СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На клиросе. Всенощное бдение и Литургия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На клиросе.

Эпиграф.

Кли?рос (греч. κλ?ρος — жребий, метание жребия, жеребьевка, в т.ч. получение места или земли по жребию, данные взяты из древнегреческо-русского словаря И. Дворецкого) — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию.

 

19 и 20 февраля воспитанницы НФ ДЕОЦ « Челно- Вершинский» Пименова Юля( 13 лет) и Корнилова Юля ( 16 лет) побывали в гостях у своего педагога Седовой А.А.

В эти дни они посетили вечернюю службу и Литургию в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы посёлка « Красный строитель». Педагог в свободное время поёт на клиросе, исполняет послушание псаломщицы. 

Отец Олег благословил девочек побыть на клиросе. Там их встретила певчая  Велинская Анна Александровна, которая уже много лет поёт и читает на клиросе.

Юльки   узнали много нового для себя.

 Воспитанницы познакомились с  богослужебными книгами с красивыми названиями

« Октоих», « Минея», « Псалтирь»; узнали, что основой церковного пения является

Осьмогласие ( восемь гласов,  по которым ведётся служба).

Вечерняя служба накануне праздников называется всенощным бдением. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и 1-мчасом. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь, до рассвета.  Вечерня напоминает нам времена ветхозаветные. Так, например, стихи псалма

« Благослови, душе моя, Господа» прямо указывают на сотворение мира Богом; открытые при пении их Царские врата напоминают невинное и блаженное состояние прародителей в раю, а закрытие врат после этого пения напоминает о грехопадении первых людей и изгнании их из рая, причём для них закрылись врата райские. Пением стихов « Блажен муж» и « Господи, воззвах к тебе, услыши мя», изображается раскаяние человека и моление о спасании. Молитвословия « Ныне отпущаеши» и « Богородице Дево, радуйся» указывают на исполнение обещания Божия о Спасителе.

Очень понравилось девочкам чтение Шестопсалмия. Во всём храме погасили свечи,  потушили свет, и Алена Александровна вышла со свечой читать избранные псалмы. Троекратно  произносимое перед шестопсалмием малое славословие « слава в вышних Богу» напоминает славословие ангелов, явившихся Вифлеемским пастырям в ночь Рождества Христова.

Также произвёл впечатление на девочек полиелей. Так называется пение некоторых стихов или псалмов 134 и 135. После каждого стиха поётся « Аллилуиа».

После чтения Евангелия и пения воскресного тропаря девочки вместе со всеми  приложились к святому Евангелию, подошли на помазание  святым елеем. Затем все слушали каноны, которые читали Анна Александровна и Алена Александровна. Очень понравилась девочкам Песнь Пресвятой Богородицы, которая поётся перед девятой песнью канона.

Надо сказать, что служба по Уставу была воскресная Недели мытаря и фарисея с попразднеством Сретения Господня.

На другой день была Воскресная Литургия. Это главная церковная служба, на которой происходит Таинство Евхаристии. Во время Литургии вспоминается земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения. Чин, или порядок Литургии установился со времени апостолов. Литургия состоит из трёх частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия (греч. «принесение») – первая часть литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса.

Во время проскомидии читались 3-й и 6-й часы. Это краткие церковные службы, состоящие из чтения псалмов и молитв, называются часами потому, что в древности было положено совершать их в определённые часы дня.

По совершении проскомидии и по прочтении часов началась вторая часть литургии, Литургия оглашенных. Она ещё в древности получила такое название потому, что во время неё имели право присутствовать не только верные, но и оглашенные, т.е. приготовлявшиеся  к крещению через оглашение, или изустное изучение их вере христианской.

Литургия оглашенных началась возгласом священника: « Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков,» и состоит: 1) молитвословий, называемых ектениями, 2) песнопений в честь Господа и 3) чтения Слова Божия. Так, за начальным возгласом священника следует великая ектения, пение изобразительных антифонов: « Благослови, душе моя, Господа» и « Хвали, душе моя, Господа». Эти псалмы называются изобразительными потому, что в них изображается милости Божии, особенно оказанные людям через воплощение Сына Божия. К антифонам прибавляется песнь

 « Единородный Сыне», в которой вспоминая Его воплощение, распятие и победу над смертию, мы просим  Его спасти нас.

