Тема урока:
Внеклассное чтение цикла «Повести Белкина» («Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель»)
Форма урока: интегрированный
Класс: 6 (общеобразовательный)
Цели: 1. 1. Показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина».
3. Выявить жанровые особенности повестей
5.Развивать умение анализировать художественное произведение.
Задачи:
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации, воспитывать любовь к классической музыке и литературе, к творчеству А.С. Пушкина в частности, внимательно относиться к лексическому значению слов; умение сравнивать, находить общее и различие; развивать эмоции и чувства детей. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
Обучающие:
Развивать умения у учеников видеть произведение в единстве содержания и формы, уметь анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности, расширить знания учащихся о произведениях А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации
Воспитывающие:
Воспитывать любовь и уважение к творчеству А.С.Пушкина . Воспитывать нравственные качества на примере произведений А.С. Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, фрагменты художественного фильма Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка», рисунки учащихся.
Методические приёмы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворения, отрывков из повести и их анализ, прослушивание музыкального произведения, устное рисование, самооценка и взаимооценивание.
Опережающие задания: весь класс был поделён на три группы и занимался подбором материала, совместно с родителями учащиеся должны были просмотреть художественные фильмы по произведению А.С.Пушкина, прочитать три повести из цикла « Повести Белкина».
Группы подготовили:
-краткий рассказ по биографии и творчеству художников, композитора
-нарисовали иллюстрации к повести А.С.Пушкина
-подготовили музыкальное сопровождение выступления
-выразительное исполнение стихотворения и чтение эпизода повести
-постановка балетного танца
1.Организационный момент.
Приветствие . Отметить отсутствующих.
2.Вступительное слово учителя.
(Звучит вальс Г.Свиридова) (Слайд )
Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал в последнее время «Повести Белкина», в седьмой раз в моей жизни... (Л.Толстой) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы А.С.Пушкина.
(Музыка затихает).
3. Ход урока
Слово учителя:
Сегодня мы с вами глубже познакомимся с огромной страной, миром творчества А.С.Пушкина, а точнее - с циклом его произведений, написанных осенью 1830 года «Повестями Белкина». Что такое повесть? (Слайд)
Ответ. ( Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман).
Учитель. Поживем некоторое время с героями повестей в 19 веке, условно назовем эту эпоху – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(существовало два класса: дворянство и крестьяне)
Словарная работа. Работа со словарём С.И. Ожегова ( Слайд )
Дворянство - в феодальном и, позднее, в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс (из помещиков и выслужившихся чиновников). (По словарю С.Ожегова)
Крестьянин - тот, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец. (По словарю С.Ожегова)
Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян. (По словарю С.Ожегова)
Учитель. Давайте пройдёмся по страницам повестей. Послушаем Ивана Петровича Белкина, которому Пушкин приписывает авторство, познакомимся с героями произведений.
О времени создания повестей расскажет:
1-й учащийся: - Пушкин впервые приехал в Болдино в 30 лет. Это время сложных переживаний. Все более тяготит постоянный правительственный надзор. Литературные критики толкуют об упадке таланта поэта. Пушкин делает предложение юной красавице Наталье Николаевне Гончаровой и после продолжительной отсрочки получает согласие. (Слайд)
2-й учащийся: - И вот Болдинской осенью1830 г. Появились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В основе «Повестей Белкина» - истории, случаи, происшествия провинциального быта, написанные на сюжеты из русской действительности. Их героями стали провинциальные помещики и уездные барышни, армейские офицеры и бедные чиновники. Повести эти были первыми завершенными произведениями Пушкина в прозе.
3-й учащийся: - Цикл «Повести Белкина» был опубликован не под именем Пушкина. Скорее всего, причиной было предположение поэта о том, что написанное будет принято цензурой холодно. В тексте предисловия художник оставил опознавательные знаки, по которым можно было угадать истинного автора повестей. Автор хочет уверить читателя, что все рассказанное – правда, что это истинные истории. Именно поэтому Пушкин дает слово для повествования Белкину.
Учитель. События, о которых рассказывает Белкин, в его глазах выглядят истинно романтическими, в них есть все: дуэли, неожиданные случайности, любовь, смерть, тайные страсти, приключения с переодеваниями и фантастические видения.
4.Знакомство с повестями. (Слайд)
Учитель. В цикле 5 повестей. Они написаны в такой последовательности: 1. «Гробовщик», 2. «Станционный смотритель», 3.«Барышня-крестьянка», 4«Выстрел», 5 «Метель».
Ребята, сегодня на этом уроке мы поговорим о трех повестях из этого цикла: «Барышня-крестьянка», « Выстрел», «Метель». Все они имеют разных повествователей
Первая повесть «Барышня-крестьянка». (Слайд)
Из всех произведений, входящих в «Повести Белкина», созданных Александром Сергеевичем Пушкиным, «Барышня-крестьянка» — самое светлое и доброе произведение. В нем нет ни трагической смерти, как в «Станционном смотрителе», ни страшной тайны, как в «Выстреле», ни любовного испытания, как в «Метели». Зато есть любовь, счастливая и шаловливая, потому что сама повесть содержит излюбленный мотив всех комедиографов — переодевание (как, например, в комедии Вильяма Шекспира «Двенадцатая ночь»).
-Кто главная героиня повести?
Ученик. Семнадцатилетняя барышня Лизавета Муромская, воспитанная отцом и им же избалованная, начитавшись сентиментальных и романтических историй, придумала себе идеал возлюбленного: непременно бледного, грустного и таинственного. Но на деле предмет ее воздыханий оказывается румяным и веселым юношей Алексеем Берестовым, способным не только пленять сердца представительниц высшего света, но и играть с дворовыми девушками в горелки.
