СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. Заболотский. Биография, "Некрасивая девочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н. Заболотский. Биография, "Некрасивая девочка"»

Николай Алексеевич Заболоцкий Урок литературы в 8 классе Сергеева Т.В.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Урок литературы в 8 классе

Сергеева Т.В.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — русский поэт и переводчик, создатель «ребусного стиха». Именно он был автором стихотворного перевода «Слова о полку Игореве». Литератор родился 24 апреля (7 мая) 1903 года в Кизической слободе неподалёку от Казани. Его детство прошло в деревне Сернур Вятской губернии.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — русский поэт и переводчик, создатель «ребусного стиха». Именно он был автором стихотворного перевода «Слова о полку Игореве». Литератор родился 24 апреля (7 мая) 1903 года в Кизической слободе неподалёку от Казани. Его детство прошло в деревне Сернур Вятской губернии.

Детство и первые стихи Коля рос в семье учительницы и агронома. Ещё с юных лет он начал писать стихотворения. Когда Николай перешёл в третий класс школы, он создал собственный журнал. В нём школьник записывал свои стихи. 

Детство и первые стихи

Коля рос в семье учительницы и агронома. Ещё с юных лет он начал писать стихотворения. Когда Николай перешёл в третий класс школы, он создал собственный журнал. В нём школьник записывал свои стихи. 

В 1913 г. Заболоцкий стал студентом реального училища в Уржуме. Во время учёбы он открыл для себя творчество Александра Блока. Литератор увлекался историей и рисованием, также он проявлял интерес к химии.

В 1913 г. Заболоцкий стал студентом реального училища в Уржуме. Во время учёбы он открыл для себя творчество Александра Блока. Литератор увлекался историей и рисованием, также он проявлял интерес к химии.

В 1920 г. юноша поступил одновременно на медицинский и филологический факультеты Московского университета, но проучился там не больше года. Литературная жизнь столицы увлекла Николая. Он посещал выступления Маяковского и Есенина, ходил на встречи имажинистов и футуристов.

В 1920 г. юноша поступил одновременно на медицинский и филологический факультеты Московского университета, но проучился там не больше года. Литературная жизнь столицы увлекла Николая. Он посещал выступления Маяковского и Есенина, ходил на встречи имажинистов и футуристов.

В 1921 г. Заболоцкий покидает университет, он переезжает в Ленинград. Там юноше удаётся поступить в педагогический институт им. А. Герцена. Он получил диплом в 1925 году. За пять лет учёбы Коля регулярно посещал занятия литературного кружка, однако не мог определиться с собственным стилем. Он подражал Блоку и Есенину, пытаясь найти свою нишу в творчестве.

В 1921 г. Заболоцкий покидает университет, он переезжает в Ленинград. Там юноше удаётся поступить в педагогический институт им. А. Герцена. Он получил диплом в 1925 году. За пять лет учёбы Коля регулярно посещал занятия литературного кружка, однако не мог определиться с собственным стилем. Он подражал Блоку и Есенину, пытаясь найти свою нишу в творчестве.

В 1920-х годах Заболоцкий проявил себя в области детской литературы. Его стихи были напечатаны в журналах «Чиж» и «Ёж». Также в этот период были выпущены книги в стихах и прозе, среди них «Змеиное яблоко» и «Резиновые головы».

В 1920-х годах Заболоцкий проявил себя в области детской литературы. Его стихи были напечатаны в журналах «Чиж» и «Ёж». Также в этот период были выпущены книги в стихах и прозе, среди них «Змеиное яблоко» и «Резиновые головы».

В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)

В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)

 С 1930 по 1940 годы были изданы такие произведения, как «Я не ищу гармонии в природе», «Лесное озеро» и «Метаморфозы». Одновременно с этим поэт работал над переводами грузинских классиков, даже посетил их родину.

С 1930 по 1940 годы были изданы такие произведения, как «Я не ищу гармонии в природе», «Лесное озеро» и «Метаморфозы». Одновременно с этим поэт работал над переводами грузинских классиков, даже посетил их родину.

С 1946 по 1948 год семья Заболоцких жила под Москвой , в Переделкино.

С 1946 по 1948 год семья Заболоцких

жила под Москвой , в Переделкино.

 В 1950-е годы о творчестве Заболоцкого узнали широкие массы. Он стал популярным благодаря стихотворениям «Противостояние Марса», «Некрасивая девочка» и «Старая актриса».

В 1950-е годы о творчестве Заболоцкого узнали широкие массы. Он стал популярным благодаря стихотворениям «Противостояние Марса», «Некрасивая девочка» и «Старая актриса».

В 1951 году, в период новых политических репрессий, поэт получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу, и остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В 1956—1958 годах — время «оттепели» — создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого

В 1951 году, в период новых политических репрессий, поэт получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу, и остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В 1956—1958 годах — время «оттепели» — создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого

Последние годы жизни поэт провёл в Тарусе на Оке. Он был серьёзно болен, перенёс инфаркт. На фоне болезни Николай начал писать лирические произведения, в это же время выпускается поэма «Рубрук в Монголии». В 1957 г. Заболоцкий посетил Италию. В следующем году он погиб вследствие второго инфаркта. Смерть литератора датируется 14 октября 1958 года.

Последние годы жизни поэт провёл в Тарусе на Оке. Он был серьёзно болен, перенёс инфаркт. На фоне болезни Николай начал писать лирические произведения, в это же время выпускается поэма «Рубрук в Монголии». В 1957 г. Заболоцкий посетил Италию. В следующем году он погиб вследствие второго инфаркта. Смерть литератора датируется 14 октября 1958 года.

   «Некрасивая девочка»  (1955)    Найдите в тексте стихотворения описание девочки. Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы.

«Некрасивая девочка» (1955)

  • Найдите в тексте стихотворения описание девочки.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Высокая (книжная) лексика: Ликует, томится; Прельстить; Охваченная счастьем бытия; Грация души Как автор относится к своей героине?

Высокая (книжная) лексика:

  • Ликует, томится;
  • Прельстить;
  • Охваченная счастьем бытия;
  • Грация души
  • Как автор относится к своей героине?
Две смысловые части стихотворения: Радость, ликование, смех, счастье Размышления автора о судьбе девочки и о красоте Какие типы речи используются Заболотским в каждой из этих частей? Повествование и описание Рассуждение

Две смысловые части стихотворения:

  • Радость, ликование, смех, счастье
  • Размышления автора о судьбе девочки и о красоте
  • Какие типы речи используются Заболотским в каждой из этих частей?
  • Повествование и описание
  • Рассуждение
Каким вопросом заканчивается стихотворение?

Каким вопросом заканчивается стихотворение?

А если так, то что есть красота  И почему её обожествляют люди?  Сосуд она, в котором пустота,  Или огонь, мерцающий в сосуде?

А если так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Два образа (метафоры): СОСУД  – ёмкость для содержимого, внешняя оболочка.  ОГОНЬ – наполнение, содержание, внутренний мир, душа. А что такое КРАСОТА для вас?

Два образа (метафоры):

СОСУД – ёмкость для содержимого, внешняя оболочка.

ОГОНЬ – наполнение, содержание,

внутренний мир, душа.

А что такое КРАСОТА для вас?

Наши итоги, выводы

Наши итоги, выводы

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!