При пении Евангельских блаженств царские врата отворяются и совершается малый вход с Евангелием. При шествии с Евангелием сам  Иисус Христос идёт на проповедь. Мы должны благоговейно стоять в церкви, ведь мы предстоим пред Престолом Божиим.

После чтения Евангелия произносятся ектении, в которых  содержится моление о живых, умерших и оглашенных. Повелением оглашенных выйти из храм заканчивается вторая часть Литургии, и начинается Литургия верных. Так называется потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещёные.

Литургия верных содержит в себе шесть частей:

  1. перенесение Даров с жертвенника на престол
  2. приготовление верующих к достойному присутствию при их освящении,
  3. освящение Даров и поминовение членов Церкви,
  4. приготовление верующих к причащению
  5. причащение священнослужителей и мирян,
  6. благодарение за причащение и окончание Литургии.

Перенесение даров с жертвенника на престол совершается под пение « Херувимской песни». Это песнопение напоминает нам, чтобы мы теперь не думали ни о чём житейском, а представляли бы себе, что подобно херувимам находимся близ Бога на небе.

Затем в просительной ектение прибавляется прошение о предложенных честных дарах.

Вместе с клиросом все верующие поют  Символ веры, где излагается всё, во что мы верим.

Евхаристия (греч. благодарение) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

 

После этого начинается самое торжественная и таинственная часть Литургии- Таинство Евхаристии, когда дары- хлеб и вино освящаются и пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Мы должны  молиться в это время с особым усердием, преклонив колени перед святыми Дарами. Приготовление верующих к Святому Причастию совершается через произнесение просительной ектении и  пение  молитвы Господней « Отче наш», где под хлебом насущным разумеются Тело и Кровь Христовы, как необходимая для нашей души пища.  Когда священник возглашает

« Святая святым», мы, сознавая свою греховность, со смирением поём: « Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь».

Во время причащения священнослужителей Царские врата  закрыты завесой, что напоминает о том камне, который был привален ко Гробу Господню. Когда завеса открывается, отворяются Царские врата и выходит священник с Чашей, мы преклоняемся пред Святой Чашею, как пред самим воскресшим Спасителем, и поём Ему: « Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися нам».

После причащения мирян Чаша относится на престол. Когда в последний раз священник крестообразно осеняет ей молящихся, мы вспоминаем о последнем явлении Иисуса Христа апостолам в 40-й день по воскресении и Его вознесение на небо.

В последней части Литургии мы благодарим Бога за то, что сподобил нас причаститься Своих Святых Даров. Заканчивается Литургия пением моления Господу, чтобы Он сохранил на многая лета всех православных христиан.

После этого все прикладываются к кресту и с благоговением, мирно расходятся по домам.

На службе были воспитанники епархиального центра Кондрашкина Маша, дочь протоиерея Олега, Седов Кирилл, который несёт послушание в алтаре, и две неразлучные подружки Юля Пименова и Юля Корнилова.

Мир переменчив, вокруг нас - постоянно новые веяния, но есть ценности, которые вне времени. Главное для человека – это непрерывная связь с Богом. Но понять и исполнить волю Божию вне Церкви крайне трудно. В Церкви мы встречаемся с Богом.

Эпилог.

Многие приносили к Иисусу Христу своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним, возложил на них руки с молитвою, благословил их. Ученики же Христовы не допускали их, думая, что не стоит из-за детей беспокоить Учителя.  Но    Иисус Христос, увидев это, вознегодовал и, подозвав учеников, сказал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». И, обняв детей, Иисус Христос возложил на них руки и благословил их.    Из этого мы должны понять, что невинность, незлобие, простота и доброта души, которые свойственны прежде всего детям, вводят человека в Царство Небесное.   

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!