СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь "Шинель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по произведению Н.В. Гоголя "Шинель"

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь "Шинель"»

  Николай Васильевич Гоголь  «Шинель» (повесть)  цикл «Петербургские повести»    Дата рождения:  20 марта (1 апреля) 1809[3] Место рождения: Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния, Российская империя Дата смерти: 21 февраля (4 марта) 1852 (42 года) Место смерти: Москва, Российская империя Портрет кисти Ф. Моллера (1840, Третьяковская галерея)

Николай Васильевич Гоголь «Шинель» (повесть) цикл «Петербургские повести»

Дата рождения: 20 марта (1 апреля) 1809[3]

Место рождения: Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния, Российская империя

Дата смерти: 21 февраля (4 марта) 1852 (42 года)

Место смерти: Москва, Российская империя

Портрет кисти Ф. Моллера (1840, Третьяковская галерея)

Автор — Николай Васильевич Гоголь (1809–1852). Дата создания — 1841 г. Первая публикация — в 1842 г.; входила в цикл «Петербургских повестей». Направление — «натуральная школа», реализм, критический реализм. Род — эпос. Жанр — повесть. Тема — жизнь и смерть «маленького человека». Проблематика:  «Маленький человек» достоин жалости и сострадания общества?  Можно ли смеяться над кроткими людьми? 
  • Автор — Николай Васильевич Гоголь (1809–1852).
  • Дата создания — 1841 г.
  • Первая публикация — в 1842 г.; входила в цикл «Петербургских повестей».
  • Направление — «натуральная школа», реализм, критический реализм.
  • Род — эпос.
  • Жанр — повесть.
  • Тема — жизнь и смерть «маленького человека».
  • Проблематика: 
  • «Маленький человек» достоин жалости и сострадания общества? 
  • Можно ли смеяться над кроткими людьми? 

Творческий толчок, положенный в основу повести «Шинель» Н.В. Гоголя

  • Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего ружья рублей в 200 .
  • В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки.
  • Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны.
  • Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице...
  • Всё смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.
  • Анекдот был первой мыслию чудной повести его Шинель, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер…
  • Анненков П.В., Литературные воспоминания, М., Правда, 1989 г., с. 55.
Анализ « Мы все вышли из «Шинели» Гоголя,» - писал Ф.М. Достоевский. И это не случайно. Гоголь один из первых русских писателей, кто поднял тему «маленького человека». Кто такой маленький человек? - невысокое социальное положение; - не одарен выдающимися способностями;  - добродушный, безобидный.

Анализ

  • « Мы все вышли из «Шинели» Гоголя,» - писал Ф.М. Достоевский. И это не случайно. Гоголь один из первых русских писателей, кто поднял тему «маленького человека».
  • Кто такой маленький человек?

- невысокое социальное положение;

- не одарен выдающимися способностями;

- добродушный, безобидный.

Анализ Акакий – в переводе с греческого обозначает «беззлобный», «кроткий». Получается, что имя чиновника Акакий Акакиевич можно перевести как Кроткий, сын Кроткого. Выходит «гиперболизированная незлобивость». В самом деле, герой за всю жизнь мухи не обидел, не говоря уже о том, чтобы как-то ответить на откровенные издевательства со стороны коллег. Гоголь безусловно сочувствует судьбе А.А. – «маленькому человеку» – так будет впоследствии назван этот персонаж. С литературным типом «маленького человека» мы уже встречались. Это С… В… из повести Пушкина «С.. С..»

Анализ

  • Акакий – в переводе с греческого обозначает «беззлобный», «кроткий».
  • Получается, что имя чиновника Акакий Акакиевич можно перевести как Кроткий, сын Кроткого.
  • Выходит «гиперболизированная незлобивость». В самом деле, герой за всю жизнь мухи не обидел, не говоря уже о том, чтобы как-то ответить на откровенные издевательства со стороны коллег.
  • Гоголь безусловно сочувствует судьбе А.А. – «маленькому человеку» – так будет впоследствии назван этот персонаж.
  • С литературным типом «маленького человека» мы уже встречались.
  • Это С… В… из повести Пушкина «С.. С..»
Сюжет Прежде чем рассказать историю пошива новой шинели главным героем, Гоголь дает экспозицию: рассказывает о внешности героя, о его рождении. Далее описывается служба Акакия Акакиевича в департаменте и устройстве его космоса – повседневной жизни. Молодые чиновники чинят ему пакости, осыпая бумажками, толкают под руку. Но А.А. исполняет свою службу «с любовью». А служба его – переписывание бумаг. Придя домой из присутствия к себе в каморку, наскоро отобедав скудной пищей, он обращается к пище духовной: переписывает бумаги, принесенные домой.. Написавшись всласть, он ложиться спать.

