СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.»

7 класс,литература

Дата проведения: 18.11.2020г.

Тема урока: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:познакомить учащихся с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, показать актуальность и современность данной темы, используя технические средства на уроке; умение опираться на законы жанра в процессе постижения авторского замысла; развернуто обосновывать суждения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; развитие аналитических коммуникативных способностей учащихся; воспитание культуры речи, культуры чувств; уважения к русской литературе, культурам других народов.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного или прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста.

Регулятивные УУД:умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, умение преобразовывать её в соответствии с задачей.

Личностные УУД:воспитание российской гражданственной идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная.

Методы обучения:словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь.


Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

- Николай Васильевич Гоголь принадлежит к числу величайших писателей, оказавших огромное влияние на развитие нашей культуры и литературы. Это одна из ключевых фигур в литературе первой половины 19 века.

- Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене», т.е. загадке Гоголя и его искусства, о «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Гоголь, его творчество и судьба, его вера в идеалы - всё это до сих пор интересует читателя. Гоголь вызывает столкновение мнений, споры, имеющие духовное и нравственное значение. Его творчество воодушевлено жаждой познания России и русского человека.

Повторение ранее изученного материала.

- Мы с вами сталкиваемся с творчеством Гоголя не впервые. Что запомнилось вам из его произведений?

- Вспомните, как А.С. Пушкин оценил произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

(«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки…» Они изумили меня!»)

- Каковы ваши впечатления от этого произведения?

Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. 

Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.

Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Действительно, Н. В. Гоголь - мастер художественного, своеобразного слова, мастер языка, мастер художественной детали.

Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. (Запись определения в тетрадь)

Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические, реалистические, романтические.
Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

- Николай Васильевич, как вы видите, оставил богатое литературное наследие. В этом учебном году нам с вами предстоит изучить историческую повесть Гоголя «Тарас Бульба».

Уже в 1830 году Гоголь начинает работу над повестью. После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831), вышел цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников. Из них он узнал, что когда-то Киевская Русь была одним из мощных государств с центром в г. Киеве. Но Монгольское нашествие в середине 13 века привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

  1596 год          -       в Брест-Литовске заключена уния                    

                                 (т.е. объединение) православной и    

                                 и католической церкви

             

                                 украинское население отказывается  

                                 принимать католичество

 

                                 поляки начали преследования тех, кто

                                 отказывался принимать унию

Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

Физкультминутка

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Повесть написана в 1835 году – сложный период польско-русских отношений.  К тому времени польское государство потеряло большую часть своих земель.

В 1830 году поляки восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно. Восстание осудили Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры.

Гоголь с большим интересом знакомился с историческими сочинениями, но ни одного определенного исторического факта в произведении нет, даже осада Дубно соотнесена не с историей, а с легендой. Писатель создавал идеальную картину казачьей вольницы, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.

Украинские крестьяне, недовольные своим положением, убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя запорожскими казаками, т.е. вольными людьми. Казаки объединялись в курени – войсковые части. Выбирали себе атамана, предводителя. Все дела в Сечи решались собранием – Радой.

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;

  • не признавали распоряжений польского короля;

  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;

  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести -  XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века.  Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

Выбранная тема для Гоголя не случайна. Он был родом из Полтавской губернии, и в детстве с увлечением слушал истории о народных героях и их подвигах во время нападения чужеземных захватчиков.

Для написания повести Николай Васильевич изучил много исторических источников: украинские летописи, исследования Боплана и Мышецкого. Но они не удовлетворили его жадный ум и интерес. Как отмечает писатель, эти материалы дали лишь крупицу сведений и не позволили понять всю сущность народной души.

Тогда Гоголь нашел решение проблемы, обратившись к фольклору, точнее к таким его жанрам, как исторические песни и думы. Именно там Николай Васильевич узнал все необходимое о характерах, быте и нравах казаков. Этот «живой» материал вместе с дополнением из научных источников, литературно обработанный, привел к появлению грандиозного произведения – повести «Тарас Бульба».

Если остановиться более подробно на фольклорной основе этого произведения, то следует отметить такой, например, основной момент, как троекратное повторение. В ходе сюжета в пылу битвы удалой казак Тарас три раза окликает казаков. Один раз ставшей крылатой фразой: «Есть еще порох в пороховницах?». И в ответ получает уверение о том, что порох есть, сила не ослабела, и не гнутся казаки.

Все герои Запорожья – патриоты, душой преданные своей отчизне. И перед смертью, издавая последний вздох, они продолжают прославлять землю, на которой им посчастливилось родиться и жить.

В фольклорных произведениях воспевается ценность родины, желание положить голову для того, чтобы родная сторонка была свободной и независимой. А самым страшным грехом видится предательство, измена отчизне. Отголоски этого мотива находим мы и в повести Гоголя. Младший сын казака Тараса Бульбы, Андрий, потеряв голову при виде молодой полячки, предает отца, товарищей, родину. Он переходит на сторону врага. Такому поступку нет оправдания. И наказание Андрий получает от руки родного отца, который абсолютно безжалостен к изменнику.

А вот старший казачий сын, Остап, погибает геройской смертью. С достоинством поднимается он на эшафот. Ни одного стона, ни одного даже звука не вырвалось из его сильной и мужественной груди. Остап остается верен привитым принципам до самого конца.

Как герой погибает и сам Тарас Бульба. В последние минуты жизни он вспоминает товарищей, с которыми его так много связывает, и матушку-родину. А последние слова боевого запорожского полковника утверждают только одно: нет еще на свете такой силы, которая смогла бы согнуть настоящего казака.

В повести «Тарас Бульба» сплетены две основы: историческая и фольклорная. Николай Васильевич Гоголь, изображая освободительную борьбу украинского народа с поляками, показывает читателям сильных духом народных героев: Тараса Бульбу, его сына Остапа, товарищей. Ставшее образцом мужественности и патриотизма это произведение будет популярным и актуальным во все времена.


5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Фразеологизмы.

«Терпи, козак, - атаманом будешь…»

«Нет уз святее товарищества…»

«Нет силы сильнее веры…»

Что делает людей такими разными? Почему в одном времени живут яркие, сильные и прекрасные люди, а в другом мелкие, ничтожные? Суровая эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме.

Именно в прошлом видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. Но могут ли они быть в настоящем? Этот вопрос писатель задает и себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает нам мысль: герои Запорожской Сечи – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу. Значит, это произведение о прошлом, настоящем и будущем.

Вот почему, многие произведения об этой эпохе теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы.

Выставление оценок.

Домашнее задание:читать повесть «Тарас Бульба».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!