Тема: Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».
Повесть «Невский проспект»
Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».
Повесть «Невский проспект»
Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга…
Н.Г.Чернышевский
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ
Цели урока:
расширение представлений девятиклассников о Гоголе как человеке и писателе,
раскрытие особенностей художественного мастерства Гоголя–писателя.
Задачи урока:
формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная деталь, юмор);
развивать умение анализа художественного текста;
формировать навык конспектирования лекции и рассказа учителя;
воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания, анализа произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи, общения.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска
Ход урока:
Этапы урока и их содержание | № слайда |
Организационный момент. Объявление темы, целей и задач урока. Постановка технической задачи:запись в тетрадь основных событий жизни писателя, художественных особенностей его рассказов. 2. Очерк жизни и творчества писателя (лекция с элементами беседы и выступлениями подготовленных учащихся.) Н.В.Гоголь. Годы жизни писателя - 1809-1852. Рассказ подготовленного ученика о детских годах Н.В.Гоголя. Рассказ подготовленного ученика об учебных годах Н.В.Гоголя и о первой романтической поэме «Ганц Кюхельгартен» Первый период творчества Н.В.Гоголя (1829-1835г.-«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832), «Миргород»,« Арабески»(1835г.) Второй период творчества Н.В.Гоголя (1835г.-1842г -«Ревизор»,«Мертвые души»,«Сочинения» в 4-х томах.) Третий период творчества Н.В.Гоголя (1842-1855- Работа над вторым томом «Мертвых душ»,1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями», 1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг Рефлексия: Кто самый внимательный? В каком городе родился Н.В.Гоголь? (20 марта 1809г, Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии) Какое образование получил Гоголь?(Нежинская гимназия высших наук князя А.А.Безбородко) Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль») Назовите первое опубликованное произведение Гоголя. (1829г, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов) В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (в Петербурге, 1836 г., 19 апреля, Александрийский театр) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? ( «На зеркало неча пенять, коли ржа крива») Назовите авторов памятников Гоголю в Москве. ( Скульпторы:Н.А.Андреев и Н.В.Томский) Слово учителя. Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами. И. Золотусский Жизнь Н.В.Гоголя, если сравнить её с биографией других русских писателей, была спокойной и благополучной. Его не арестовывали и не ссылали, как Пушкина и Лермонтова, палач не набрасывал ему петлю на шею, как Рылееву, он не переживал, стоя у столба с завязанными глазами, ожидая расстрела, как Достоевский. Для него не нашлось Дантеса или Мартынова, он не был вынужден покинуть родину и умереть изгнанником, как Герцен. И все же короткая жизнь Гоголя ( неполных 43 года) была исполнена трагизма, а в могилу его свели не болезнь и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло. Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Блажен незлобивый поэт» Рефлексия: Кто самый внимательный? Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья? (В эпоху борьбы против крепостничества и самодержавия русские передовые деятели могли выразить сою любовь к России, к её народу только «враждебным словом отрицанья». Истинно любить закабаленный нард – это значит питать ненависть к его поработителям, жить печалью и гневом. Иного пути не было) Сообщение подготовленного учащегося:История создания цикла «Петербургские повести» Еще в 1833 г. Гоголь задумал “книгу” под названием “Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии”, – отражение социальных противоречий большого города, “стирающее границы между действительностью и иллюзией в общем таинственном колорите (лунный свет)”. Тема эта и была отчасти реализована им в “Невском проспекте”, повести очень личной для Гоголя. В ней получили отражения его первые впечатления и первые разочарования от северной столицы, все градации чувств, начиная от представления о Петербурге как средоточии разнообразнейшей человеческой деятельности, месте приложения самых разных сил и способностей, – и вплоть до картины города “кипящей меркантильности” и развращающей роскоши, в котором погибает все чистое и живое. Начало повести, где Гоголь давал блистательный портрет Невского проспекта в разное время суток, напоминал в жанровом отношении физиологический очерк. Введением двух контрастных и все же сопоставимых между собой героев, Пискарева и Пирогова, Гоголь повторил сюжетный прием “сравнительного жизнеописания”, разработанный им, как уже говорилось, в “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Сам сюжет – история гибели художника в столкновении с грубой и пошлой действительностью – был довольно широко распространен в романтической литературе (у Гоголя он дополнительно осложнялся историей торжествующего пошляка – Пирогова). Но, пожалуй, самым неожиданным в повести было последовательное переосмысление Гоголем романтического мироощущения. Так, мадонна Перуджино, с которой художник Пискарев внутренне сравнивал встретившуюся ему красавицу, оказывалась падшей женщиной. “Певец прекрасного” Ф. Шиллер, проповедовавший (точнее, имевший репутация проповедника) единство красоты и добра, оказывался на деле “жестяных дел мастером с Мещанской улицы”. Одним словом, как писал Ю. В. Манн, “жизнь в поэзии” (формула немецкого романтика Гофмана в новелле “Золотой горшок”) у Гоголя решительно (и, добавим, сознательно) не удавалась. Аналитическая работа с текстом повести «Невский проспект»: Невский проспект — «место, где показываются люди», где встречаются обитатели столицы «всех мастей, чинов и званий», где ценятся «перстни, сюртуки, башмачки»… Назовите героев повести Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта? В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта? Почему Гоголь дал такие фамилии героям? Определите завязку сюжета повести Охарактеризуйте среду,из которой вышли герои Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве? Назовите главные черты гоголевского героя. Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии? Как отнеслись герои к своим поражениям? Сообщения учащихся: повесть «Портрет» повесть «Нос» повесть «Шинель» Домашнее задание: Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мертвые души» Индивидуальное задание: сообщение по теме «История создания поэмы» Выставление оценок за урок. | № 1 № 2 № 3-6 № 7-8 № 9 № 10 №11 №13 №14 №15 №16 №17 №18 №19 №20 №21-22 №23 №24 №25 №26 №27-29 №30-31 |
Материал для учащихся
БиографияН.В.Гоголя
http://www.ngogol.ru/bio
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения.
Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.
В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" — вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" — "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию — и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -
И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!
Н.А.Некрасов. 21 февраля 1852г.
Список использованных источников
1.БиографияН.В.Гоголя
http://www.ngogol.ru/bio
2..И.Турьянская, Л.Н.Гороховская, Е.В.Комисрова, Г.И.Михеева. Методические рекомендаций «Урок за уроком». М: «Русское слово», 2002
5