Сюжет

  • Прежде чем рассказать историю пошива новой шинели главным героем, Гоголь дает экспозицию: рассказывает о внешности героя, о его рождении.
  • Далее описывается служба Акакия Акакиевича в департаменте и устройстве его космоса – повседневной жизни.
  • Молодые чиновники чинят ему пакости, осыпая бумажками, толкают под руку. Но А.А. исполняет свою службу «с любовью».
  • А служба его – переписывание бумаг. Придя домой из присутствия к себе в каморку, наскоро отобедав скудной пищей, он обращается к пище духовной: переписывает бумаги, принесенные домой.. Написавшись всласть, он ложиться спать.
Табель о рангах — утверждённый в 1722 г. Петром I порядок присвоения чинов военной и гражданской службы. Чины были разделены на 14 уровней (классов, рангов), где 1-й ранг — наивысший, а 14-й — низший. В повести идёт речь о жизни титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Современного читателя не должно обманывать громкое слово «советник». Согласно Табели о рангах это гражданский чин 9-го ранга, то есть один из низших. Коллежский регистратор — гражданский чин 14 ранга, согласно Табели о рангах.  Прослужив некоторое время в Петербурге коллежским регистратором , Гоголь смог правдиво изобразить тяготы скучной бумажной работы и полуголодного существования скромного чиновника. Акакий Акакиевич Башмачки  Иллюстрация П. М. Боклевского, 1895
  • Табель о рангах — утверждённый в 1722 г. Петром I порядок присвоения чинов военной и гражданской службы. Чины были разделены на 14 уровней (классов, рангов), где 1-й ранг — наивысший, а 14-й — низший.
  • В повести идёт речь о жизни титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Современного читателя не должно обманывать громкое слово «советник».
  • Согласно Табели о рангах это гражданский чин 9-го ранга, то есть один из низших.
  • Коллежский регистратор — гражданский чин 14 ранга, согласно Табели о рангах. 
  • Прослужив некоторое время в Петербурге коллежским регистратором , Гоголь смог правдиво изобразить тяготы скучной бумажной работы и полуголодного существования скромного чиновника.

Акакий Акакиевич Башмачки

Иллюстрация П. М. Боклевского, 1895

Одна точка зрения на героя

Одна точка зрения на героя

Другая точка зрения на героя, сближающая повесть Гоголя с житием. Слово А.А. могло воздействовать на людей, А.А. Был одухотворённым!

Другая точка зрения на героя, сближающая повесть Гоголя с житием.

Слово А.А. могло воздействовать на людей, А.А. Был одухотворённым!

Продолжите рассказ по предложенному началу… Но эта убогая, но вполне гармоничная жизнь человека нарушается. Акакий Акакиевич обнаруживает, что… Он идет… Петрович осматривает «капот» и выносит приговор… Акакий Акакиевич потрясен… Осознав, что без новой шинели не обойтись, он начинает…

Продолжите рассказ по предложенному началу…

  • Но эта убогая, но вполне гармоничная жизнь человека нарушается.
  • Акакий Акакиевич обнаруживает, что…
  • Он идет…
  • Петрович осматривает «капот» и выносит приговор…
  • Акакий Акакиевич потрясен…
  • Осознав, что без новой шинели не обойтись, он начинает…
Портной сначала звался Григорием. Потом получил вольную и стал называться Петровичем. Петербург в тексте не случаен. Он двигатель сюжета. Петербург прямо указывает, что А.А. нуждается в новой шинели (холод, северный мороз).  Почему Петербург так не любит А.А. ? Его не устраивает образ жизни А.А. А как он служит? Он служит… с любовью!!! Да с одной стороны, он ограниченность (он только и способен, что переписывать), а с другой стороны – он любит, что делает. Его мир – это мир букв, мир письма. В то время как другие чиновник развлекались, наш герой занимался делом. «Шинель».  Иллюстрация Натальи Тулегеновой
  • Портной сначала звался Григорием. Потом получил вольную и стал называться Петровичем.
  • Петербург в тексте не случаен. Он двигатель сюжета. Петербург прямо указывает, что А.А. нуждается в новой шинели (холод, северный мороз).
  • Почему Петербург так не любит А.А. ? Его не устраивает образ жизни А.А.
  • А как он служит? Он служит… с любовью!!!
  • Да с одной стороны, он ограниченность (он только и способен, что переписывать), а с другой стороны – он любит, что делает. Его мир – это мир букв, мир письма. В то время как другие чиновник развлекались, наш герой занимался делом.

