СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На пороге взрослой жизни

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом "хочу".

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас "могу".

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу "надо".

Просмотр содержимого документа
«На пороге взрослой жизни»







для учащихся 9,11 классов









Подготовила:

педагог-психолог

Лопатина Оксана Анатольевна

Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Информационный блок 1.

Ведущий: В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом "хочу".

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас "могу".

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу "надо".

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показатели исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

3. Упражнение "Мои достоинства, мои недостатки".

Инструкция: Заполните таблицу, учитывая свои достоинства и недостатки, а также запишите возможности, которые есть у вас благодаря вашим достоинствам и те ограничения, которые вытекают из-за ваших недостатков.



Мои достоинства: Мои недостатки:



Мои возможности: Ограничения:



Ведущий предлагает подумать подросткам, как лучше преодолеть свои недостатки и тем самым расширить для себя мир возможностей.

4. Упражнение "Ассоциации".

Инструкция: Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.

5. Информационный блок 2.

Ведущий: Существуют определенные правила выбора профессии. Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.

2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

3. Выберите наиболее привлекательную профессию.

4. Подробно изучите выбранную профессию.

5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.

6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.

7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.



6. Упражнение "Менялки".

Инструкция: В мире насчитывается огромное количество профессий, одни возникают, другие устаревают. Выделяются 5 типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек – художественный образ (участники занятия получают таблички с одним из перечисленных типов профессий). Я называю профессию, а вы пересаживаетесь (меняетесь местами): те, кто считает, что данная профессия относится к типу профессий, лист с названием которой вы держите в руках.

7. Ролевая игра



Встреча с работодателем”



Двое участников поочередно пытаются устроиться на работу, проигрывают ситуацию встречи с работодателем.



Главная задача исполнителя роли – заинтересовать работодателя, вызвать у него желание принять вас на работу. Задача исполнителя роли работодателя состоит в том, чтобы быть достаточно требовательным.



Остальные присутствующие затем отвечают на вопросы: насколько, с их точки зрения, верно вели себя участники игры, кто был более убедителен?



Надеюсь, что знания, полученные во время нашей беседы, помогут вам успешно справиться с поставленной целью, и вы получите желаемое место работы.



8. Рефлексия. Анкета «Я и экзамен»
Цель:
определить уровень психологической готовности к экзаменам.

Инструкция. Всем вам предстоит сдавать выпускные экзамены. Какие чувства, мысли охватывают вас, когда вы слышите об этом? Очевидно, что многим из вас небезразлично, как вы справитесь с данным испытанием. Известно ли вам, что к экзаменам нужно готовиться не только умственно и физически, но и психологически? Педагогам и педагогу-психологу, а также вам самим важно знать, готовы ли вы к сдаче экзаменов психологически.

Вам предложено рассмотреть 30 утверждений. Напротив каждого утверждения, с которым вы согласны или не согласны, в соответствующей ячейке, поставьте галочку. Пожалуйста, работайте последовательно, не пропуская ни одного утверждения.



Утверждение

«Да»

«Нет»

1.

Мне с трудом удается сосредоточиться на подготовке к экзамену.



2.

Отступление учителя от основной темы урока сильно мешает мне усвоить учебный материал.



3.

Меня постоянно тревожит мысль о предстоящих экзаменах.



4.

Мои школьные знания по отдельным предметам порой кажутся мне ничтожными.



5.

При подготовке к экзаменам у меня обычно «опускаются руки», если долго не получается выполнить какое – либо задание.



6.

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в своих знаниях.



7.

Я болезненно реагирую на критические замечания учителя по поводу моей готовности к предстоящим экзаменам.



8.

Неожиданный вопрос учителя по теме урока приводит меня в замешательство.



9.

Меня сильно беспокоит уровень моей подготовки в классе.



10.

Я слабовольный человек, и это негативно сказывается на моей успеваемости.



11.

При подготовке к экзаменам я с трудом сосредотачиваюсь на каком – либо задании.



12.

Я уверен в своих знаниях, но все равно испытываю страх перед экзаменами.



13.

Иногда во время подготовки к экзаменам мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня пугает.



14.

Отвечая на уроке, я обычно сильно смущаюсь.



15.

Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.



16.

Во время выступления или ответа на уроке я начинаю заикаться.



17.

Моё эмоциональное состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.



18.

Я часто ссорюсь с товарищами по школе из – за пустяков и потом жалею об этом.



19.

Атмосфера в классе и отношение одноклассников ко мне сильно сказывается на моем настроении.



20.

После спора или ссоры в школе я долго не могу успокоиться.



21.

Обычно у меня не бывает головных болей после длительной и напряженной учебы.



22.

Мысли о предстоящих экзаменах не портят мне настроение.



23.

Я не волнуюсь по поводу несделанных заданий или неудачно выполненных тренировочных экзаменационных работ.



24.

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед предстоящими экзаменами.



25.

Обычно я в числе первых заканчиваю контрольную работу и стараюсь не думать о возможных ошибках.



26.

Обычно мне не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, заданного учителем.



27.

Насмешки одноклассников не влияют на мое отношение к учебе и предстоящим экзаменам.



28.

Я всегда хорошо сплю, даже если в школе у меня неприятности.



29.

В классе я чувствую себя легко и непринужденно.



30.

Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что запланировано.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!