СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На тему: «Общечеловеческая ценность «Праведное поведение»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

на тему: «Общечеловеческая ценность

«Праведное поведение»

Просмотр содержимого документа
«На тему: «Общечеловеческая ценность «Праведное поведение»»






Реферат

на тему: «Общечеловеческая ценность

«Праведное поведение»












Выполнил(а): слушатель Какимова М.Т.

Проверила: тренер Ашимбетова Р.Д.















2017 год



СОДЕРЖАНИЕ


1. Водная часть

2. Основная часть

3. Заключение

4. Использованная литература







































1. Водная часть

Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда разговариваете с ребёнком, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение…

А.С. Макаренко

В современную эпоху глобальных перемен добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. В калейдоскопе событий очень трудно понять, что же происходит, но еще труднее понять, что должно происходить. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое поведение. В то же время, многие идеи воспринимаются нами через совершенно разные призмы, и создается такое впечатление, что мы смотрим одновременно в самые разные зеркала, которые отражают представления, отчасти их искажая. При этом сами мы оказываемся среди относительных ценностей, ибо истинную ценность чего бы то ни было определить очень трудно. Каждая вещь может казаться и маленькой, и большой, в зависимости от того, с чем ее сравнивать и, бывает, трудно определить должное направление развития ситуации. Случается, что порядочность приводит к земной неудаче, а дурные качества приводят к материальному благополучию. Тем важнее осознать, понять и принять абсолютное вневременное значение общечеловеческих ценностей. Эти ценности составляют общую часть заповедей мировых религий: не убивай, не воруй, не лги, не мсти, хорошо относись к людям.

Учить через духовно – нравственное образование- это прививать детям общечеловеческие ценности, учить их проявлять в повседневной жизни, растить детей в добре и воспитании, разъяснять им, что их долг в добросовестной учебе, добиваться чистоты сердца: будь, делай, говори.

Автор проекта нравственно – духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева писала: «Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети XX века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями..., черпал воду из хрустального родника духовности…»

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

Мы будем рассматривать ОЦ - как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше» (Н. Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество - проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко - в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) - может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это - высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь - благо (добро) - творчество - истина - прекрасное - справедливость » и «смерть - безделье - зло - ложь - безобразное - несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей - в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека - это человек духовный - это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Чтобы воспитать в человеке характер, необходимо научить его следовать в жизни общечеловеческим ценностям, таким как истина, праведное поведение, мир, любовь и ненасилие. Им соответствуют следующие аспекты человеческой личности:

праведное поведение - физический аспект;

мир - эмоциональный аспект;

истина - интеллектуальный аспект;

любовь - нравственный аспект;

ненасилие - духовный аспект.

Они составляют основу программы духовно-нравственного воспитания, цель которой воспитать образованного человека с высокими духовными качествами характера. Более подробно я бы хотела остановится на общечеловеческой ценности правильное поведение, т.к. во время жеребьевки я вытянула эту ценность. Что значит правильное поведение?

В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самом себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы природы, морали и государства, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим родителям, обществу и т.д. Необходимо анализировать свои поступки и обращаться к голосу совести при их совершении. Карл Юнг утверждал: «Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем». Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и для других.

Уроки в разделе «Праведное поведение» ставят цель развить в детях:

- умение помочь себе - это забота о своем имуществе, гигиене, правильное питание, забота о своем здоровье,

- социальные умения - нравственное поведение, хорошие манеры, гармоничные взаимоотношения с другими, стремление оказывать заботу и помощь другим, бережливость;

- этические умения - чувство долга, инициативность, ответственность, смелость, благодарность, уважение ко всем и т.д.

Праведное поведение включает в себя в том числе и заботу о своем физическом теле, чтобы оно было здоровым, хорошо координированным и служило человеку при выполнении им жизненных предназначении.

Желание познать истину побуждает человека задавать себе вопросы: «Кто я? Какова цель моей жизни? Как мне жить полной жизнью в текущий момент? Как мне познать свое внутреннее Я?»

Очень важно для человека научиться говорить правду. Произнесение неправды ведет к разрушительному, негативному влиянию на человека.

Человек обладает великим даром природы отличать правильное от неправильного.

Поэтому очень важно развивать в детях силу различения, силу интуиции.

Уроки в разделе «Истина» ставят своей задачей развить в детях такие качества как любознательность, способность распознавания, чувство справедливости, бесстрашие, честность, оптимизм, стремление к познанию, способность к синтезу, решительность, единство мысли, слова и дела.

Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека.

Необходимые качества для праведного поведения:

1. Самообладание в мыслях и чувствах.

2. Самообладание в поступках.

3. Терпимость.

4. Светлое настроение.

5. Сосредоточенность.

6. Доверие.


Правильное поведение идет от сердца и приносит человеку удовлетворение. Оно является выражением внутренним состояния человека. Надо научить доверять голосу совести, жить по совести.

Цели образовательного процесса в обучении праведного поведению:

● пробудить заложенную в каждом человеке способность различать и слышать голос совести;

● укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в повседневной жизни качество Праведного поведения;

● праведное поведение – принцип, которого не причинение вреда ни самому себе, ни другим. Для этого необходимо выполнять и уважать законы природы и государства.