«Шинель».

Иллюстрация Натальи Тулегеновой

А.А. тут же вспоминает про Петровича, который за небольшую сумму латает шинели всем чиновникам. Но Петрович отказывает: никак нельзя гардероб испорчен. А.А. идет на хитрость: « а приду-ка я к нему когда Петровичу надо будет выпить». А когда мы видели А.А. хитрым ? Никогда! Петрович стоит на своем. Потом Петровичу удалось уговорить А.А. положить кошку на воротник, а не куницу. А это же обман! Началось все с хитрости и закончилось обманом. Петербург – Петрович. Объединяет имя. Они становятся искусителями А.А. А.А. изменяет сам себе. Своему предназначению.
  • А.А. тут же вспоминает про Петровича, который за небольшую сумму латает шинели всем чиновникам.
  • Но Петрович отказывает: никак нельзя гардероб испорчен.
  • А.А. идет на хитрость: « а приду-ка я к нему когда Петровичу надо будет выпить». А когда мы видели А.А. хитрым ? Никогда!
  • Петрович стоит на своем.
  • Потом Петровичу удалось уговорить А.А. положить кошку на воротник, а не куницу.
  • А это же обман! Началось все с хитрости и закончилось обманом.
  • Петербург – Петрович. Объединяет имя. Они становятся искусителями А.А.
  • А.А. изменяет сам себе. Своему предназначению.
В этом городе был А.А. который не просто служил, он служил с любовью. И своим словом преображал. А когда он начинает копит на шинель он думает только о шинели, а когда чуть не ошибся, сказал: «Ух!», - и перекрестился. А.А. приобщается к этой пустоте и порочности.
  • В этом городе был А.А. который не просто служил, он служил с любовью. И своим словом преображал.
  • А когда он начинает копит на шинель он думает только о шинели, а когда чуть не ошибся, сказал: «Ух!», - и перекрестился.
  • А.А. приобщается к этой пустоте и порочности.
Как только у А.А. поменялась шинель, его пригласили на день рождения. Поменялась шинель и поменялся А.А. На улице он стал замечать витрины, девушку (раньше он ничего не видел). Он становится таком же как все. Нет в нем любви, нет в нем служения. В гости приходит, снимает шинель и все его перестают замечать . Потом он видит, что шинель его валяется. Итак в образе маленького человека мы видим, что да он социально бесправен, унижен, но для Гоголя ( а он религиозный писатель) важно показать духовную деградацию. Гоголь закладывает еще один уровень сострадания: А.А. не удержался в своей духовности. И тогда в А.А. можно увидеть себя. А мы знаем, что трагическое в этой истории мы можем увидеть только тогда, когда мы видим себя. Только если мы себя поставим на место человека, мы можем испытывать эмпатию , то есть, сострадание.
  • Как только у А.А. поменялась шинель, его пригласили на день рождения.
  • Поменялась шинель и поменялся А.А. На улице он стал замечать витрины, девушку (раньше он ничего не видел). Он становится таком же как все. Нет в нем любви, нет в нем служения.
  • В гости приходит, снимает шинель и все его перестают замечать . Потом он видит, что шинель его валяется.
  • Итак в образе маленького человека мы видим, что да он социально бесправен, унижен, но для Гоголя ( а он религиозный писатель) важно показать духовную деградацию.
  • Гоголь закладывает еще один уровень сострадания: А.А. не удержался в своей духовности. И тогда в А.А. можно увидеть себя. А мы знаем, что трагическое в этой истории мы можем увидеть только тогда, когда мы видим себя.
  • Только если мы себя поставим на место человека, мы можем испытывать эмпатию , то есть, сострадание.
Продолжите рассказ по предложенному началу… Посреди огромной пустынной площади его… А.А. ищет… Значительное лицо жестоко… А.А. от пережитого ужаса…. Вскоре возле Калинкина моста начинает…. В то время значительное лицо отправляется на приятельскую вечеринку, оттуда едет к знакомой даме… Он возвращается домой и больше… Появление чиновника-мертвеца…….

Продолжите рассказ по предложенному началу…

  • Посреди огромной пустынной площади его…
  • А.А. ищет…
  • Значительное лицо жестоко…
  • А.А. от пережитого ужаса….
  • Вскоре возле Калинкина моста начинает….
  • В то время значительное лицо отправляется на приятельскую вечеринку, оттуда едет к знакомой даме…
  • Он возвращается домой и больше…
  • Появление чиновника-мертвеца…….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!