои особые истоки и импульсы. Имел их и Гоголь. Сама история написания «Мёртвых душ» уже таит в себе немало удивительного. Что можете рассказать о ней вы? Создание проблемной ситуации - В письме Пушкину от 7 ноября 1835 года Гоголь писал: «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь…», а уже 12 ноября 1836 года в письме Жуковскому он говорит о своей работе: «если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» Что изменилось в сознании писателя? Почему вместо «показать» Русь «с одного боку» сменяется намерением представить её «всю»? Каким образом это осуществляется? Создание «говорящего постера» и его защита. Сюжет и композиция поэмы Смысл названия и символика поэмы. Жанровое своеобразие. - «Вся Русь» явилась в «Мёртвых душах». Бесстрашный автор сказал святую правду о ней. Он, конечно, не очень уверен в том, что его послушают, но пошёл на этот гражданский подвиг без колебаний, «первым взглянул смело и прямо на русскую действительность». (В. Г. Белинский). Просмотр ролика «Птица-тройка» | Записывают тему урока и эпиграф, формулируют цели и задачи урока. Эпиграф. «Мёртвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть. Ю. Манн Работа в группах. Просматривают видеофрагменты о жизни и творчестве поэта, на основе данного материала создают кластер. Взаимопроверка – прием «Карусель» (учащиеся других групп дополняют информацию кластера своим маркером, выставляют оценку). Составляют два вопроса («тонкий» и «толстый») для взаимоопроса, задают их группам (вариант – вопросы по «Ромашке Блума»). Изучают материал предложенного кейса, материал учебника, анализируют его, выбранную информацию структурируют в виде постера, опорной таблицы, схемы (различные варианты – на выбор). Представляют работу классу. ФО: «Светофор» Делают записи по ходу защиты работ и обобщения учителя. Возвращаются к проблемной ситуации и предлагают свои аргументы для ее решения. |
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия «Свободный микрофон» Проблемный вопрос - Гоголь как-то сказал: «засмеяться хорошим светлым смехом может только глубоко добрая душа». Как вы считаете, смех у Гоголя был не очень хорошим и светлым, или его душа не могла быть достаточно хорошей? Прием «Корзина вопросов» Возвращаемся к притче «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца — все ясно». Какие вопросы возникли у вас по ходу урока и не нашли ответа? Над какими загадками, связанными с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя, вы хотели бы поразмышлять? - Белинский писал: "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда невиданное произведение. "Мертвые души" требуют изучения". Будем же с вами считать, ребята, что мы только начинаем увлекательное и бесконечное путешествие - путешествие к смыслу гениальной поэмы Гоголя! | Высказываются по проблемному вопросу: выражают собственную точку зрения, аргументируют ее, используя материал урока. Фиксируют вопросы на стикерах, прикрепляют к «корзине вопросов» |
Домашнее задание | Индивидуальное задание: создать эскиз обложки к произведению Гоголя «Мертвые души». Индивидуальное задание: просмотреть аналогии между «Мертвыми душами», эпосом Гомера и «Божественной комедией» Данте. Для заучивания наизусть: Н.В. Гоголь. Лирическое отступление о птице-тройке из поэмы «Мертвые души». Групповая работа. Коллаж «Галерея помещиков» Прочитать 2-6 главы поэмы, составить характеристики помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин) по плану: описание деревни и усадьбы; портрет помещика, его речь, занятия, интересы; отношение помещиков к Чичикову, их реакция на куплю-продажу мертвых душ; основные черты героя; авторская характеристика героя. | |