● праведному поведению можно научить только личным примером.

Думаю, истоки Праведного поведения заложены в сердцах людей и проявляются через слова и поступки. Поступки человека и его поведение в той или иной ситуации зависят, прежде всего, от его воспитания. Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и в повседневной жизни и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по-настоящему образованным человеком.

Ответы на простые важнейшие вопросы человек носит внутри себя; и как раз «простые» вера, надежда, любовь, добро и образуют эти ответы. М. Мамардашвили писал: «Первый признак морали состоит в том, что она причина самой себя. Например, совесть для своего существования и свершения не имеет никакой причины вне себя. Совесть причина самой себя. Как только мы привносим время или фактическую полезность в мораль, мы выпадем из нее и уже не мыслим как моральные существа». Таким образом, философ подчеркивал, что истинно моральные явления абсолютно бескорыстны. Когда человек рассуждает: пусть все будут добрыми и тогда я буду добрым, то он не плох сам по себе, но он еще не мыслит.


Анализ из личного опыта


Раскрывая сущность праведности, думаю, необходимо, затронуть личное понимание Праведного поведения в собственной жизни. Праведное поведение процесс очень сложный и многогранный. Основы нравственности заложены в каждом человеке с рождения и, конечно, большая роль в развитии нравственности отводится учителю. Но, все же, считаю, что главные учителя. в жизни каждого – это родители. Я выросла в дружной семье. Была второй дочкой, любимицей отца. Меня с самого детства наставляли на правильный путь. Забота о сестренок и ответственность за все происходящие между нами недоразумения с детства лежали на мне. Со временем, круг обязанностей и людей, за которых я несла ответственность, расширился. Практикуя праведное поведение, мне не пришлось специально изучать какие-то принципы и перестраивать себя. Меня радует, если удаётся кому-нибудь помочь, и я всегда стараюсь первой предложить помощь.


Праведное поведение не всегда явно выражается. Человек в разных ситуациях может вести себя по-разному. Главные стимулы, которые направляют человека на праведный поступок - это совесть и воспитание. Совесть - внутренний голос, главный измеритель между добром и злом и у каждого это свой измеритель. Но, если человек живет в ладу со своей совестью, значит он живет по праведным законам. Мне легко со своей совестью и анализируя практику праведного поведения в своей жизни, я заметила, что стала больше задумываться об общечеловеческих ценностях. Считаю, что статус мамы и учителя обязывает меня самой следовать принципам праведности и, личным примером, призывать к праведным поступкам своих учеников.

Практикуя данную ценность во время прохождения практики я заметила за собой, что стала доверять людям. Раньше я людям не доверяла ,потому что зачастую мое доверие к окружающим обворачивалось мне злом. И я сделала для себя вывод, что больше не буду доверять людям, раскрывать свой мысли.

Девизом моей жизни была пословица «не делай добро, не будет и зла».

Но после прохождение курсов, практикование ценности ПП я по другому посмотрела на свою жизнь.

3. Заключение

Таким образом, Праведное поведение – это нравственные и этические нормы, продиктованные голосом сердца, основанные на бескорыстной любви и служении, жизненно необходимые человеку как частице общества, страны, мира и Вселенной, охранять которые - его священный долг во имя собственного и всеобщего благополучия. Так пусть же древний завет «поступай по справедливости» станет золотой нитью, украшающей дела и мысли всех людей на земле.

Мы, родители и учителя, должны стать умелыми садовниками, заботливыми и мудрыми, направляющими, но и дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала наших детей. Есть старая китайская пословица: «Если смотришь на год вперёд – посади семена. Если смотришь на 10 лет вперёд – посади дерево. Если смотришь на целую жизнь вперёд – развивай молодёжь».

Итак, главные правила для того, чтобы вести праведный образ жизни:

Будьте хорошими!

Думайте о хорошем…

Говорите хорошее…

Слушайте хорошее…

Смотрите на хорошее…

Делайте хорошее…

Вот путь к Счастью!







4. Использованная литература

Маллаев Д.М. Этические нормы – нравственная основа формирования личности // Современная наука: пролемы и перспективы. Выпуск 2. / Под ред. Д.М. Маллаева, П.О. Омаровой. – Махачкала: ДГПУ, 2002. – С. 60-62

Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Ж. Поиск истины – Дагестана. – 2003, № 9-10. – С. 46-50.

Принципы ненасилия – М.: 1991.

Семлер Ж. Выход из насилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990

Интернет ресурсы.

Франк С.Л. «реальность и человек». – М. 1997 г.

Википедия (свободная энциклопедия), "Общечеловеческие ценности" - http://ru.wikipedia.org

С.А. Назарбаева «Этика жизни»

Руководство для учителя. Базовый уровень. Алматы 2015 г.

Корчак Я. Антология гуманной педагогики. - М., 1997

Сухомлинский и его педагогическая система

http://studopedia.ru/6_149590_vasuhomlinskiy-i-ego-pedagogicheskaya-sistema.html

В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» 1985 г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!