| Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений о Петербурге. Ты знавал этот город туманов, Город холода, мглы и тоски. (П. Якубович) Холодно, серо, туман все растет.(А. Барыкова) Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид. Свод небес зелено-бледный, Голод, холод и гранит. ( А. Пушкин). - Что общего в описании Петербурга у поэтов ( холод, ветер, бесприютность), найдите эти слова. Гоголь и сам чувствовал себя очень одиноко, мерз в холодном, открытом всем ветрам зимнем Петербурге, не будучи в состоянии приобрести себе новую шинель: в письме к матери от 2 апреля 1830 года Гоголь сообщает, что «не в состоянии был сделать нового…даже теплого плаща, необходимого для зимы» и» отхватал всю зиму в летней шинели». В таком городе хочется согреться, укрыться от ветра, хочется тепла и понимания. Хочется этого и А.А. Башмачкину – герою рассказа «Шинель». Работа с учебником. Каким предстает Петербург в повести? Найдите в тексте рассказа «Шинель», как Гоголь описывает зиму, ветер – выпишите эти цитаты в тетрадь (не забудьте записать тему урока). Петербург - символ вечного адского холода. Только ли о физическом холоде идет речь? На самом деле, речь идет не только о физическом холоде, но и о внутреннем, душевном холоде, одиночестве, забитости и ненужности, тоске. Так ли необходима новая шинель Акакию Акакиевичу?(старая протерлась, в ней холодно, новая необходима, так как старую починить нельзя) Башмачкин живет в своем игрушечном мире, не замечая окружающего. Шинель заставляет его вступать во внешний мир, взаимодействовать с ним. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ) - Какие определения шинели встречаются в тексте? (старая шинель, капот, серпянка; вечная идея, подруга жизни, светлый гость). Как меняется поведение Акакия Акакиевича с появлением в его жизни «шинели»? («озарилась светом идеи», зачитать в тексте) Меняется ли отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу? (все узнали, выбежали, стали поздравлять, приветствовать, приглашают на вечер», чтобы показать, что знаются даже с низшими.) Гоголю свойственно видеть в вещах нечто роковое, дьявольское, губительное для человека. Мечта согреться, быть другим , почувствовать себя нужным не сбылась. В мире, где царит равнодушие, унижения, вседозволенность и всевластие, трудно «маленькому человеку». Рассмотрим сцену грабежа: пустынные улицы – глуше и уединеннее – площадь – пустыня - огонек на краю света- сердце предчувствовало недоброе- точно море вокруг него - затуманило в глазах и забилось в груди. Вывод: сцена грабежа навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает смертельное одиночество и тоску. Злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся глуше, фонари мелькают реже. Акакий Акакиевич терпит бедствие от разгула стихии и ищет зашиты у государства. Сцена посещения значительного лица: можно ли ее считать кульминационной? (учащиеся зачитывают эпизод) Сцену можно считать кульминационной, так как после этого заканчивается реальное и начинается фантастическое. Башмачкин взбунтовался, уходя из жизни. Со смертью героя сюжет не заканчивается, не обрывается, он переходит в фантастический план. Начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии. Сцена покушения на значительное лицо является зеркальным отображением сцены ограбления Акакия Акакиевича « А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек,- отдавай же теперь свою!». Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел. В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт - Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Повесть заканчивается внезапно разгулявшейся стихией… Образ будочника - блюстителя власти, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией символичен: бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности. Гуманизм- ключевое слово рассказа. Вспомните слова Акакия Акакиевича: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Таким образом , повесть не только о любви к ближнему , к соотечественникам « Я брат Ваш», но и об ответственности каждого друг перед другом, о роли и государства в судьбе каждого человека. «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое». |