И героине ничего не остается, как переодеться простой крестьянкой, чтобы познакомиться с интересующим ее молодым барином.
Вопрос. - Почему Лиза переодевается в крестьянку? Нельзя ли было сразу познакомиться? (Слайд)
Ответ. - Ситуация осложняется тем, что родители молодых героев — русский помещик Берестов и англоман Муромский — испытывают неприязнь друг к другу уже давно.
Вопрос. - Как же помирились отцы Алексея и Лизы? (Слайд)
Ответ. - Однажды Берестов и Муромский случайно встречаются в лесу на охоте. От испуга лошадь Муромского понесла. Он падает, Берестов приходит к нему на помощь, а затем приглашает к себе в гости. После обеда Муромский, в свою очередь, приглашает Берестова приехать с сыном в свое имение. «Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки»).
Посмотрим буктрейлер по повести « Барышня- крестьянка» (Слайд)
Вопрос. - Как заканчивается повесть?
Ответ. - Неизвестно, чем закончились бы для главных героев эти события, если бы не случайность: решив уповать на благоразумие не своего отца, а Лизиного, Алексей едет к Муромскому, а встречается со своей любезной Акулиной.
Инсценирование эпизода
-Дома ли Григорий Александрович? (Слайд)
А) – Дома ли Григорий Иванович?
- Никак нет. Г.И. с утра изволил выехать.
- Как досадно! Дома ли по крайней мере его дочь?
- Дома-с.
Я пошел без доклада. Все будет решено, объяснюсь с нею самою. Я вошел … и остолбенел.
Учитель. Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности — это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений.
ВИКТОРИНА
1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)
2. Какое пирожное подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное бланманже синее, красное и полосатое)
3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)
4.Что заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)
5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)
6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)
7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)
8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)
9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)
10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)
-В каком еще произведении мы встречали такие детали?
Учитель. Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы. Она вызывает интерес и в наше время.
Следующая повесть «Выстрел». ( Слайд )
-О структуре повести расскажет:
Ученик. Повесть «Выстрел» имеет сложную структуру. В ней участвуют три рассказчика: подполковник, граф и Сильвио. Судьбы этих людей переплетаются между собой, а читатель узнает о событиях с точки зрения разных персонажей. Такой прием помогает раскрыть образы героев наиболее объективно.
Повесть состоит из двух частей. В центре каждой – выстрел на дуэли.
-Что является главной темой повести?
Ученик. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространенной дворянской модой.
Герой этой повести, Сильвио, который жаждет первенства, но не в чем-либо серьезном, а в хвастовстве пьянством, и он «перепивает» самых знаменитых пьяниц; в моде дуэли, и он делается завзятым дуэлянтом. Это приводит его к столкновению с молодым графом, которого он возненавидел из зависти к его достоинствам и успехам.
Учитель. - Рассказать о герое повести:
Ученик. Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добивается своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены, в присутствии которой он в него прицеливается. Но что-то не позволило Сильвио убить графа, жизнь которого была в его руках. Потому ли, что пожалел его жену, или потому что это был уже не прежний блестящий соперник. А может быть, потому, что проснулись в нем естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических понятий.
-Расскажите последний эпизод.
-Как вы относитесь к мести?
Учитель. Исследователи пушкинского творчества считают, что образ Сильвио имеет свой прототип. Это – известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке.
Известно, что в молодости Пушкина очень увлекала романтика дуэлей. На его счету около тридцати поединков. Большинство из них приходится на кишиневский период. Пушкин прекрасно стрелял, с двадцати шагов всаживал очередную пулю в предыдущую. Такой эпизод также описан в повести «Выстрел».
5.Физкультминутка: «Мои глазки устали»
Следующая повесть «Метель» (Слайд)
Это одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести Белкина». «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле.
Повесть предваряет эпиграф. Под музыку вальсируют девочки.
(Просмотр романса Г. Свиридова).
Одновременно группа учеников комментирует
С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность. Молодая девушка, живущая в уездном городе, воспитана на французских романах. Она нежная, любящая, романтическая натура, влюбленная в бедного прапорщика Владимира Николаевича, который гостил у них в деревне по соседству. Тот искренне и пылко влюблен в Марью. Девушка понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, потому решается на рискованный шаг – тайное венчание.
Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, о чем понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк. Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.
- Какая война шла в то время, и какой это год?
Ответ. Отечественная война ,1812 год. Война с французами.
Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.
-Каков конец повести?
Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить. Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость. Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья он был обвенчан с неизвестной девушкой. Он не знает ничего о своей «случайной» жене. Оказывается, что обвенчаны были Марья и Бурмин. Героев ожидает счастливый финал.
6.Подведение итогов урока.
Учитель. Подводя итог нашей беседы, можно сказать о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.
(Звучит музыка Г.Свиридова)
-Кто такой Г. Свиридов?
Ответ. Г.Свиридов - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.
Иллюстрации к « Повестям Белкина» Шмаринова и Рудакова.
-Кто такой Д.А.Шмаринов?
Ответ. Дементий А.Шмаринов - иллюстратор, педагог, профессор. Народный художник.
7. Рефлексия.
-Интересно ли было читать «Повести Белкина»
- Какой герой вам больше всех понравился ?
- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?.
Слова благодарности и оценивание
8. Домашнее задание
Подготовиться к поэтическому вечеру и выставке репродукций русских художников - пейзажистов на тему «Родная природа».
7